Северный Полюс 2007 - Научная экспедиция ПАЛЭКС




1

Архипелаг Шпицберген (Spitsbergen) расположен в Северном Ледовитом Океане на расстоянии примерно 1300 км от Северного Полюса

Архипелаг Шпицберген служит пересадочным пунктом на пути к Северному полюсу

Закончены суматошные сборы в Москве, последний багаж в спешке сдан на транспортный самолет. Наша группа из 14-ти человек вылетает в город Лонгийр расположенный в архипелаге Шпицберген, чтобы от туда переместиться на дрейфующие ледовые поля в районе Северного полюса.

Панарктическая ледовая дрейфующая экспедиция (ПАЛЭКС) организована Институтом Океанологии имени Петра Ширшова РАН России, в рамках российского проекта Международного Полярного Года (МПГ). Научный руководитель экспедиции, заслуженный полярник, Мельников Игорь Алексеевич.

Сегодня на Шпицбергене экономическую активность осуществляют лишь Норвегия и Россия

Крупнейшие острова архипелага - это Западный Шпицберген и Северо-Восточная Земля

Основной целью экспедиции ПАЛЭКС является сбор информации о состоянии снежно-ледяного покрова и подледного слоя воды, компонентах экосистем морского льда водной массы в районе Трансарктического дрейфа.

Арктикой называют район севернее полярного круга, включающий Северный Ледовитый Океан, северные части Тихого и Атлантического океанов, Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Шпицберген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Северную Землю, Hовосибиpские острова и остров Врангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Единственный аэропорт на Шпицбергене находится возле поселка Лонгйир. До российского города Баренцбург, расположенного примерно в 55 км от аэропорта, можно добраться на снегоходе или вертолете. Автомобильных дорог тут практически нет. Да и не очень они тут нужны

Слово "артокс" по-гречески означает "медведь", и арктический регион берет свое название от созвездия Большая медведица.

Под крылом самолета пролетает Кольский полуостров, Белое и Баренцево моря. Появляются суровые белые хребты Шпицбергена.

Аэропорт норвежского города Лонгйир.
Сюда с материковой Норвегии почти каждый день летает регулярный рейс, привозящий, в основном, туристов

По договору от 9 февраля 1920 года, Шпицберген был передан Норвегии, однако все 39 стран, участвовавших в подписании "Шпицбергенского трактата", сохраняли право использовать его в хозяйственных целях. Сегодня на Шпицбергене экономическую активность осуществляют лишь Норвегия и Россия. Коренного населения на Шпицбергене нет, на архипелаге живут около 1,2 тысячи норвежцев и около 850 российских и украинских граждан, занятых в основном добычей угля. Административный центр Шпицбергена - норвежский поселок Лонгйир (Longyearbyen). Помимо Лонгйира и другого норвежского поселка Нью-Олесунд, на Шпицбергене расположены два российских поселка: Баренцбург и Пирамида.

Шпицберген имеет гористый рельеф (высшая точка - гора Ньютон 1712 м), его берега изрезаны фьордами. Ледники занимают более половины поверхности островов

Берег фьорда Исфьорд

Норвежский город Лонгйир - самый большой город на архипелаге насчитывает около 1000 жителей. По причине экономии средств, ночевать летим на вертолете в недалеко расположенный российский город Баренцбург. Баренцбург - второй по величине населенный пункт на архипелаге Шпицберген. Его населяют около 850 жителей. Главная экономическая активность поселка - добыча угля компанией Арктикуголь.

Ветер несет сухой снег. Температура -15°С, но из-за ветра и резкой перемены температуры, кажется значительно холоднее.

Селимся в гостинице, и вовсю пропиваем и проедаем казенные средства.



Русский город Баренцбург

Дымит черным дымом местная ТЭЦ.
Угольная пыль тонким слоем покрывает снег

2

После утренней еды идем прогуляться по городку. Угольная пыль тонким слоем покрывает снег. Дымит черным-черным дымом местная ТЭЦ. Контраст с окружающими белоснежными холмами просто потрясающий.

Морозно. Белые склоны гор спускаются к холодному морю. Горы на Шпицбергене, хоть и не высокие, но очень красивые. Волнения в фьорде почти нет.

Фьорд это извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько раз превосходит ширину. Фьорды возникли в эпоху четвертичного оледенения в результате обработки ледником и последующего затопления морем речных долин и тектонических впадин.

Гренландское море омывает холодные берега архипелага

Фьорд Гренфьорд

Посетили местный музей посвященный истории и исследователям здешних мест. На полу стоит экспонат - брезентовая палатка, в которой жили геологи. Некоторые и сейчас такие в походы берут, правда в таких условиях не живут. Также тут выставлены всякие чучела, коллекции камней и многое другое.

Кушать нас отправили в более дешевую столовую, расположенную в другом доме. Видимо чтобы уменьшить расходы на нас. А вообще условия проживания и питания у нас отличные.

Кроме Баренцбурга, на Шпицбергене есть и другой шахтёрский посёлок - Пирамида, но он нежилой. Своё название посёлок получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан.


Береговая линия состоит из льда и снега

Баренцбург расположен тут из-за убыточных угольных шахт, которые позволяют оставаться России на этих островах

Кроме Баренцбурга на Шпицбергене есть и другой шахтёрский посёлок - Пирамида, но он нежилой

Площадь арктических морских акваторий составляет около 20 млн. км2




Список участников экспедиции

Мельников Игорь Алексеевич научный руководитель экспедиции, биолог, водолаз
Дикарев Сергей Николаевич гидрофизик
Евдокимов Юрий Викторович заместитель руководителя экспедиции, гидрофизик, водолаз
Новигацкий Александр Николаевич геохимик
Хлебопашев Павел Владимирович гидрохимик, водолаз
Писарев Сергей Викторович океанограф
Кременецкий Вячеслав Вячеславович гидрофизик
Илларионов Сергей Николаевич инженер
Ляховец Сергей Витальевич инженер-программист
Петровский Томаш Валерьянович океанолог
Безгрешнов Андрей Михайлович метеоролог
Кузьмин Сергей Борисович океанолог
Андреев Олег Михайлович метеоролог
Кленов Андрей Сергеевич механик


 

Белых медведей мы, к сожалению, видели только в музее

С геологической точки зрения архипелаг представляет собой один из самых интересных в мире районов

3

Утром в темпе собираемся, по телефону пришла команда лететь в Лонгйир. Прилетели на вертолете. Долго выясняли, ждали в аэропорту. Оказалась ложная тревога, сегодня лететь не надо, зря сгоняли вертолет туда-сюда. Полностью груженый самолет недавно улетел на станцию "Барнео". Дрейфующая станция расположена на 89,43 градусе северной широты, недалеко от полюса.

С борта вертолета хорошо видно горную систему Шпицбергена. С геологической точки зрения архипелаг представляет собой один из интересных районов. Здесь геологи могут посмотреть в историю Земли самых отдаленных времен - от докембрийского до четвертичного периода.

На Шпицбергене с октября по февраль наступает полярная ночь.
В июне-августе температура поднимается выше нулевой отметки, зато редко опускается ниже -20°С

Главная улица поселка Лонгйир с магазинами, супермаркетами, кафе и барами

Исследование северных просторов началось довольно давно. Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к 4 веку до н.э.

Большую роль в исследовании района сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596. Рейсы из Атлантического океана до реки Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.


Снега тут достаточно много, тает он только коротким летом. Основной транспорт местных жителей это снегоходы

Поселок Лонгйир довольно небольшой

4

Утром опять летим в Лонгйир и рейс опять откладывают. Добираемся до своих вещей, в спешке сданных в багаж еще в Москве. Такая радость получить свои теплые штаны!

На складе загружаем первую половину нашего груза в машину, едущую на погрузку самолета. Бардак полный, все вещи перепутаны с чужими. Будет удивительно, если весь груз доедет до места назначения. Часть его в таком бардаке может и в Антарктиду попасть :)

В 1973 году примерно половина Шпицбергена стала охраняемой территорией

У нас есть сколько-то времени до отлета и мы идем гулять по главному городу снежного архипелага.

Обмерзшая пристань

Лонгйир расположен на берегу фьорда в 5-ти километрах от аэропорта. Аккуратные разноцветные домики, супермаркеты, бары - все предназначено для туризма.

Нас поселили в местную гостиницу. Комната малепусенькая - пространство используется с максимальной эффективностью. Баренцбург мне понравился больше. В нем более родная, спокойная обстановка.

В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц

Белые склоны гор спускаются к холодному морю

Деревья на Шпицбергене не растут совсем, только мелкие растения. И вполне понятно почему - 60 процентов площади земли круглый год покрыто льдом и снегом. Глубина вечной мерзлоты достигает 500 метров.

В Лонгйире под эгидой ООН создаётся всемирный банк-хранилище посадочного материала всех сельскохозяйственных растений, существующих в мире. Хранилища расположатся в вечной мерзлоте на глубине 300 метров, в заброшенных угольных шахтах, которых тут навалом.

Старая канатная дорога транспортировала угль от места добычи в порт

Сейчас уже уголь возле Лонгйира не добывается,
а канатную дорогу сохранили для показа многочисленным туристам

Над Лонгйиром нависает канатная дорога для транспортировки угля в порт. В основном трос с ковшами снят, но местами еще пока висит, как памятник причине основания поселка. Нелегок труд шахтеров долбящих вечную мерзлоту.

Прибрежная линия Гренландского моря покрыта ледяной коркой льда и сосульками.

Вечером, как начало темнеть приходит команда срочно вылетать. Самолет уже стоит на полосе.




 

Выходить из города без оружия не рекомендуется, могут встретиться белые медведи

В заброшенных шахтах Лонгйира создаётся всемирный банк-хранилище посадочного материала

Ледышка

Аэропорт расположен в 5-ти километрах от поселка Лонгйир



 

Восход солнца за иллюминатором самолета,
несущего нас в сторону Северного Полюса

После посадки на ледовый аэродром дрейфующей станции "Барнео"
расположенной на 89,43 градусе северной широты, недалеко от полюса

Верхушки белоснежных холмов розовеют в лучах садящегося солнца.

Быстро собираемся. Вылетает первая половина группы с частью груза, другая половина полетит позже следующим рейсом.

После короткого пробега, взлетаем на транспортном самолете Ан-74.

Постепенно зашедшее солнце всходит опять - наступает полярный день.



Транспортировка груза от полосы на будущее место лагеря производится снегоходами и трактором

5

Видимости почти нет. Самолет снижается. Вблизи пролетают темные трещины в ледовом панцире. Разворот, посадка на ледовый аэродром дрейфующей туристической станции "Барнео".

Рядом с взлетно-посадочной полосой валяются занесенные снегом парашюты и разбитые топливные бочки

Экспедиционный центр ассоциации полярников России «Полюс» и агентство «Викаар» имеют разрешение на строительство и эксплуатацию временной взлетно-посадочной полосы на дрейфующей льдине около Северного Полюса. Строительство базы «Барнео» сложный процесс требующий координации усилий нескольких авиакомпаний и разных организаций, по всей России, включая высокопоставленных чиновников из Министерства Транспорта России, Министерства Обороны и ФСБ.

Слово "артокс" по-гречески означает "медведь"

Рядом с взлетно-посадочной полосой валяются занесенные снегом парашюты и разбитые топливные бочки. Часть парашютов с топливом при десантировании не раскрылась. В конце марта сюда были сброшено 20 платформ с топливом, трактор, лагерное оборудование и несколько человек, которые обеспечивали строительство полосы. Трактор работал плохо, при очистке полосы возникали трудности. Раньше использовали трактор с механическим приводом, сейчас решили использовать буржуйскую технику, в результате замерзла гидравлика. В прошлом году сброшенный с самолета трактор разбился - не раскрылся парашют. Детали раскидало на сотни метров вокруг. Десантирование груза и строительство полосы приходится повторять каждый сезон. За лето льдина тает, ломается, ее сильно сносит от Полюса. Если ее вынесет в теплые моря, она может и полностью растаять.

Лагерь вертолетчиков.
В особо оживленные моменты на льдине находилось два самолета Ил-74, два вертолета и винтовой самолет

Топливо

Взлетная полоса имеет длину порядка 1,2 км и помечена черными мешками, для объема набитых снегом. Пилоты говорят, что садиться нормально, а взлетать тяжелогруженому не просто.

Время посадки около 3 ночи, но наступивший полярный день делает это неважным.

По ощущениям не очень холодно, видно из-за сухого воздуха и плохой погоды.

После разгрузки самолета, он почти сразу улетел за следующей половиной нашей группы. На трех снегоходах возим вещи к месту нашего лагеря, расположенному в сотне метров от самой станции "Барнео". Нам также помогает трактор.

Установили палатки. Через нашу палатку проходит небольшая заросшая трещина. Солнце низко висит над торосами, перекатываясь по кругу на одном расстоянии от горизонта.

Бурение лунок для опускания приборов - задача не простая

Ледовый панцирь покрывает все пространство вокруг Северного Полюса

Перед приемкой следующей партии груза и людей легли немного поспать.


6

Прилетела вторая группа. Рассортировали вещи, подготовили стационарные лагеря для дальнейшей заброски. Всего у нас будет 4 лагеря - базовый и 3 стационарных, расположенных в разные стороны от базового.

Валяющуюся вокруг фанеру и парашюты использовали для утепления пола палаток.

Вообще условия проживания тут довольно комфортные. Этот текст я пишу сразу на ноутбуке, стоящем на столике.

Северный Полюс расположен в центральной части Северного Ледовитого океана. Ледовый панцирь покрывает все пространство вокруг. Панцирь состоит из полей и льдин, разделенных свежими и замерзшими трещинами. Средняя температура зимой около -40 °С, летом поднимается до 0 °С.

В 1937 году СССР организована первая станция «Северный Полюс-1» под руководством Ивана Папанина

Наш лагерь

Еще в начале 17 века Генри Гудзон, Уильям Баффин и другие исследователи в поисках Северо-Западного морского пути проникли в весьма высокие широты. Однако идея организации экспедиции к Северному Полюсу возникла гораздо позднее. Возможно, первыми достигли Северного полюса экспедиции американцев Фредерика Кука в 1908 году и Роберта Пири в 1909 году, хотя в настоящее время считают, что на самом деле ни Куку, ни Пири так и не удалось побывать на полюсе. В 1926 году над полюсом пролетел дирижабль, управляемый Умберто Нобиле.

 

6 апреля 2007 состоялось официальное открытие станции "Иван Папанин",
названной в честь знаменитого полярника и расположенную рядом со станцией "Барнео"

В мае 1937 года СССР при помощи самолёта в районе Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный Полюс-1» под руководством Ивана Папанина. Однако, высадка непосредственно на полюсе была осуществлена другой советской экспедицией лишь в 1948 году. Американская подводная лодка SSN-578 всплыла у полюса в 1959 году, а в 1962 году - советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». 17 августа 1977 советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании.

В центре океана проблема с пресной водой практически не стоит. Хоть и сам морской лед соленый, но выпавший снег вполне пресный. Да и лед постепенно от времени преснеет, но для получения воды он все равно не годится.

По другую сторону от взлетной полосы расположены палатки вертолетчиков. В их распоряжении два вертолета, катающих туристов на Северный Полюс.

К вечеру прилетел самолет, привез марафонцев с велосипедами. А нам привезли карабины для защиты от белых медведей, увидеть которых тут большая удача.

Повесили флаги возле базовой палатки. Состоялось официальное открытие станции.



7

Арктика характеризуется суровым климатом

Велосипедисты ездят туда обратно по взлетной полосе

Погодя ясная и морозная. Похолодало, что-то около -30°С. Одежда возле рта обмерзает, видимость во время дыхания снижается. Трескаются провода и перчатки. Двигаться приходится довольно бодренько, то и дело разогревая то руки то ноги.

Каждый занимается чем-нибудь нужным. Мы с Юрой мотаем лебедки, которые не успели намотать в Москве.

Марафонцы-велосипедисты ездят туда обратно по взлетной полосе. Что в этом интересного, и зачем для этого нужно прилетать сюда? Стоимость самой дешевой путевки на 3 дня составляет 11000 евро.

В палатке у нас печки, электричество и даже умывальник. Спим на раскладушках. На каждый лагерь у нас рассчитано по два генератора, мотобур, мотопилы, столики, стулья, и др. В каждом лагере будут установлены по две палатки - одна для проживания, другая гидрологическая - в ней будет расположена лунка, куда с помощью лебедок будут опускаться различные приборы и браться пробы. Еще, конечно, маленькая туалетная палатка. Для каждой группы есть спутниковый телефон системы "Иридиум". На столе кучи ноутбуков и другой электроники.

Гало вокруг солнца

Научный руководитель экспедиции, заслуженный полярник,
г.н.с. ИО РАН, д.б.н. Мельников Игорь Алексеевич

Сезон постройки базы "Барнео" начинается в конце марта, когда два вертолета отправляются на север и после дозаправки создают временную базу на дрейфующий льдине. Дальнейший полет на север нужен для разведки подходящего места для строительства основной базы. Обычно район для строительства базы, располагается между 88,5 и 89,5 градусом северной широты и 90 и 140 градусом восточной долготы и каждый год выбирается, основываясь на анализе космоснимков и с учетом характера дрейфа. Нужна большая, ровная льдина с несколькими возможными местами для строительства. После того как льдина найдена, грузовой самолет ИЛ-76 с топливом, трактором и остальным снаряжением производит десантирование техники и специалистов, которые и будут заниматься постройкой полосы.

Во время мороза нужно смотреть на лица своих товарищей, чтобы успеть заметить белые пятна на лице. Если их вовремя не растереть, можно получить обморожение

Вторым грузовым рейсом довозится, топливо и материалы, необходимые для оборудования лагеря. Также во время работы «Барнео» из Лонгйира на самолете АН-74 довозится дополнительное топливо и оборудование.

Наблюдали интересное атмосферное явление - гало вокруг солнца. Гало это световое кольцо вокруг Солнца или Луны. Гало возникают вследствие преломления и отражения света ледяными кристаллами, образующими перистые облака и туманы.


Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, даже летом, что ограничивает количество поступающей солнечной энергии

8

Еще немного похолодало до -35°С. Между двойным ботинком нарастает лед, приходится его вытряхивать. А так вроде нормально. Немного в палатке погреешься - и наружу работать.

Арктика характеризуется суровым климатом с большими колебаниями освещенности и температуры. Одна из основных особенностей арктического климата состоит в том, что солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, даже летом, что ограничивает количество поступающей солнечной энергии.

Медведи обычно не заходят в такие высокие широты,
но ружья нам на всякий случай выдали

Холодный воздух над Северным Ледовитым Океаном смягчается теплом, выделяющимся через лед из нижележащей воды, но зимой температура воздуха над постоянным паковым льдом все-таки сильно понижается. Холодный воздух не может удерживать много влаги. Вместе с нехваткой открытой воды это создает очень сухие условия в высокоширотной Арктике. Возможны частые снегопады, но каждый раз снега выпадает мало, так что суммарное накопление снега зимой невелико.

Андрей постоянно занимается починкой генераторов и снегоходов. На холоде полетели почти все свечи, видимо не предназначенных для такого мороза. Заказали штук 30 свечей на Большой земле. Постоянно следуют звонки то в Лонгйир, то в Москву - что-нибудь докупить и передать сюда. Из-за сборов в спешке некоторые веще взять забыли.

Уже пробурены лунки, куда будут опускаться зонды. Бурение лунок для опускания приборов - задача не простая. Делается несколько дырок мотобуром, потом ледяная крошка выгребается. Когда бур полностью пробивает лед, лунка затапливается водой, и добуривать приходится уже под водой. Глубина тут не малая - доходит до 5 км. Если что упустишь, не достанешь.

Все батометры (прибор для взятия проб воды) оказались непригодными к употреблению - текут. Сам прибор устроен так, что при бросании грузика по тросу, его удерживающему, грузик ударяет по определенной точке прибора и он захлопывается, сохраняя в себе пробу воды с определенной глубины. Заказали несколько штук в Москве.

Постепенно бардак идет на убыль и жизнь входит в рабочее русло.

Со льдом в тут последние время проблемы. Маловато становится.

Измерение толщины льда.
Делается это очень простым методом - бурится дырка до воды, после чего в дырку засовывается мерная палка с гвоздем на конце

9

Потеплело до -30°С. Но ресницы все равно смерзаются.

Установили портативную метеостанцию, будем знать что у нас за бортом, до этого температуру узнавали на "Барнео".

Томаш с Андреем ездит в разные стороны на "Буранах", делает замеры толщины льда. Похоже, ледовый панцирь здорово уменьшился. Толще 2 метров пока не нашли.

Со льдом в тут последние время проблемы. Потепление уничтожат Арктику. Толщина льда на данный момент составляет в среднем 1,2-2 м, причем лед в основном однолетний. В 1968 году толщина льда составляла 3-7 метров

Что интересно, льда толщиной 1,2-2 м с запасом хватает чтобы принять на себя самолет весом 27 тонн.

Торосы образуются во время наползания льдин друг на друга. Езда на "Буранах" по торосам дело непростое и веселое. Ровные участки льда позволяют разогнаться, но у подножья торосов лежит мягкий снег, скрывающий ледяные глыбы. Если вовремя не сбавить скорость можно сломать переднюю лыжу. В мягком снегу снегоход часто застревает, приходится приподнимать его руками.

"Группа захвата"

Торосы образуются во время наползания льдин друг на друга

Домотали и разметили последнюю лебедку.

Для проверки опускали с большой лебедки груз до глубины 1,5 км.

Все готово для отправки трех стационарных лагерей, но пока не подвезли бензина.


10

Не сильно напряженный день.

Пробы толщины льда дают те же результаты - толщина не превышает 2 м. Пробы берутся по линии с шагом измеряемым с помощью "Буранов". За один привязывается веревочка и он уезжает за торосы пока веревочка не кончится. Пока бурится отверстие, его догоняет второй Буран.

Невдалеке от лагеря расположена небольшая трещина, красиво заросшая солевыми кристаллами. Прозрачные цветы имеют большие размеры и фантастические формы!

Замерзающая трещина

Зимой 90% акватории Северного Ледовитого Океана покрыто дрейфующими льдами

Солевые цветы характерны для молодых льдов

Солевые кристаллы на поверхности льда, образуются в результате вымораживания


 

Северный Ледовитый Океан является замерзшим океаном

В феврале - марте, время максимального распространения снежного покрова на суше в Северном полушарии

Северный Ледовитый Океан наименьший по площади океан земного шара. Наибольшая глубина составляет 5527 метров. В рельефе дна выделяются шельф, крутой материковый склон и ложе, расчлененное подводными хребтами Гаккеля, Ломоносова, Менделеева на глубоководные котловины.

Зимой 90% акватории Северного Ледовитого Океана покрыто дрейфующими льдами, температура поверхностных вод близка к температуре ее замерзания. Летом температура вод изменяется от температуры замерзания до 5 °С и больше в отдельных районах.

Снег быстро заметает трещины, и можно легко их не заметить и провалиться

Прозрачный лес

В феврале - марте, время максимального распространения снежного покрова на суше в Северном полушарии. Интересно, что в это время в Северном Ледовитом океане температуры воды самые высокие и ареал плавучих льдов сокращается. В любое время года около 25% Мирового океана сковано льдом.

Завтра с утра решили начинать заброску стационарных лагерей, основной запас топлива подвезем позже.



18000 лет назад большая часть Северного полушария была покрыта льдом. Лед покрывал почти 30% площади земного шара

Вероятно, что климат дальше будет постепенно ухудшаться вплоть до очередного развития ледниковых покровов на Земле

Когда льды наползают друг на друга, они поднимаются над поверхностью на несколько метров. Вода стекает с ледяных глыб и образует сосульки, на которые намерзает сдуваемый ветром снег

Установка одного из трех стационарных лагерей, необходимых для снятия пространственных показаний приборов






"Булава"

11

Встали необыкновенно рано. Тремя рейсами вертолета забросили лагеря на восток, юг и запад на расстояние примерно 20 км.

Виды с вертолета открываются фантастические! Бескрайние белые поля, ограниченные грядами торосов разрезают черные, свежие трещины имеющие непредсказуемые формы. Иногда ширина трещин достигает сотен метров!

Восточный лагерь называется «Евгений Федоров» состоит из трех человек: Слава Кременецкий, Серей Илларионов и Сергей Кузьмин.

Гражданский транспортный вертолет
Ми-8

Южный лагерь «Петр Ширшов» также состоит из трех человек: Сергей Дикарев, Павел Хлебопашев и Андрей Безгрешнов.

Группа в лагере «Эрнест Кренкель» также состоит из трех человек: Сергей Писарев, Саша Новигацкий и Олег Андреев.

Восточный лагерь получился самым удобным, но и остальные неплохи. Помогли поставить жилую и гидрологическую палатки, пробурили лунки во всех лагерях. У стационарных лагерей есть все необходимое для автономного существования.

Нас осталось пятеро в базовом лагере. Лагерь называется «Иван Папанин» и состоит из следующих людей: Игорь Алексеевич Мельников, Томаш Петровский, Андрей Кленов, Юра Евдокимов, Сергей Ляховец.

С утра погода отличная, к обеду портится - видимость падает.

Из вертолета

Трещины в ледяном панцире Арктики

Вечером перебурили лунку, переставили поближе нашу гидрологическую палатку, чтобы в плохую погоду далеко не ходить.

Жизнь перешла в спокойное русло.

Сейчас Земля переживает очень теплую эпоху. Всего лишь 18000 лет назад большая часть Северного полушария была покрыта льдом. В то время ледниковый лед покрывал почти 30% площади земного шара. Наверно климат дальше будет теплеть. Даже сейчас наша планета испытывает значительное воздействие льда. Ледники занимают почти 11% площади суши. Еще 14% приходится на долю многолетнемерзлых грунтов.

Станция "Барнео", станция "Иван Папанин" и база вертолетчиков с воздуха

Измерение вертикального профиля температуры и солености

12

С утра начинаем выполнять научную программу.

Для измерения вертикальных профилей температуры и солености используем высокоточные CTD зонды производства компании SeaBird Electronics (CША). Зонд меряет температуру, соленость воды и давление. Стоит примерно 30000$. Датчики прибора рассчитаны на опускание до глубины 3400 м. Сейчас на тросу опустили зонд SeaBird SDE25, только на глубину 550 м. Измерения делаем синхронно с стационарными лагерями 2 раза в сутки.

Процесс постройки взлетно-посадочной полосы в этих ледяных просторах может занять до недели

Усилился ветер до 6 м/с, но и потеплело до -20°С.

Возле станции на расстоянии 150 м торосится лед. Где-то вдоль разлома ледового поля наползают друг на друга льдины, что сопровождается скрежетом и треском. В некоторых местах открывается свободная вода, которая быстро заносится сдуваемым ветром снегом. Масштабность и мощь впечатляет!

Черная глубина

Температура воды у поверхности океана составляет -1,8°С. С глубины 170 м до 700 м находится теплый слой атлантических вод, принесенных Гольфстримом, температурой до 1,4°С.

На конце и без того не длинной взлетной полосы появилась трещина. Но самолету для взлета места пока еще хватает.

Ледовая полоса может принимать только ограниченное количество типов самолетов

Процесс постройки взлетно-посадочной полосы в этих ледяных просторах может занять до недели, в зависимости от многих обстоятельств. Нужно подготовить полосу длиной не менее 1200 метров и шириной не менее 40 метров. Обеспечение достаточных параметров создает дополнительные трудности, потому, что средний размер ледовых полей в районе, как правило, меньше, чем требуется для строительства.

Паковый лед - это лед, сформировавшийся непосредственно в результате замерзания поверхности моря. Новообразованный паковый лед редко имеет мощность более 20 см, но за ряд лет старый лед может достичь мощности до 4 метров и более

Ледовая полоса может принимать только ограниченное количество типов самолетов. Наиболее надежным, эффективным и безопасным в работе является АН-74, реактивный самолет, приспособленный для взлетов и посадок на ледовую полосу.


13

Трещина за ночь почти ликвидировалась. Сошлись края, замерзла вода, осталась только молчаливая гряда торосов.

Когда паковый лед расчленяется на отдельные льдины, в поясе льда могут появиться трещины и разводья, когда же льдины сбиваются ветром и течениями, в результате столкновения краев льдин могут образовываться "гряды выдавливания" из битого льда, возвышающиеся над поверхностью на 10 метров и более

Утром и вечером у нас связь с лагерями - нам диктуют текущую обстановку, метеоданные и координаты. Через спутниковую связь "Иридиум" плохо слышно некоторые наземные телефоны (к ним и мобильные относятся), а вот между собой нормально. Интернет работает, но очень медленно 200-400 байтов в секунду. Только почту и можно проверять. "Иридиум" - единственная связь, которая работает на полюсах и на всей остальной поверхности Земли.

Температура воды у поверхности океана составляет -1,8°С.
С глубины 170 м до 700 м находится теплый слой атлантических вод,
принесенных Гольфстримом, температурой до 1,4°С

В лагерях сегодня довольно весело, парни не скучают!

У Славы Кременецкого чуть не произошел пожар - открывали канистру с бензином, и бензин брызнул на печку. Канистру удалось выкинуть в окно. Палатка не пострадала, только бензина почти не осталось.

У группы Сергея Дикарева сломался генератор. Еще они зачем-то порезали трос пополам, разобрали лебедку - сломали все что можно. Теперь будут все делать вручную.

Только у Сергея Писарева скучно - все идет по плану.

Вчера нам привезли несколько бочек с бензином для генераторов и мотобуров.

Сейчас дрейф направлен на север. Находимся на 89°41" северной широты.

Ветром ветром порвало туалетную палатку, теперь "по-большому" приходится ходить в туалет на "Барнео". А для "по-маленькому" приспособлена бочка 200 л из под соляры с лейкой.


Причудливый, фантастический пейзаж ледяного поля

Треск, скрежет, визг наползающих льдин сопровождал наш дрейф

В это время года Солнце не заходит за горизонт - крутится по кругу

Смещение льдин





Значение ледяного покрова Земли огромно. Приблизительно 75% ресурсов пресной воды сконцентрировано в ледниках

Огромные массы льда, развитые в полярных районах, оказывают существенное воздействие на климат планеты, а также на колебания Мирового океана

14

Наступило "лето". Температура повысилась до -6°С. Ветер 11 м/сек. Можно выходить из палатки без шапки и перчаток! Дрейф довольно сильный 700 м/час.

Аэродрома больше нет, его порвало во многих местах. Трещины по два метра шириной пересекают полосу зигзагом вдоль. Ветер несет снег, видимость плохая. Все ходят очень расстроенные - лишней работы подвалило.

После утреннего опускания SeaBird, идет опускание батометра, которое происходит с интервалом в несколько дней. SeaBird работает нестабильно, не хочет отдавать данные. Пришлось перезапускать его и сбрасывать данные.

Стена

Одной из задач экспедиции являлся планктонный лов с разных глубин, который позволяет анализировать биологию океана

Игорь Алексеевич с интервалом в несколько дней занимается планктонным ловом с разных глубин, опуская на лебедке мелкоячеистую сетку. Результат он помещает в наши тарелки до дальнейшей сортировки и заливки формалином.

У Славы Кременецкого небольшая трещина прошла рядом с гидрологической палаткой. Но в целом ничего страшного.

Сильный ветер гонит ледовые поля на север, и нас вместе с ними. К вечеру ветер меняется почти на противоположный. Надежда быть принесенными ветрами на Северный Полюс пропадает.

Взлетно-посадочную полосу постоянно ломало. При возможности занималась ремонтом аэродрома. Это делается довольно весело. В кастрюлях из снега топится пресная вода, которая лучше замерзает, чем соленая. Вода заливается в трещину вперемешку со снегом. Вот так все просто!

Температура за полтора часа изменилась с -5°С до -23°С. Закаляемся!

Вечером в гости заходили вертолетчики-парашютисты с Хатанги, которые прыгали для подготовки взлетной полосы.

Снежные наносы в воде


15

Похолодало, -28°C. Порывы ветра доходят до 24 м/с. Смотреть против ветра невозможно, снег бьет по глазам. Все вокруг белое и малоконтрастное, можно не заметить сугроб и упасть. Вокруг палатки снежные заносы. Палатки с вещами изнутри заполнены снегом. В гидрологической палатке все, в том числе потухшая печка, в снегу.

Многолетние морские льды, образующиеся на акватории Северного Ледовитого Океана,
выносятся из центрального Арктического бассейна, главным образом,
через Северный Полюс в пролив Фрама

Лунка за ночь подмерзает, приходится разбивать лед и вычерпывать ледяную крошку ситом. Диаметр постепенно уменьшатся - намерзает на стенки. С этим можно бороться или пилой или киркой, но только сверху. В глубине ничего особо не сделаешь, только перебуривать лунку.

Скорость нашего дрейфа доходит аж до 1.2 км/ч.

Погода в Арктике может быть весьма экстремальной

Из-за скачка напряжения сгорели блоки питания у Юриного и моего ноутбуков. У Томаша не работает клавиатура, он пролил на нее чай. Ему приходится набирать текст с помощью мышки на виртуальной клавиатуре. Хорошо, что блок питания Томаша подходит к моему компьютеру, и временами я подпитываюсь у него. У Игоря Алексеевича в ноуте рассадник вирусов. Также сгорели зарядки для 2-х сотовых телефонов и для одного сотового, служащего игровой платформой для Андрея. Заказали все из Москвы.

Чуть позже сгорела лебедка, видимо внутрь во время метели попал снег, или замерзла смазка.

После бури в гидрологической палатке все покрыто слоем снега

Томашу звонили знакомые из Антарктиды. Спутниковый телефон классная штука!

Еще хуже не работает SeaBird, глючит по страшному. Есть предложения использовать его (ценой 30000$) вместо груза при опускании сетки. Или, может быть, утопить? Вообще время проходит довольно весело, что же сломается следующим?

Снегоходы постоянно нужно чистить от снега, чтобы не обнаружить его в сугробе

16

Хорошая погода, солнечно, -27°С. За ночь нас сильно снесло в южном направлении.

В стационарных лагерях сегодня все в порядке. А вот завтра метеорологи обещают циклон сильнее вчерашнего.

После того, как ветром порвало туалетную палатку, решили построить туалет-иглу. Напилили из фирна кирпичей, выстроили слегка кривоватый снежный домик. Для простоты конструкции крышу сделали из фанеры. Из деревянного ящика сделали унитаз. Есть даже настоящая крышка с нарисованными пингвинами, которым тут как раз и место. Наш туалет стал даже довольно популярным туристическим местом.

Вертолетчики только сейчас смогли забрать с Полюса туристов и собак, седевших там из-за нелетной непогоды. Туристы здесь в основном иностранные. Среди туристов попадаются и ученые, прилетевшие сюда за всякими наблюдениями.


Базовый лагерь «Иван Папанин»

Строительство туалета-иглу

Процесс строительства

Снежный кирпич



Белая бахрома

Черный зигзаг

Разобрали, прогрели и починили сгоревшую лебедку. (Выкинули лишние детали :) ).

Началась активность по строительству нового аэродрома. Хорошего места вблизи нет. Новый будет значительно короче, чем старый.

Ночью прилетал маленький самолет - сбрасывал инсулин и другие лекарства необходимые для некоторых богатых иностранцев.

Трещины в ледовом поле выглядят довольно впечатляюще. Хотя все равно не верится, что глубина достигает 5 км.


Поверхность "земли".
Не верится, что под ногами бездна

Ездовые собаки для катания туристов

17

После утреннего зондирования проспали пол дня по приказу главного командования.

Вечером хозяин привезенных с полюса ездовых собак устроил на них катание. У собак толстенный мех, живут сугробах на улице. Как они не мерзнут не понятно. В метель выйти на улицу лишний раз не хочется, а они там живут.

Трактористы и помогающие им мужики уже сделали примерно треть нового аэродрома. Настроение у туристов не очень веселое - застряли тут надолго, хотят домой. А нам поломанная полоса в принципе не мешает - спокойнее спится без самолетов и новых туристов.

У нас в палатке разлилась канистра с соляркой. Сильно воняет и стоит лужей на полу. Вода на полу замерзает, а вот соляра нет ...

Старые печки работают уверенно, но с особенностями - по ночам бывают небольшие взрывы. Это когда соляра по трубочке начинает течь быстрей нормы. Но ничего страшного не происходит.


У собак толстенный мех, живут в сугробах на улице.
За ночь их полностью заметает снегом, получаются живые сугробы

Туристическая база "Барнео" отличается комфортом и всякими удобствами

18

Погода нормальная, небольшой ветерок.

Диаметр лунки постоянно уменьшается, лед смерзается, скоро не будет пролазить зонд.

Зонд глючит по новому - не пишет до глубины 50 метров, пробовали 3 раза. Ремонт становится похож на обряды колдунов. Бубен и маски пока не применяем, но дело к тому идет.

В 150 метрах от лагеря трещина разошлась на 50 метров. Прогулки вдоль трещин, окружающих лагерь довольно интересны. Практически на любом месте, где нет следов еще не ступала нога человека. Трещины живут своей жизнью - то сходятся, то расходятся, заносятся снегом, смерзаются или превращаются в гряду торосов. Сегодня некоторым даже удалось увидел всплывающих к поверхности нерп. Вообще природа тут красивая своей суровостью.


Последний из вариантов аэродрома перед отлетом

19

Видимость сегодня плохая, метель.

По утрам чудо техники за 30000$ категорически отказывается работать. Работает только по вечерам.

После опускания батометра на тросу у электролебедки образовалась колышка (сильный перегиб), которая может привести к обрыванию троса. Использование этой лебедки дальше стало невозможным, приходится пользоваться только ручной. Зато процесс стал значительно теплей и веселей!

Крыша в туалете постепенно проседает, пингвинов на крышке заносит снегом.

Говорят, что взлетную полосу уже почти построили. Длина составляет 700 м, ширина порядка 35 м. Полоса была даже изначально немножко длинней, но свежая трещина отхапала кусок. По информации от летчиков, на пустом Ан-74 можно взлететь и с полосы длинной 450 метров, если будет такая необходимость.

На "Барнео" смотрели рассказ про путешествие на собаках через Гренландию и Антарктиду в 1989 году. Рассказывал и показывал Виктор Боярский, участник этой экспедиции.

Комфорт у туристов полный - тепловые печки, полки с пластмассовыми цветами, привозная вода, газированная вода и другие прелести цивилизации. За одно и покушали, а то наш однообразный рацион уже надоел.


Туристы развлекались запусканием салютов

Зонд модели SBE19plus в лунке

20

Не выходя из палатки пересекли Гринвич и заплыли в западное полушарие.

Погода нормальная, к вечеру даже отличная.

Прилетел первый, за последнюю неделю, самолет. Полоса короткая, к тому же еще и кривоватая. Самолет отрывается в воздух за 50 м от трещины, ограничивающей полосу. Чуть не цепляет колесами торосы.

Некоторые работники "Барнео", до поломки аэродрома полетели в Лонгйир помыться на пару часов - пробыли там неделю. Одна из служащих аэропорта Лонгйира прилетела на "Барнео" погулять на несколько часов, пропустила свою работу, теперь наверно выгонят. Хотя все время почему-то ходила веселая-веселая. Арктика довольно непредсказуема и планирование тут носит весьма приблизительный характер.

На ближайшие сутки планируется совершить 4 рейса для вывоза застрявших тут туристов.

Какая-то иностранная девушка строит возле нашей палатке иглу. Ей кто-то с станции рассказал основные принципы, она тренируется. Говорит, что семинар по строительству иглу стоит в цивилизованных странах 600 евро.

Группа из Игоря Алексеевича, Андрея и Томаша поехала брать пробы льда керноотборниками на "Буранах" в западном направлении. Также они меряют толщину льда. Проехали порядка 4-х км. На обратном пути трещины разошлись, и им пришлось много объезжать, задержались довольно сильно.

Дикарев Сергей в восточном лагере ставит рекорды - опустил зонд ручной лебедкой до глубины 90 м , 10 раз за 1,5 часа. Также усердие проявляют и другие группы.

Утреннее зондирование почему-то получилось, а вечером зонд опять не хочет отдавать данные.

Третьим рейсом самолета привезли зонд и две зарядки для ноутбуков. Зонд более простой модели, SeaBird SBE19plus, рассчитанный на опускание до глубины 600 метров, но нам вполне подойдет.

В гости заходят всякие туристы, мешают спать.


21

Ночью прилетел винтовой самолет с Гренландии со всякими учеными на борту.

Томаш с Андреем продолжают мерить толщину льда на юг. Наезженные "Буранами" дороги уже отходят от станции во все стороны.

Прилетели всякие шишки - замдиректора ФСБ по терроризму, зампредседателя Госдумы, и другие. Еще мог прилететь мэр Москвы Лужков Ю.М., вице-премьер правительства России, замдиректора ФСБ и другие, но видимо у них не сложилось.

Игорь Алексеевич делал презентацию нашей работы, но пьяным чиновникам было не до нее.

Самолеты стали летать часто. Сейчас возле полосы стоит аж 3 штуки. Оживленное это место - околополюсное пространство.

Отбор проб льда

Среди льдов

22

Игорь Алексеевич, Юра и Томаш полетели попутно с туристами на полюс сделать замеры. Мест было мало, остальные не влезли.

Привезенный зонд перестал работать, как и старый. Поэтому залетели в восточную группу за Славой с зондом. Забыли один из ящиков со всяким нужным барахлом, пришлось отправлять его на полюс следующим вертолетом.

Ледовый керн

Киноактер Михайлов заходил в гости. Замминистра ФСБ просил подбросить на "Буране" до самолета.

Прилетел директор Института Океанологии Роберт Нигматулин со своим приятелем замдиректора Института Экономики. По просьбе начальства, отправили их на полюс ближайшим рейсом.

Вечером часть нашей группы во главе с руководителем нажралась и была невменяема.


Типичный пейзаж в районе Северного Полюса

Самолет Ан-74 - северный вариант самолета Ан-72

23

Встали поздно. Непьющая часть группы - Томаш, Юра и я - поехали брать керны льда с восточной стороны. Директор института Океанологии тоже захотел поехать. Подмерз бедняга, на обратном пути несколько раз падал с "Бурана".

Довольно часто нас просят подвозить пьяных к самолету, используя "Буран" с санями. При питье спирта на морозе главное помнить, что спирт при -40°С не замерзает, а вот внутренности замерзают.


Гряда торосов - это сравнительно прямолинейное нагромождение битого льда,
образовавшегося в результате сжатия. Подводная часть гряды называется ледяным килем

Во время экспедиции были проведены подледные водолазные исследования окололедной фауны

Подъезды

24

Проспали до обеда. Внезапно сообщили, что завтра нас должны забрать на Шпицберген.

Игорь Алексеевич доделывает последние измерения, мы понемногу пакуем вещи.

Томаш с Андреем пробурили дырку для последнего пункта программы - подледного ныряния. Мы с Юрой ее начали чистить, но оказалась она забита на 2 метра подползшей льдиной и кусками снега. Когда льдины стакиваются, более толстая наползает наверх и топит более тонкую. Пришлось заново бурить еще одну прорубь.

После покидания водной среды все снаряжение покрывается слоем льда

По причине холода Юра в нырятельное снаряжение надевался в палатке. Чтобы что-то под водой было видно, прорубь нужно непрерывно очищать от налетающего снега. Юра нырял несколько раз. Ловил сачком мелкую живность, взял шприцом окололедную воду на анализ, провел фотосъемку. Говорит, красиво там. Сквозь лед проходит свет, освещая подводные сосульки и неровности льда.

После того как Юра выполз, завели "Буран" и он поехал на нем в лагерь, даже не снимая ласты.

Юра сделал несколько подледных погружений

При погружениях в холодную (-1,8°С) воду главным является не допустить обмерзание регуляторов, обеспечивающих дыхание. Воздух при расширении охлаждается и способствует понижению и без того низкой температуры.

Через час после ныряний нашу льдину сильно тряхануло. Даже из палатки было слышно вой, треск и писк давящих друг на друга льдин. Выскочили посмотреть на интересный процесс образования торосов. Первой дырки для ныряний не стало полностью - льдину подпихнуло под низ. Вторая оказалась почти у самой стены торосов, через нее выдавило озерцо воды. Иногда на несколько минут все звуки полностью прекращаются и потом начинается с новой силой.

После погружения можно ехать в лагерь, даже не снимая ласты

Узнали новость дня - треснул аэродром, но не сильно - трещина шириной 20 см отрезала очередные 130 м взлетной полосы. Полоса оказалась длинной 540 м. Трещина в принципе не широкая, может зарастет.


25

Через час после ныряний

Поспать не удалось совсем, собираем лагерь.

Томаш и Андрей летят на вертолете забирать стационарные лагеря. За два рейса удалось забрать 3 лагеря.

За много дней мы наконец-то собрались все вместе! Только вот отлет отложили на неопределенное время - полоса непригодна для использования. Собираются стоить новый аэродром в 5 км от лагеря.

Ледяной хаос

Где-то вдоль разлома ледового поля наползают друг на друга льдины, что сопровождается скрежетом и треском. В некоторых местах открывается свободная вода, которая быстро заносится сдуваемым ветром снегом.

Самая ближняя точка, на которую наша станция приблизилась к Северному Полюсу это 89° 48' 46" северной широты.
(20 км до полюса)

На пути к месту строительства нового аэродрома, утопили трактор. Попал в незамеченную трещину. Тракторист успел выскочить. Кабину на тракторе предварительно срезали, специально для таких случаев. Трактор погрузился не полностью - застрял между льдин. Его пытались вытащить вертолетом, но это только ухудшило ситуацию.

Ледяная песчинка

Осталась только надежда на починку треснувшего аэродрома. Днем этим и занималась. У вертолетчиках на газу в кастрюлях топили из снега пресную воду. Она лучше замерзает и крепче держит, чем соленая. Заливали трещину водой вперемешку со снегом. К вечеру трещину можно было определить только по отверстиям в холмах снега, окружающих полосу. Никогда не думал, что ремонтировать аэродром можно просто водой!


26

Торосы

Наша группа в конце экспедиции

"Буранами" перевезли часть вещей к полосе для дальнейшей быстрой погрузки.

Прилетел самолет, сел нормально, забрал часть иностранцев. Груз не брал. Следующий рейс перевозит нашу первую часть группы.

Перегруженный самолет еле взлетел, проехав, по еще не крепко смерзшейся трещине, и колесами чуть не цепляя торосы. Как летчики тут летают - просто непонятно. Иногда погода такая, что пешком идешь и об сугробы спотыкаешься - ничего не видно, а они самолет сажают. Опытные ребята!

Куча экспедиционного груза готова к отправке на Шпицберген

Возле базы "Барнео"

Научная программа успешно завершена. Огромное количество проб и снятой информации будут анализироваться уже в Москве.


27

Собрали последнюю палатку. Между тентом и самой палаткой скопилось большое количество льда, который оббить было не так легко. Спалили сжигаемый мусор. Ненужные железки пошли на корм рыбам.

Сжигание мусора

Печки и другой тонущий мусор пошел на корм рыбам

Погода не очень хорошая, висит облачность.

Следующий самолет - наш. Торосы быстро остаются внизу. Исчезают в белизне трещины. Самолет быстро набирает высоту, оставляя позади уже родные ледовые просторы Северного Полюса.

В Лонгйире уже наступил полярный день. Очень тепло, около нуля.

Нас поселили в одной большой комнате - в связи с притоком туристов мест нигде нет. В гости зашли живущие рядом чехи.


Земля!
Тепло! (около 0°С)

В поселке Лонгйир мы пробыли несколько дней, ожидая отправки в Москву

28

Ждем пока весь груз с "Барнео" будет доставлен в Лонгйир.

Неспешно погуляли по городу. Есть даже музей.

Возле домов в рядок стоят заваленные снегом велосипеды - видны только рули.



29

Заправка для снегоходов

Велосипеды на зиму тут не убирают

Проспали почти весь день.

С некоторым интервалом разгружаем машины привозящие груз с самолета курсирующего между Лонгйиром и "Барнео".


30

Станция "Барнео" полностью эвакуирована.

Все оставшееся сожгли и утопили на много десятков тысяч долларов. Чтобы не везти обратно, утопили в том числе второй бульдозер. После того как его привезли спецрейсом из Москвы, он простоял всего день на льдине.

Синяя линия воды.
Все цвета, кроме белого, кажутся удивительными!

Днем в спешке вылет в Москву. Даже билеты не смотрели.

А тут уже есть понятие "ночь".


1 мая

Прилетевшие вещи стали доступны только утром. Пробы льда поместили в машину-холодильник. Остальные непортящиеся вещи отдадут на протяжении следующих нескольких дней.

Нашли ящик хлеба, который слетал с нами. Где-то в общем хаосе затерялся. Стоимость его сейчас порядка 30$ за кг.



Когда-то покорение Северного Полюса

было делом почти не возможным.

Теперь это почти обыденность,

хоть и довольно интересная!



Ляховец Сергей, Харьков