Яркая Эфиопия и Джибути 2009 - Племена и вулканы Часть 5

Эфиопия, Джибути

Национальный парк Горы Бале, Пещеры Соф Омар, Озеро Аваса, Вулкан Эль Сод, Племена долины Омо, Национальный парк Маго, Национальный парк Нечисар, Озеро Чамо, Пустыня Данакиль, Соленое озеро Карум, Вулкан Далол, Вулкан Эрта Але. Коралловые острова Маскали, Муча (Индийский океан), Соленое озеро Ассаль, Соленое озеро Аббе.

13 февраля – 14 марта 2009

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14

 

Девушка племени хамер возле поселка Димека.
Тут люди очень интересные и хорошие. Нас даже пригласили попробовать местной 
еды.

Девушка племени хамер возле поселка Димека.
Тут люди очень интересные и хорошие. Нас даже пригласили попробовать местной еды.

Хамер (Hamer, Hammere, Hamar, Бешада) - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тыс. человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна. Хамер мусульмане сунниты, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей. Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке Hamer-Banna, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота. В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена Хамер, Каро, Бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег. Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

 

Серьезная тетка племени хамер.

Серьезная тетка племени хамер.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду маза (maza). Не сможет - будет ещё год ждать и тренироваться.

Маза также принимают участие в ритуальном бичевание девушек. Женщины деревни сами изъявляют желание участвовать в этой церемонии. Девушки доводят себя до экстаза бешеными ритмичными танцами и провоцируют маза. При этом маза отгоняют их и хлещут жесткими, словно прутья, стеблями тростника. Женщины получают открытые раны, которые являются отметиной истинной женщины-хамер. Считается, что поскольку сестра или родственница терпели боль из-за мужчины, она может позже обратиться к нему за помощью, если окажется в затруднительном положении. Шрамы, которые остаются от этой порки, затем гордо демонстрируются как своеобразные знаки женской чести. Церемония завершается застольем, которое длится несколько дней. При этом исполняются традиционные танцы племени. В это время выпивается такое количество соргового пива, которое семья прыгуна может выставить.

 

Процедура вступления в брак у хамеров проста.

Процедура вступления в брак у хамеров проста.

Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна кукурузы или сорго, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп.

 

Железные ошейники на шеях девушек хамер определяют их семейное 
положение.

Железные ошейники на шеях девушек хамер определяют их семейное положение.

Как правило, женщины Хамер выходят замуж за мужчин значительно старше себя. Их пытаются выдать, начиная примерно с 12 лет. После свадьбы муж ловко производит своей жене искусственную дефлорацию (лишение девственности) деревянной штуковиной, называемой "ангебе мамби" или по другим сведеньям "Окулибоко". Эту штуковину можно легко купить на базаре. Специальный не снимаемый ошейник из металла и сыровяленой шкуры с ручкой достается только первой жене и называется "Биньере". Остальные носят обыкновенные железные обручи, количество которых обозначает порядковый номер жены, они называются "Исанте". Всего можно иметь до 4-х жен. Когда муж умирает, жена становится главой семьи. Она также управляет делами младшего брата мужа и ухаживает за его домашним скотом, если его родители умерли. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

 

Стульчики для сиденья и спанья.
Их всегда носят в руке - там где захотел там и сел.
И использовать вместо подушки для сна удобно - прическа не портится.

Стульчики для сиденья и спанья.
Их всегда носят в руке - там где захотел там и сел.
И использовать вместо подушки для сна удобно - прическа не портится.

 

Базар в поселке Димека (Dimeka) на мой взгляд самый 
интересный.
Тут меньше всего чувствуется влияние загнивающего запада.

Базар в поселке Димека (Dimeka) на мой взгляд самый интересный.
Тут меньше всего чувствуется влияние загнивающего запада.

Эфиопская валюта называется быр (Birr) и является одной из достаточно стабильных валют на континенте. Быры бывают в банкотах 1, 5, 10, 50 и 100 быр и в монетах 50, 25, 10, 5 и 1 цент. Курс быра в феврале 2009 года 1 USD = 11.02 быр в банке. На черном рынке в Аддис-Абебе можно продать и по 13-14 быр но это нелегально. В отдалении от столицы, и тем более в мелких селах, курс доллара совсем низкий.

 

Для чистки зубом местные жители используют специальные стебли 
растений, которые можно купить на базаре.
В отличие от зубных щеток они реально помогают сохранить зубы, так как содержат 
особые вещества.

Для чистки зубом местные жители используют специальные стебли растений, которые можно купить на базаре.
В отличие от зубных щеток они реально помогают сохранить зубы, так как содержат особые вещества.

 

Мужчина хамер.
Далеко не лучший представитель своего племени.

Мужчина хамер.
Далеко не лучший представитель своего племени.

Мужчины хамер одеваются в что-то на подобие юбки, многослойные бусы из бисера на шее, серёжки с бисером в ушах. На поясе кожаный ремень со множеством карманчиков. Он везде носит с собой небольшой стульчик. Наличие оружия - признак достатка. Серьги у мужчины обозначают количество жен.

 

Суеверия тесно связаны с проблемами выживания.

Суеверия тесно связаны с проблемами выживания.

При рождении ребенка его судьба определяется гаданием на коровьих или козьих кишках. Женщинам принято удалять один нижний передний зуб - в противном случае семья рискует навлечь засуху, неурожай или болезни. Интересны также земледельческие традиции Хамер. Женщины подготавливают почву, взрыхляя и удаляя сорняки, а мужчины - засевают ее. Согласно системе сексуальных символов считается, что урожай является детьми земли и мужчины. А женщина, выполняет роль акушерки.

 

Шрамы на спине у девушки хамер.

Шрамы на спине у девушки хамер.

Муж хамер должен бить своих жен по определенным дням в целях профилактики и выражая таким образом любовь.
Чем больше шрамов на женщине, тем красивее (и любимее) она считается.

 

Счастливая первая жена.
Люди в племенах значительно чаще улыбаются, чем к примеру в Европе.

Счастливая первая жена.
Люди в племенах значительно чаще улыбаются, чем к примеру в Европе.

 

Одно из главных развлечений местных жителей - это танцы. Динамичные, 
с элементами движений животных. Танцы сопровождают все ритуалы, большинство из которых 
связаны с возрастными испытаниями (инициациями) и приобретением нового социального 
статуса.

Одно из главных развлечений местных жителей - это танцы. Динамичные, с элементами движений животных. Танцы сопровождают все ритуалы, большинство из которых связаны с возрастными испытаниями (инициациями) и приобретением нового социального статуса.

 

Они так живут.

Они так живут.

Нищеты как таковой здесь нет. Не нужны им дорогие игрушки, тряпки, бутылки, зеленая "макулатура" и прочие достижения цивилизации. Люди жили здесь так и сотни, и тысячи лет назад, неплохо жили. Сейчас их очень портят туристы, помогая ощутить "блага" цивилизации. Наибольший вред наносили и наносят духовные миссии и гуманитарные организации. Первые бездумно пытаются обратить всех в христианство - самую жестокую из всех религий, вторые уже навели последних на мысли, что весь мир им должен. Эфиопия считается одной из беднейших стран Африки, хотя после путешествия по ней я так не считаю.

 

Продавцы компонентов для изготовления модных причесок.

Продавцы компонентов для изготовления модных причесок.

Хамеры выделяются заботой о своей внешности. Касается это как мужчин, так и женщин. При этом если у первых прически носят скорее комичный характер, то на женскую прическу нужно потратить несколько часов. Впрочем, здесь никто особенно не торопится. Свою густую шевелюру они разбивают на множество косичек - ассиле (по-амхарски шурупа, shurupa), а потом густо намазывают их жидкой смесью глины, охры и воды. Через какое-то время прическа затвердевает. Такая прическа является символом здоровья и благосостояния и называется "гоща" (goscha). Чтобы сохранить свои прически, хамеры используют в качестве подушек некое подобие деревянных стульчиков. Женщины народа хамер - одни из самых тщательно одевающихся женщин в регионе. Хамер очень любят украшать и разрисовывать себя. Каждый орнамент на теле имеет символическое значение, не говоря уже об украшениях.

 

Шлепанцы из автопокрышек. Такие просто так не стопчешь!
В них тут ходят большинство племен.

Шлепанцы из автопокрышек. Такие просто так не стопчешь!
В них тут ходят большинство племен.

Обращаешь внимание, что без наличия мусорок в деревнях его очень мало - он просто не производится. Все используют натуральное, без упаковок. А привозное используют повторно. Хороший образец безотходного производства. Пластиковые бутылки тоже являются товаром и нигде не валяются.

 

Продавцы изделий из глины.
Среди хамеров есть особая группа - башада, которая делает лучшую керамику в регионе.

Продавцы изделий из глины.
Среди хамеров есть особая группа - башада, которая делает лучшую керамику в регионе.

 

Девушка хамер с сумкой из тыквы.

Девушка хамер с сумкой из тыквы.

Женщина одета в передник из шкуры, спину держит открытой, показывая шрамы. Их носят на манер передника или обматывают вокруг бедер.
Также украшают себя всевозможными бусами из бисера и ракушек, кольцами на руках и ногах.

 

Яркая реальность.

Яркая реальность.

В Эфиопии у сельских жителей нет паспортов. Но говорят их можно получить.
Для этого нужно взять справку у местных старейшин, что этот человек тут родился и прожил, и затем с этой справкой в городе получить паспорт.
Я сомневаюсь, что это сделать реально для каждого.

 

Улей (борть) на дереве.

Улей (борть) на дереве.

Африка - древнейший очаг бортничества на Земле. На ветках плоских зонтичных акаций развешаны сигарообразные ульи. В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. При этом около 70-80% собираемого мёда идёт в тэж - местный алкогольный напиток. Напиток имеет желто-оранжевый цвет и 8-10 градусов крепости. Раскопки в Аксуме, который являлся столицей могущественной империи с 1 века до н.э. по 8 век, подтвердили следы вина на основе мёда. Христианство пришло в Эфиопию в 4 веке, оно не запрещало алкоголь, и тэж получил многовековую культурную поддержку.

 

Дети племени Даасенач (Dasenech, Geleb, Гелеб, Merille).

Дети племени Даасенач (Dasenech, Geleb, Гелеб, Merille).

Даасенач - этническая группа численностью 13-33 тысяч человек, проживающая в Эфиопии, Кении и Судане. Используются различные написания названия племени, включая дасенач и дассанеч. В Кении даасенач также называют мерилле. Племя Даасенач имеет небольшую историю. Люди в племени связаны не родственными связями, а общим местом жительства. Изгнанники из племен, проживающих на северном берегу озера Рудольфа, объединялись для выживания в этих сложных условиях. Они развили уникальную традицию и культуру, открытую для всех, кто готов ей следовать. До наступления 20 века о племени Даасенач ничего не было известно. Они традиционные скотоводы, но в последние годы стали переходить к полукочевому образу жизни. Когда были установлены формальные границы между африканскими странами, то оказалось, что земли Даасенач разделены между Эфиопией, Суданом и Кенией. С тех пор это полукочевое племя свободно перемещалось через границы этих стран. В последнее время их передвижение все более ограничивается пограничными постами. Потеряв за последние пятьдесят лет большинство своих земель в Кении и Судане, они лишились своих традиционных пастбищ. В результате большинство Даасенач переселились на берега реки Омо. Многие из них вынужденно занялись земледелием. Даасенач используют традиционную технологию обработки земли. В 60-х годах 20 века американские миссионеры пытались проложить ирригационные системы в этой области. Однако после свержения Императора Хайле Силассие в 1974 году иностранцы были высланы из Эфиопии, и ирригационная система пришла в негодность.

 

Деревня племени Даасенач.
Дома делают из любого мусора.

Деревня племени Даасенач.
Дома делают из любого мусора.

Управление племенем осуществляет группа приблизительно из тридцати старших, названных ara. Рождение дочери в семье считается большой удачей. После рождения дочери ее отец допускается к участию в определенных коллективных ритуалах. Например, дочь является центральной фигурой в церемонии dimi. Члены племенной секции посещают dimi шесть недель, в течение которых люди танцуют, пируют и совершают различные ритуалы. В завершении этого праздника лидер - мама ara благословляет девочек. Этот ритуал крайне важен для отца девочки, который после завершения этой церемонии признается "старшим" независимо от его положения в возрастной иерархии. Ритуал dimi может совершаться при рождении девочки. Однако церемония обычно преднамеренно откладывается на нескольких лет. За это время отец накапливает необходимые средства для празднования в течение долгого времени. Прическа Даасенач - одна из самых сложных в долине реки Омо. Принято брить большую части головы и оставлять маленький чубчик впереди.

 

Бульдозеры использовались для расчистки плантаций под хлопок,

которые находятся недалеко от поселка Оморате.

Бульдозеры использовались для расчистки плантаций под хлопок,
которые находятся недалеко от поселка Оморате.

Центром области является город Оморате (Omorate, Kelem) с населением 3,5 тысячи жителей, расположенный на берегу реки Омо, недалеко от границы с Кенией. В области самая низкая плотность населения - 13 человек на квадратный километр. В этой местности довольно жарко. Поселились в самой дорогой гостинице (6$ за номер), которая издевательски называется National Hotel. Посчастливилось поприсутствовать на заседании местного совета, который решал судьбы этого региона. Заседание проходило под громкую музыку, выпивку, еду и прочее. Вопросы они решили видимо очень важные. Как нам сказал наш водитель, пропивают народные деньги.

 

Красивый обитатель пустынных районов

Красивый обитатель пустынных районов

 

Термитник в кусте

Термитник в кусте

 

Убегающие антилопы

Убегающие антилопы

 

Колючий кактус

Колючий кактус

 

Вид из кемпинга Муруле на реку Омо.
Стоимость проживания в этом дико дорогом месте порядка 200$ в день, рядом даже есть 
взлетная полоса.

Вид из кемпинга Муруле на реку Омо.
Стоимость проживания в этом дико дорогом месте порядка 200$ в день, рядом даже есть взлетная полоса.

 

Искусственный водопой.

Искусственный водопой.

Эфиопия - одна из африканских стран, на территории которой обитает огромное разнообразие птиц.
В стране насчитывается около 850 видов птиц. Эфиопия занимает второе место по наличию эндемиков на континенте.

 

Мутные воды реки Омо.

Мутные воды реки Омо.

Долина нижнего течения реки Омо (Lower Valley of the Omo) известна во всем мире. Обнаружение здесь множества останков, особенно Homo gracilis, имело основополагающее значение для изучения эволюции человека. Омо течет на юг более чем 1000 км от Голубого Нила до озера Рудольфа на кенийской границе. Так как большая часть русла реки находится на высоте 2000-3000 м, изменение уровня реки каждый год зависит от количества осадков на Эфиопском нагорье. Уровень реки начинает повышаться в апреле или мае и достигает своего максимального уровня в августе или сентябре, когда река выходит из берегов. Достигнув максимального уровня, река быстро отступает в течение сентября и октября, когда племена начинают обрабатывать недавно затопленные земли.

 

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14