Технический отчет



 

Отчёт

 

 

об автомобильном туристском походе
IV категории сложности по острову Мадагаскар,
совершенном 2 октября – 2 ноября 2016.

 

Маршрутная книжка №

Руководитель группы:

E-mail:

WWW:

2-2016а

Ляховец Сергей Витальевич

lsv-speleo(a)narod.ru

http://foto-traveller.ru
http://lsv-speleo.narod.ru/

 

 

 

Харьковская областная МКК рассмотрела отчёт и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Категория сложности 4

 

 

Харьков 2016

 

Содержание

1 Справочные сведения о походе.
1.1 Паспорт маршрута.
1.2 Сведения об участниках.
1.3 Обзорная карта маршрута.

2 Общие сведения.
2.1 Остров Мадагаскар.
2.2 Аренда машины.
2.3 Дороги Мадагаскара.
2.4 Связь.
2.5 Питание.
2.6 Безопасность
2.7 Ночлег

3 Техническое описание маршрута.
3.1 Общие сведения о маршруте.
3.2 Маршрут движения с описанием.
3.3 Карта маршрута.
3.4 Изменения маршрута и его причины.
3.5 Список общественного снаряжения.

4 Заключение и рекомендации.

5 Список литературы.

Приложение А. Фотографии.

 

1 Справочные сведения о походе

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма:

автотуризм

Район путешествия:

Остров Мадагаскар

Категория сложности:

четвертая

Нитка маршрута:

Харьков – Симферополь – Антананариву – Antsirabe – Parc National de Ranomafana – Sahambavy Tea Estate – Fianarantsoa – Reserve d’Anja – Ihosy – I’lakaka – Parc National de l’Isalo – Ihosy – Ivohibe – Maropaika – Ivohibe – Ihosy – RN13 – Ihosy – Betroka – Beraketa – Ampamata – Ambovombe – Parc National d’Andohahela – Fort Dauphin – Reserve Nahampoana – Evatra – Полуостров Lokaro – Индийский океан – Reserve Nahampoana – Fort Dauphin – Ambovombe – Tsihombe – Reserve Speciale de Cap Sainte Marie – Beloha – Tranoroa – Ampanihy – Ejeda – Antaly – Ejeda – Beheloka – Parc National de Tsimanampetsotse – Ambola – Beheloka – Anakao – Мозамбикский пролив – Nosy Ve – Anakao – Beheloka – Betioky – Tongobory – Andranovory – Toliara – Bevoay – Паром через реку Mangoky – Manja – Parc National de Kirindy-Mitea – Belo sur Mer – Nosy Andrahovo – Belo sur Mer – Брод реки Kabatomena (Morondava) – Morondava – Avenu du Baobab – Паром на реке Mania – Belo Tsiribihina – Река Manambolo – Bekopaka – Parc National des Tsingy de Bemaraha – Trangahy – Antsalova – Maintirano – Ambinda – Beravina – Tsiroanomandidy – Geysers Amparaky – Analovory – Chutes de la Lily – Analovory – Antananarivo – Madagascar Exotic – Vakona reserve (Lemurs Island) – Parc Mitsinjo – Reserve Speciale d’Analamazaotra – Vakona reserve (Croc farm) – Antananarivo – Ambohimanga – Антананариву – Симферополь – Харьков.

Протяженность маршрута:

Всего 5120 км, из них грунтовок 3216 км

Общая продолжительность
маршрута:

2 октября – 2 ноября 2016

Продолжительность активной части

28 дней.

Всего ночевок в полевых условиях: 15, в кемпингах 10, в отелях 3.

Число участников:

5 (1 машина)

Маршрутная книжка:

2-2016а

Руководитель группы:

Ляховец Сергей Витальевич

 

1.2 Сведения об участниках

Фамилия,
имя, отчество

Год
рождения

Определяющий
туристский опыт

Обязанности
в группе

1 Ляховец Сергей Витальевич 1978 пеш. Камчатка 5Р

авто Уганда, 21 день, 4232 км (1100 км грунт),  2015

авто Австралия, 31 день, 13209 км (4000 км грунт), 2013

Руководитель, штурман
2 Тарасенко Анастасия Сергеевна 1990 пеш. Кодар 4У

авто Уганда, 21 день, 4232 км (1100 км грунт),  2015

авто Австралия, 31 день, 13209 км (4000 км грунт), 2013

Главный водитель, видеооператор

3 Сериков Александр Владимирович 1970 пеш. Камчатка 2У

авто Уганда, 21 день, 4232 км (1100 км грунт),  2015

авто Австралия, 31 день, 13209 км (4000 км грунт), 2013

Медик, водитель
4 Панченко Анна Владимировна 1974 пеш. Камчатка 2У

авто Австралия, 31 день, 13209 км (4000 км грунт), 2013

Участник
5 Михайлюк Павел Константинович 1984 пеш. Карпаты 2У

авто Уганда, 21 день, 4232 км (1100 км грунт),  2015

Переговорщик

 

1.3 Обзорная карта маршрута

Остров Мадагаскар. Обзорная карта с маршрутом.

 

 

2 Общие сведения

Поехать на Мадагаскар хотелось давно, но мешало отсутствие адекватных билетов на самолет и несколько неудобное время сухого сезона - сентябрь-октябрь. В этом году появилось несколько конкурирующих авиамаршрутов на Мадагаскар, и в августе у нас не было обычного пешеходного похода, поэтому решено было ехать трястись на плохих дорогах и гладить лемуров.

Республика Мадагаскар - островное государство в Индийском океане, расположенное на острове Мадагаскар и прилегающих мелких островах у побережья Африки. Остров Мадагаскар четвёртый по величине остров в мире. Площадь 587 тыс. км², население 24 млн. чел. Столица - Антананариву.

Мадагаскар отделился от Азии и Африки давно, что позволило сформироваться тут уникальной флоре и фауне. Более 90% видов различной живности острова являются эндемиками. Люди прибыли сюда примерно 2000 лет назад с Азии и потом из Африки, и успели уже во многом ее уничтожить. Сейчас на Мадагаскаре осталось 10% лесов от исходного их количества, полностью вымерло огромное количество интересных животных, остальные находятся на грани исчезновения.

2.1 Остров Мадагаскар

Климат

Лучше время для путешествий по Мадагаскару это сентябрь-октябрь. Это сухой сезон на большей территории острова. В это время большинство дорог проходимо, дождей практически нет. За месяц нашего путешествия дождь был 2 раза - на юге острова, чуть-чуть покапал и в самом конце поездки лил несколько часов довольно сильно. В дождливый сезон тоже можно ехать, но многие дороги станут непроходимы из-за грязи и отсутствия мостов через реки. Съезжать с асфальта в таком случае может быть проблематично. Зато в дождливый сезон можно больше увидеть земноводных, пышную растительность и пр.

Температура в центре острова днем 20-30°, ночью может быть довольно прохладно, температура может опускается до 14-16°. На западном побережье довольно жарко, если нет облаков, днем температура у нас достигала 40°, но в основном температура была более нормальная.

Билеты

Добраться на Мадагаскар можно тремя основными путями. Авиакомпанией AirFrance, летающей из Киева и Москвы. Вариант дорогой, авиакомпания не очень хорошая. Авиакомпаниями Etihad и Air Seychelles с пересадками в ОАЭ и Сейшелах. Вариант самый дешевый, билет из Москвы стоил 61 тыс. рублей. Недавно начала летать авиакомпания Turkish Airlines, с пересадкой в Стамбуле и посадкой на Маврикии. Цена билета из Киева в районе 1200 дол. Эти все компании летают в столицу Мадагаскара - Антананариву.

Существуют еще чартерные рейсы из Европы на небольшой туристический остров Nosy Be возле северо-западного побережья. Нам они не подходят, но живя в Европе наверно ими можно дешево прилететь. Есть также вариант приплыть с континентальной Африки, но он непредсказуем, регулярного транспорта нет, судна постоянно тонут из-за их плохого состояния. Возможно также другие варианты лететь самолетом, но они получаются дороже. Ищите актуальные цены на https://www.aviasales.ru, https://www.skyscanner.ru, или других.

Время

Время на Мадагаскаре московское, но утро наступает рано. В 5-6 утра все уже занимаются разнообразной деятельностью. Вставать на Мадагаскаре лучше с рассветом, примерно в 5-00, останавливаться на ночлег около 18-00, с наступлением темноты.

Виза

Для граждан Украины и России виза получается по прилету. На срок до 30 дней виза Мадагаскара стоит 25 евро или 30 долларов США. необходим только действующей паспорт (не менее 6 месяцев) и обратные билеты, которые впрочем у нас не спрашивали. За большую сумму можно получить визу на 90 дней. При проставлении визы наблюдается некоторых хаос - стопка различных паспортов хаотично гуляет между несколькими служащими.

Таможенные правила на ввоз-вывоз довольно суровые, читайте их перед тем как попытаться вывезти рога, шкуры, ракушки, растения или еще и живых животных. Контрабандистов (крупных) ловят регулярно.

Язык

Население острова Мадагаскар говорит на малагасийском языке, который имеет некоторое сходство с индонезийским. Население восточной части острова имеют сходство с азиатами, а на западном больше черт негроидной расы. Так как до 1960 года Мадагаскар был колонией Франции, все образованные люди в городах и в части поселков знают в каком-то виде французский. Зная французский язык путешествовать можно без проблем, хотя в глухих селах обычно знают только местный язык. Английский язык слабо распространен, но кое-где можно найти людей его понимающих, это в основном в столице, но бывает и в поселках. Часто это европейцы, которые живут на Мадагаскаре. Интересно, что русский язык изучался тут во времена СССР, и некоторые люди могут его немножко понимать, но говорить не могут.

Деньги

В стране ходит малагасийский ариари. Существуют банкноты номиналом 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 ариари, и можно встретить монеты 20 и 50 ариари. До 2005 года официальной денежной единицей Мадагаскара был малагасийский франк. На современных купюрах указан также их номинал в франках (5 франков = 1 ариари). До сих пор на рынках могут говорить по привычке (или для иностранцев умышленно) цену во франках. Соответственно это в 5 раз завышенная цена, всегда уточняйте.

Поменять деньги можно в банках, аэропорту, отелях или с рук. Выгоднее всего с рук, но разница небольшая и это опасно. Мы меняли всю необходимую сумму в аэропорту, это быстро и надежно. Лучший обменник находится слева у выхода и называется SOCIMAD. Курс 1USD = 3080 MGA, 1 евро = 3410 MGA. Так как самая большая купюра 10000 ариари (3 доллара), готовьтесь стать миллионерами и приготовьте рюкзачок для денег. Деньги обязательно пересчитывайте.

Как часто бывает в Африке, менять нужно крупные доллары новых годов выпуска. Курс на старые мелкие купюры может быть хуже.

Достопримечательности

Мадагаскар очень интересное место, и не очень дорогое. Интересны животные, растения, птицы, рептилии, насекомые. Лемуры, баобабы, черепахи, гекконы, хамелеоны, змеи, пауки, жуки, летучие мыши. Как правило все тут эндемики. Интересен сам процесс преодоления плохих дорог. Горы, реки, водопады, цинги (каменный лес), пещеры, останцы и различные интересные формы рельефа, камни, океан, мелкие острова, бухты, пляжи и др. Есть некоторый подводный мир. Интересна культура и быт людей, и различные производства (чая, кирпичей, драгоценных камней).

Самые дорогие достопримечательности это национальные парки, гид везде обязателен. Актуальные цены можно найти на сайте http://www.parcs-madagascar.com/ (На французском) Входной билет покупается не на сутки, а на день. Парки обычно работают с 7-00, до 16-00. Бывают еще частные парки, в них цены дешевле, лемуры приручены, разных животных увидеть проще, но это уже больше на зоопарк похоже. Гиды бывают разные, но большинство животных и самому можно заметить. Гид только несколько процесс ускоряет. В частных парках можно торговаться. За пределами парков тоже можно много чего интересного увидеть, но вся территория Мадагаскара очень используется. Исходного леса практически нет, используется подсечно-огневое земледелие, поля выжигаются, везде пожары. Вход к локальным достопримечательностям обычно платный, но недорогой. В офисах парков как правило говорят на английском, некоторые гиды тоже говорят, но реже.

2.2 Аренда машины

Мадагаскар довольно посещаемое туристами место, но в основном используются купленные предварительно туры или аренда машины с гидом-водителем, что в общем не сильно отличается. Есть также определенная группа туристов которые ездят на автобусах. Только единичные люди ездят по Мадагаскару самостоятельно на машине. Видимо, в основном, это связано со сложностью найти машину без водителя и дороговизной такой аренды. Также играет роль плохое состояние дорог, отсутствие по ним актуальной информации и проблемы с навигацией.

Найти машину без водителя на Мадагаскаре на текущий момент удалось только в одном месте, в арендной конторе Герц. Был также другой вариант в одной из турфирм, но они запросили полную предоплату и при этом не обещали, какая машина будет. В Африке предоплата недопустима, поэтому этот вариант отпал.

Международная контора по аренде машин Hertz (http://www.hertz.com) дает возможность взять машину без водителя в городе Антананариву (Antananarivo - Enceinte Socimex Ankorondrano), в аэропорту такой возможности нет. Из аэропорта можно доехать на такси по адресу: Route des Hydrocarbures Antananarivo, MG 101. Такси будет стоить 30-40 тыс. ариари, ехать около 15 км. Из-за сплошной пробки это может занять около часа.

Забронировать машину можно на сайте, но оплата доступна только на месте, из-за того что эта фирма не совсем Герц, а работает по его лицензии. Часы работы: Пн-Пт, 08:00-11:30, 14:00-17:00. Телефон: +261 20 22 660 68 Факс: +261 20 22 368 76.

На 28 суток машина нам вышла в 7788312.00 MGA (2500USD). Получается 90 дол в день. Для примера машина с водителем стоит в районе 50-70 дол, правда это старая машина и часто в плохом состоянии - водитель еще механиком работает. С учетом 15% для держателей премиальных карт MasterCard. Герц регулярно проводит акции, актуальные скидочные коды (CDP) ищите в интернете. Дополнительного водителя нам вписали бесплатно (это стоит 54000 ариари за водителя за аренду). За саму аренду можно заплатить карточкой, наличными долларами, евро или ариари. Для блокировки депозита(франшизы) в 4 000 000 ариари (1300 дол) нужна карта по которой происходила бронь заказа. В банковской системе Мадагаскара есть какие-то проблемы и заблокировать эту сумму через терминал не получалось (запрос увязал где-то на Мадагаскаре, до нашего банка не доходил). Пришлось от руки писать заявление на блокировку в банк с указанием всех реквизитов банковской карты. Это очень небезопасно, но другого варианта не было. Заявление в банк относила сама контора. Такой вариант сработал нормально, деньги через несколько дней заблокировали и в конце разблокировали. За саму аренду платили в долларах, по курсу чуть лучше чем меняли в аэропорту.

Состояние машин для Африки хорошее. Машина Mitsubishi Pajero V96 GLX, такая как указано в бронировании, других судя по всему нет. Такая версия Паджеро у нас не завозится, она отличается большей адаптацией к африканским реалиям. Машина хорошая, но хотелось бы чтобы она была поднята - для местных дорог низковата, дном бились часто. Машины по паспарту новые (2015 год), пробег 40-60 тыс. км, но выглядят несколько на больше, чем указано в техпаспорте. В багажнике под полом спрятано раскладное сиденье на дополнительных 2 человека. Топливо - дизель. Бака емкостью 88 литров, после мигания красной лампочки хватает еще примерно на 100 км. Двигатель видимо TD 2.8. Грузоподъемность 640 кг. Из документов к машине дают кучу бумажек и копий разных смутно понятных документов. Машины поцарапанные, ремонтом мелких деталей не занимаются, масло тоже не так часто меняют как нужно. Все основное работает - кондиционер, фары, стеклоочистители, стеклоподъемники (почти) и пр. Немного на одном экземпляре легко ходил руль. Радио только в столице работает, есть USB, но наша флешка почему-то не работала. Различные жидкости залиты. Передние колеса в хорошем состоянии, задние не очень - много латок, использованы сильнее.

Тут же есть хорошие пикапы Mitsubishi L200 DC 4x4 по цене 60 дол в день (со скидкой 15%), но на кузов нет тента, поэтому он нам не подходил. Такая машина годится для 2-3 человек, тогда вещи можно сзади складывать, а в кузове только топливо возить и воду.

Никакой службы спасения (МЧС) на Мадагаскаре нет, надеяться можно только на себя и помощь арендной конторы.

Хоть и машина с виду была хорошая, но не обошлось без приключений. На 6 день на грунтовке в поле лопнуло заднее левое колесо, машину занесло и она повалилась на бок. Скорость была небольшая 40-45 км/ч, колея была пустая. Никто не пострадал. Как стало видно на поваленной машине, второе заднее колесо еще в худшем состоянии чем лопнувшее - с внутренней стороны просто корд торчит (возможно развал-схождение было не сделано), и латка на латке. Снаружи этого видно не было. Проверяйте колеса с помощью зеркала или рукой!

Бок машины помялся, боковое стекло разбито, переднее стекло частично выдавлено из-за деформации кузова, боковое зеркало раздавлено. Дождавшись проезжавшую машину, совместными усилиями перевернули машину на колеса, заменили поврежденное колесо. В остальном машина оказалась на ходу, ближайший город был не далеко и к нему от столицы была асфальтовая дорога. Герц сработал довольно быстро и через сутки вечером нам на эвакуаторе привезли другую машину, поврежденную забрали. Задние колеса новой машины были также в не очень хорошем состоянии. Без вопросов нам сняли передние(хорошие) колеса со старой машины и поставили назад на новую. В целом состояние новой машины было немного получше чем у старой. Далее проблем с колесами у нас не было. Пробивали мы их всего 3 раза за все 28 дней. Еще раз напишу, что для Африки и таких дорог состояние машины было хорошее, это нам просто несколько не повезло. В конце поездки поговорив с директором Герца, мы ничего не заплатили, хотя с нас могли снять заблокированный депозит. Директор хороший молодой француз, видно что ему тут непросто бизнес вести. Работники не очень хорошо следят за машинами (но лучше чем в других местах), это у них в менталитете - пока не развалится пусть ездит.

Полезно использование страховки на франшизу от https://www.worldwideinsure.com/. За примерно 78 дол, можно застраховать франшизу при аренде машин в течении года, при аренде не продолжительнее 60 дней за раз. Страховая возмещает потери при списании с вашей карты арендной конторой за повреждения машины. У нас такая была, но не пригодилась.

 

2.3 Дороги Мадагаскара

Движение правостороннее (как у нас). Основное правило движения, как и в других аналогичных странах - не допускать столкновений с препятствиями и машинами.

Дороги на Мадагаскаре даже по африканским меркам плохие. В принципе это единственное, что осложняет тут самостоятельное путешествие. Лучшие, асфальтовые дороги связывают столицу Антананариву с крупными городами. Это следующие дороги (не все получилось проверить лично).

На юг от Antananarivo – Antsirabe – Fianarantsoa – Toliara – Ifaty, также развилка Antsirabe – Morondava, также Fianarantsoa – Manakara – Farafangana и развилка до Mananjary.
На восток: Antananarivo – Tamatave (Toamasina).
На запад: Antananarivo – Tsiroanomandidy.
На север: Antananarivo – Mahajanga – Antisiranana (Diego Suarez).
Возможно есть еще дороги, но я о них не знаю.

По этим дорогам ехать довольно неплохо, но они часто очень узкие, когда на встречу едет грузовик, иногда даже на обочину приходится съезжать. Дороги извилистые, быстро не поедешь даже по асфальту. Разогнаться больше сотни можно только в некоторых местах и не надолго. Делать это опасно, потому что вас может в любом месте ждать глубокая яма, которых и на асфальте хватает. Особенно много ям на трассе возле различных поселков и мостов. Так как все дороги проходят через центр городов и сел, в каждом из них вас ждет пробка из машин, людей и животных. В самом Антананариву движение очень плотное - пробка сплошная. Светофоров в стране нет, полос максимум 2. Хоть и правил вождения особо не существует, но водители относятся друг к другу очень уважительно, грузовики по возможности дают обгонять, никто не подрезает, все едут медленно и аккуратно. Для тех кто первый раз в Африке движение будет некоторой проблемой, но со временем привыкнете. Благодарить принято коротким сигналом, а не аварийкой. Также коротким сигналом можно поздороваться.

Все остальные дороги это разного качества грунтовки, притом качество в основном плохое. Часто это просто колея, которая в сезон дождей может быть не проходима. Все дороги были построены колонистами, и соответственно со временем разрушаются, если центральные ремонтируют, то небольшие могут быть уже не проходимы в принципе из-за изменения логистики (водители ее не ремонтируют), зарастания, разрушенных мостов, глубокой колее, рек, передела участков местными жителями и пр. Проходимость дороги по возможности лучше выяснять заранее. Некоторые дороги нарисованные на картах как довольно большие, в настоящее время могут доводить только до определенного города, а дальше вас может ждать разломанный мост. Если дорога не накатана - вероятно где-то придется пробивать обход или мост ремонтировать. Если дорога накатана телегами запряженными зебу, то возможно проехать тоже будет сложно - телега очень высокая, проезжает любые преграды, и очень узкая - значит вам придется расширять заросшую дорогу. Некоторые второстепенные дороги ремонтируются, но редко, неактивно и только в тех местах в которых грузовикам проезд стал сильно затруднен.

Два участка дороги не удалось проехать как запланировано и пришлось объезжать. Это участок Ihosy - Farafangana, проехав половину пришлось возвращаться и ехать другим путем. И участок Ejeda - Itampolo также оказался непроходим.

На грунтовках машин мало. Часть грунтовок очень пыльные. На некоторых грунтовках могут попадаться короткие куски асфальта, к примеру на дороге Ihosy - Fort Dauphin (Taolagnaro) около 18 таких участков, в других местах таких участков значительно меньше. Обычно они бывают на подъемах, спусках, возле мостов, в некоторых поселках. Некоторые мосты имеют дыры, которые как-то починены водителями - положено бревно или засыпано камнями. Французами были построено множество мостов, стоков, труб для ручьев, бетонных подложек. Часть из них еще выполняет свою функцию, часть сломана, размыта водой и стала препятствием. Заехать на бетонный бортик, не ударившись дном бывает проблематично. Если это невозможно в принципе, проложен объезд. Объездов бывает много, в том числе объезды объездов. Некоторые дороги уже вообще идут где-то рядом с показанными на карте и только изредка их пересекают. Соответственно длина пути значительно увеличивается. В дождливый сезон старые дороги размывает все сильнее и бывает что они уже похожи скорее на каньоны, чем на дороги. Объезды также прокладывают в районе деревень, возле мест где бывает грязно. Найти правильный путь можно следя за накатанностью дороги. Видно, что в некоторых местах во время дождя идет невиданная борьба, чтобы проехать какие-то участки.

В некоторых местах, к примеру участки дороги Ambovombe - Fort Dauphin сохранился старый асфальт, но лучше бы его не было вообще. Колея накатана по обочине, притом остатки асфальта оказываются на уровне капота автомобиля. Частично по нему можно ехать, но в основном на участках сверху холмов. Перед самым Форт-Дофин асфальт неплохой. Такие участки есть и на дороге Beravina - Цируанумандиди, количество асфальта значительно меньше. Старые короткие куски попадаются и в других местах, но они совсем короткие.

На пути встречались броды и лужи, в основном короткие. Хоть дна часто не видно (вода мутновата), но особых проблем они в сухой сезон не доставляют. Часть русел были совсем сухие, хотя видно, что в них бывает много воды. Самый большой брод был на реке Morondava глубиной немного выше колена, суммарной длинной около 150 м, дно песчаное. Проезжается без проблем. Но в дождливый сезон такие реки могут быть глубокие и не проходимы.

На юге и западе острова попадаются участки песчаной колеи. Как правило, это приятные участки, когда дорога более-менее ровная и перестает трясти. Только в нескольких местах нужно ехать аккуратно, чтобы не застрять. Если у вас под колесами гребенка (стиральная доска), вы можете быть уверены - это одна из лучших грунтовых дорог Мадагаскара. В некоторых участках попадаются каменистые участки, по которым приходится ехать очень медленно. К примеру это участки на дорогах Ihosy - Maropaika, Beloha - Ejeda, Bekopaka - Big Tsingi, Bekopaka - Maintirano, Maintirano - Ambodimanara и другие. Бывает за полный день можно проехать только порядка 150-200 км. Удары дном нередки на грунтовках, даже когда едешь медленно. На некоторых участках (особенно Maintirano - Ambodimanara), из-за резких поворотов и заездов нередко диагональное вывешивание.

Доступные в интернете карты не отображают текущего состояния дорог. Часто более мелкие дороги имеют лучшее состояние, чем крупные на карте. Расстояния обычно измеряются в днях пути. Сами местные не всегда владеют информацией сколько ехать в соседний город.

 

Скоростная карта дорог острова Мадагаскар.

(Для увеличения нажать на карту)

Данная карта показывает с какой скоростью можно двигаться по Мадагаскару. Возможны мелкие неточности связанные с короткими остановками, хождению пешком или плаванью в некоторых местах на лодке или паромах. Также мокрая дорога несколько замедлила наше продвижение в районе Beravina.

Некоторая общая статистика по скорости нашего передвижения.

Диапазон скорости Всего преодолено километров с такой скоростью
0-10 км/ч

264 км (Из них пешком, паром, лодка около 100 км)

10-20 км/ч 651 км
20-30 км/ч 1059 км
30-40 км/ч 1261 км
40-50 км/ч 918 км
50-60 км/ч 518 км
60-70 км/ч 218 км
70-80 км/ч 97 км
80-90 км/ч 68 км

>90 км/ч

50 км

Эта же диаграмма скоростей в графическом виде

 

Заправляться лучше на заправках Total, Shell и Jovenna. Лучше это делать в крупных городах, в мелких может быть только с канистр, а может и вообще не быть. Мы возили с собой 40 л запас топлива. Всегда хватало полного бака на переезд между городами, но иногда доезжали практически на пустом баке.

Мыть машину можно самостоятельно в реках или в городах на мойках. Мойки плохие, моют плохо и долго. Пылесос не удалось найти даже в столице.

 

2.4 Связь

На Мадагаскаре есть три основных мобильных оператора Telma, Airtel, Orange. На сколько я понял, особо разницы у них нет. У каждого несколько отличается покрытие и тарифы. Мы использовали оператора Telma (http://www.telma.mg). Сайт на французском, реально ситуация несколько отличается от той что на сайте. При покупке SIM-карты нужен паспорт. Карту нужно пополнить к примеру на 25 тыс. ариари. Тарифы по умолчанию дорогие, но нужно в дни когда нужно говорить активировать различные опции(пакеты) M'ora, тогда все дешевле. Также есть пакеты чисто для интернета, список кодов для подключения разных пакетов просите при подключении.  Покрытие частичное, вдоль мелких дорог и в небольших селах связи как правило нет. Рассчитывать на связь можно только в значительных поселках. Интернет медленный, с утра лучше работает.

2.5 Питание

Готовили еду в основном самостоятельно, покупая все необходимые продукты. Закупаться лучше в столице, тут больше выбор и меньше цены. В других, даже больших городах супермаркет как правило один и со скудным ассортиментом по большим ценам. Существует несколько сетей супермаркетов Shoprite, Jumbo Store, Leader Price. Ассортимент немного отличается, но в целом это товары и продукты из Европы. Местных товаров просто мало. Тут можно купить рис, вермишель, сахар, тушенку, сгущенку, печенье, различные консервы, шоколад, кетчуп, сыр, копченую колбасу и др. Цены не дешевые, но терпимые. Пластиковые вещи дорогие. Ящики для вещей можно попросить бесплатно картонные из под продуктов.

Фрукты и овощи нужно покупать на рынках, которые есть почти в любых городах. Можно купить бананы, манго, ананасы, картошку, морковку, огурцы, помидоры, чеснок, лук и др. Не забывайте спрашивать цена во франках или в ариари. Для белых цену могут завышать, торговаться нужно. Часто в каких-то поселках растет только определенные вид фруктов-овощей и продают только его.

Бутылированную воду для питья можно купить в супермаркетах, заправках или мелких магазинчиках. В столице дешевле, а в мелких селах может не быть совсем. Воду для готовки и технических нужд можно набрать в поселках, увидев краник и очередь из желтых канистр. Также нормальная вода есть в большинстве кемпингов и отелей. Возле берега моря вода может быть солоноватая. Набирая техническую воду всегда спрашивайте питьевая ли она (для них), если нет, то ее лучше не набирать совсем. Желтую 20-литровую канистру для воды можно купить в лавках вдоль дороги, стоит она 1-5 тыс ариари, но нужно быть готовым, что ее нужно мыть - это канистры из под масла для жарки. Внутри канистры на стенках толстый слой жира. Такие канистры нужно также использовать для запаса топлива.

Бензин для горелки можно купить на любой  заправке. Без проблем заливают в пластиковую бутылку.

Хоть и это трудно, но нужно мыть руки и фрукты-овощи. Водится куча инфекций, которую легко поймать и даже не поймешь что это. Один из участников, вероятно поев плохо помытое манго, что-то подхватил, температура под 40, лихорадка, понос и пр. Диагноз самостоятельно поставить было проблематично. Принимал антибиотики, жаропонижающее и на всякий случай таблетки от малярии. Нас до этого несколько раз сильно искусывали комары. До врача, т.е. столицы, было 3 дня пути. 3 дня было плохо, потом прошло, что именно помогло непонятно.

2.6 Безопасность

Для Африки - Мадагаскар безопасная страна. Но доброжелательно настроенные пьяные люди с ружьями или автоматами тоже бывают. Также можно случайно оказаться недалеко от драки с применением камней, копий, к примеру зайдя на местные похороны. Некоторые дороги считаются опасными, говорят, что на них грабят, но выяснить это не представляется возможным. Опасные дороги Ihosy-Ambovombe, Maintirano-Beravina. На последнюю нас долго не хотели пускать без охраны, но в результате удалось договориться. Есть и другие опасные дороги, но проезжая по ним мы об этом не знали.

Часто на въездах-выездах в города и села стоит шлагбаум с военными. Обычно они не останавливают, но могут и проверить документы на машину. На английском никто не понимает. В мелких селах бывают активисты, которые могут успеть закрыть открытый шлагбаум и требовать за проезд деньги. В таких случаях нужно быстро выйти из машины и самому открыть шлагбаум, они обычно не привыкли видеть белых за рулем и особо не возражают.

Машину безопасно оставлять во многих местах, в том числе на парковках парков, возле достопримечательностей. Мы бросали и в городах. Воровать тут особо не принято, но нужно быть аккуратным. Попрошайки есть в туристических местах, но как правило ведут себя неназойливо.

На Мадагаскаре присутствует малярия, говорят, что в основном на востоке страны. Пить таблетки от нее очень вредно, лучше при заболевании лечиться предварительно купленным Коартемом (Coartem). У нас он не продается, можно купить только на месте. Его нужно обязательно купить в столице и иметь с собой. От тропической малярии, без лечения можно умереть в течении 3-х дней. Комаров в некоторых местах было много, лучший способ не заболеть - не подпускать их к себе.

Нормальные (относительно) больницы и врачи есть только в столице, болеть очень не рекомендуется.

Терять паспорт украинцам очень не рекомендуется - ближайшее посольство находится в ЮАР.

Посольство Украины на Мадагаскаре (по совместительству):
PO Box 36463, Menlo Park 0102, Pretoria, South Africa398, Marais str., Brooklyn 0181, Pretoria
Телефон: (8 10 2712) 460 19 43, (8 10 2712) 460 19 46 Факс: (8 10 2712) 460 19 44. E-mail: emb_za@mfa.gov.ua  , dniepr@mweb.co.za

Посольство России на Мадагаскаре:
Адрес: Ivandry, B.P. 4006, Antananarivo 101
Тел: + 261 20 22 428 16; + 261 20 22 428 27
Сайт: http://madagascar.mid.ru  E-mail: ambrusmad@blueline.mg

2.7 Ночлег

На ночевку стоит становиться когда уже смеркается, чтобы вероятность быть замеченным местными была минимальна. В отличии от других странах Африки, люди даже заметив белого, не останавливаются, а продолжают идти по своим делам. Все ведут себя довольно доброжелательно или нейтрально. Люди живут очень бедно, особенно в глухих селах, не нужно им давать повод стать немного богаче. Не всегда это возможно, но становиться лучше вдали от сел, правда проснувшись утром можно обнаружить что в пределах видимости есть домик. Электричества в селах нет, поэтому в потемках села можно и не заметить. Плотность населения не очень велика, поэтому искать место для ночевки проще, чем во многих странах континентальной Африки. Таким местом может стать пастбище, заброшенный или не возделанный огород, старая дорога, кусты в саване, сухое русло реки и др. В некоторых местах удобно останавливаться в кемпингах, особенно это относится к различным паркам - рано утром нужно идти по ним гулять. Стать в палатке за небольшую плату также можно во дворе отелей, для этого не предназначенных. Такие остановки позволяют покупаться и пополнить запасы воды. Стоимость кемпинга в пределах 5000 ариари за всех до 20000 ариари за палатку (у нас их две было).

 

3 Техническое описание маршрута

3.1 Общие сведения о маршруте.

Проехали по интересному маршруту, проходящему по различным достопримечательностям острова Мадагаскар. Машину арендовали в единственном месте, где это можно сделать без водителя в компании Герц. На преодоление 5120 км потребовалось 28 дней.  Белых ездящих за рулям мало, в основном это европейцы живущие на Мадагаскаре. Дороги на Мадагаскаре очень плохие, скорость передвижения была низкая. Октябрь - сухой сезон, проблемы с грязью были только в локальных местах.

Определить можно ли считать маршрут первопрохождением не просто. Местные водители ездят везде. В большей части мест (не не везде) туристы бывают с местными водителями. Случаи когда ездят самостоятельно, бывают, но редко. Какие либо отчеты об этом отсутствуют.

3.2 Маршрут движения с описанием

Трек маршрута, GPS координаты, карты и др. можно скачать в соответствующем разделе на сайте http://foto-traveller.ru. Трек писался с интервалом 30 м. Время указано общее и в скобках время движения на машине. Средняя скорость движения, время и длина пути рассчитывалась в программе Trackan с параметрами округления высота 10 м, скорость 5 км/ч. В Километраж входят прогулки пешком, паромы, лодки и прочие передвижения (Их очень мало, в сумме не более 100 км). Фотографии с Мадагаскара также можно посмотреть на сайте.

 

Дни

Даты

Участки маршрута

Расстояние, Способ передвижения

Описание

1.

02.10

Харьков

Поезд

 

2.

03.10 Симферополь Самолет

Самолет Симферополь - Антананариву с двумя пересадками в Москве, Абу-Даби и Сейшелах. Все добирались разными путями. Возможен также перелет из Киева через Стамбул и Маврикий.

3.

04.10 Антананариву

 

Лагерь 01.

Машина, такси

116 км

10-15 ч (3-43)
31 км/ч

Прилетаем около 12, по местному времени это довольно поздно. На такси едем в Герц, расположенный в городе.

Арендуем машину, закупаем еду и все необходимое. В столице движение плотное, сплошные пробки. Уже по темну выезжаем из города. Дорога асфальтовая, сложность представляет узкая дорога, с трудом влазит 2 машины, иногда пропуская встречный грузовик приходится даже съезжать на обочину.

Лагерь в палатках во дворе какого-то пустого отеля. Стали по местным меркам очень поздно, все уже давно спят.

4.

05.10

Antsirabe

 

Лагерь 02.

Машина

323 км

10-55 ч (7-13)

44 км/ч

Целый день едем по асфальту на юг. По сторонам красивые пейзажи, рисовые поля, двухэтажные интересные домики, кучкующиеся на холмах. Дорога асфальт, но узковата, временами ямы, особенно это бывает в поселках. Во всех больших населенных пунктах некоторые пробки. Дорога легкая. Лагерь на поляне возле не наезженной грунтовки. Ручей есть чуть дальше по грунтовке, но к нему нужно драться сквозь кусты. Воду можно набрать на основной дороге ниже. Парк рядом.

5.

06.10 Parc National de Ranomafana

 

Sahambavy Tea Estate

 

Fianarantsoa

 

Лагерь 03.

Машина, пешком

158 км

11-26 ч (3-50)

41 км/ч

 

из них грунтовка 20 км

Утром идем гулять по Национальному парку Раномафана (Parc National de Ranomafana).  Есть разные тропинки, мы гуляли по популярной Talatakely Trail system около 3-х часов. Сейчас сухой сезон и некоторую фауну увидеть мало шансов. Мы посмотрели дождевой лес (он был сухим), далеко лемуров, пару лягушек, хамелеона. Когда тут влажно живности намного больше. Где-кто сидит можно определить по толпе туристов. Гиды созваниваются друг с другом и так находят животных. Есть гиды говорящие на английском.

 

Продолжаем ехать на юг. Продолжается асфальт, как и вчера. Домики, поля, сельские пейзажи.

 

Заезжаем посмотреть на работающую чайную фабрику Sahambavy Tea Estate. К ней от основной дороги идет асфальт, временами убитый, особенно ближе к концу. Экскурсии проводятся в рабочее время (7-16), вход 7000 ариари. Посмотреть как делают чай довольно интересно. Гид говорит только на французском.

 

Вдоль дороги тут и в других местах можно посмотреть как делают из глины и обжигают самодельные кирпичи для строительства домов.

 

По дороге гуляем в центре города Fianarantsoa. Вид с холма, красивые пейзажи, старый город.

 

Ночуем в кемпинге в частном парке Reserve d’Anja. Вода есть в источнике по тропинке ниже.

6.

07.10 Reserve d’Anja

 

Ihosy

 

I’lakaka

 

Parc National de l’Isalo

 

Лагерь 04.

Машина

368 км

12-07 ч (6-41)

55 км/ч

 

из них грунтовка 7 км

Утром посещаем частный парк Анджа (Reserve d’Anja). Сайт парка http://anjareserve.angelfire.com/ Парк интересен кошачьими лемурами, которые утром выходят погреться на солнце и поесть плодов деревьев. Их много, подпускают довольно близко. Также можно найти хамелеонов.

 

Продолжаем ехать дальше на юг. Начинают попадаться участки дороги, где можно кратковременно разогнаться больше 100 км/ч.

 

В поселке I’lakaka происходит добыча сапфиров кустарными способами. Это опасный район, ночью тут лучше не ездить. В фирме по продаже камней Color Line можно организовать экскурсию на шахту. Люди в ручную копают котлован 20-ти метровой глубины. Рядом копают просто колодец, спускаясь туда в большом ведре. Фирма работает с 7 до 19, но экскурсии возможны не всегда. Времени нужно чуть меньше часа. К шахтам можно съездить и самому (см. GPS точки).

 

Едем до поворота в обратном направлении и заезжаем посмотреть скалы в Национальном парке Изало (Parc National de l’Isalo). Смотрим скалу Окно (La Fenêtre de l’Isalo). Скала находится недалеко от дороги по грунтовке и входной платы не требует (никого нет).

 

Лагерь на поле, недалеко от поселка под защитой забора. Несколько пыльновато.

7.

08.10

Ihosy

 

Ivohibe


Maropaika

 

Лагерь 05.

Машина

179 км

13-30 ч (8-20)

21 км/ч


из них грунтовка 168 км
Сворачиваем с основной дороги на грунтовку и едем на восток к прибрежному городу Farafangana. Сначала дорога сносная, ближе к горам сильно ухудшается, скорость очень маленькая. Дорога местами ремонтируется местными жителями, видимо в тех местах где проехать стало невозможно. По сторонам красивые пейзажи.

Накатанная дорога кончилась в поселке Maropaika. За поселком нас остановил полуразрушенный мост. Его нужно или ремонтировать или пробивать объезд - все это требует времени. Состояние дороги далее также непонятно, после моста по дороге давно не ездили, вероятно там еще есть препятствия. Решили повернуть обратно и объехать другой дорогой.

 

Ночуем на заметном месте на холме. Стали тут уже ночью, после того как нас согнали с другого места - пришли пьяные люди с автоматами к себе домой приглашать.

8.

09.10 Ivohibe

 

Ihosy

 

RN13

 

Ihosy

 

Лагерь 06.

Машина

207 км

11-55 ч (7-41)

26 км/ч

 

из них грунтовка 176 км

Возвращаемся по плохой дороге обратно, получилось проехать чуть быстрее, чем сюда. Съезжаем с асфальта и движемся на юг по дороге RN13 в сторону Fort Dauphin. Дорога считается опасной, ночью говорят, что ездить нельзя.

Начало дороги идет по более-менее ровным и пологим вершинам холмов и находится в приличном состоянии, накатанно много колей.

 

Не успели сильно отъехать от цивилизации - лопнуло заднее левое колесо, машину занесло и она повалилась на бок. Скорость была небольшая 40-45 км/ч, колея была пустая. Никто не пострадал. Дождавшись проезжавшую машину, совместными усилиями перевернули машину на колеса, заменили поврежденное колесо. Машина несколько помялась, побились стекла, но в остальном машина оказалась на ходу (даже не заглохла при перевороте). Вернулись к городу Ihosy. Герц обещает прислать завтра новую машину.

 

Ночь в отеле Tiana Hotel. Пришлось спать на веранде в палатке - очень много комаров. Зато в отеле живет ручной лемур Марси.

9.

10.10 Лагерь 07. 0 км Получилась дневка - ожидание машины. Вечером машину привезли.

Ночь в отеле Tiana Hotel. Пришлось спать на веранде в палатке - очень много комаров.

10.

11.10

Betroka

 

Beraketa

 

Лагерь 08.

Машина

259 км

10-59 ч (8-54)

29 км/ч

 

из них грунтовка 234 км
Утром выезжаем опять в сторону Fort Dauphin. Хорошая дорога быстро кончается, дальше начинается раскатанная грузовиками глубокая колея с большим количеством объездов, не всегда понятно куда ехать. Медленно, машин ездит заметное количество - это основной путь на юг. Чтобы проехать некоторые ямы надо сначала спуститься, потом подняться. В некоторых местах (подъемы, спуски, мосты, поселки) есть короткие участки асфальта.

 

Ночуем в поселке Beraketa во дворе монастыря (церкви).

11.

12.10 Ampamata

 

Ambovombe

 

Parc National d’Andohahela

 

Лагерь 09.

Машина, пешком

219 км

10-53 ч (6-46)

32 км/ч

 

из них грунтовка 189 км
Плохая дорога продолжается, к ней в конце добавляются еще большие лужи, в основном с накатанными объездами. Видно, что в дождливый сезон в некоторых местах борьба идет нешуточная. Есть короткие участки с приятной песчаной колеей. Местами объезды совсем нелогичны.

Выезжаем на дорогу идущую вдоль южной части в районе Ambovombe. Едем на восток. Появляется старый, часто полностью разрушенный асфальт. Иногда есть нормальные куски, обычно на холмах. Колея накатана по обочине, местами она ушла более метра вниз от остатков поверхности асфальта. Получаются как горки. Такой дороги на сегодня около 60 км, из них как асфальт думаю можно посчитать 20.

 

С основной дороги сворачиваем к Национальному парку Андохахела (Parc National d’Andohahela). Идем по тропинке Circuit Tsimelahy (Примерно 2 часа). Интересны различные колючие деревья, растительность, русло реки, ящерицы

 

Ночуем возле грунтовки, ведущей в парк.

12.

13.10 Fort Dauphin

 

Reserve Nahampoana

 

Evatra

 

Полуостров Lokaro

 

Индийский океан

 

Reserve Nahampoana

 

Лагерь 10.

Машина, пешком

110 км

11-07ч (4-20)

25 км/ч

 

из них грунтовка 90 км

Продолжается разбитый асфальт. Только на подъездах к городу Fort Dauphin асфальт становится хорошим. За городом плохая грунтовка, с лужами.

 

Смотрим лемуров в частном парке Нахампоана (Reserve Nahampoana). Сайт http://www.nahampoana.com. Это бывший ботанический сад, обитает несколько видов лемуров, довольно прикормленных и не боящихся людей. Много интересной растительности, прогулка на лодке, черепахи и пр.

 

Продолжаем движение по плохой грунтовке. Местами торчат куски бетона и арматура.

В деревне Evatra оставляем машину и идем на пляж находящийся на полуострове Lokaro. Места красивые, Индийский океан, волны, пальмы, деревушки, лодки.

 

Возвращаемся и ночуем в парке Нахампоана. Вечером и утром по кемпингу ходят разные лемуры. Ночная прогулка по парку тоже интересна.

13.

14.10

Fort Dauphin

 

Ambovombe

 

Tsihombe

 

Лагерь 11.

Машина

244 км

11-07 ч (7-52)

30 км/ч

 

из них грунтовка 193 км
В Fort Dauphin (Taolagnaro) супермаркет это небольшая лавка, но кое-что купить можно.

Возвращаемся на запад к городу Ambovombe. Едем в южную точку острова по в разной степени плоховатой грунтовке. Ближе к мысу Cap Saint Marie появляются песчаные участки. Возле мыса дороги очень узкие и заросли колючими кустами - проезжать приходится медленно.

Ночуем в кемпинге возле офиса парка Reserve Speciale de Cap Sainte Marie. Воды помыться особо не дают - вода только дождевая.

14.

15.10 Reserve Speciale de Cap Sainte Marie

 

Beloha

 

Tranoroa

 

Лагерь 12.

Машина, пешком

161 км

11-30 ч (6-12)

25 км/ч

 

из них грунтовка 161 км

Едем к мысу на машину, как-то впихнули еще гида. Дорога узкая, заросшая, песчаная. Ближе к берегу каменистая. По дороге часто лазят черепахи, которых приходится убирать с дороги.

 

Заповедник мыс Сент-Мари (Reserve Speciale de Cap Sainte Marie) - крайняя южная точка острова Мадагаскар. Тут можно посмотреть огромные волны, прибрежные дюны, красивый берег, гроты, скорлупу яиц вымерших огромных Слоновьих птиц, разные растения, много черепах, маяк. Место спокойное и приятное. Слоновьи птицы вымерли 400 лет назад. Их вес был 400 кг, высота 10 метров. Одно яйцо соответствовало 160 куриным яйцам.

Парк смотрели в двух точках. Circuit Cap (1 час) - короткая прогулка по кромке обрыва, растения, черепахи, маяк. Самое интересное место - Circuit Grotte (3 ч) - гроты, дюны, растительность, скорлупа, черепахи, ящерицы и прочее. Парк редкопосещаемый 331 посетитель в 2014 году.

 

Едем в сторону Beloha. По сторонам на юге очень много местных гробниц, интересно оформленных. После Beloha дорога становится каменистая, скорость движения падает.

 

Лагерь на чьем-то поле рядом с дорогой.

15.

16.10 Ampanihy

 

Ejeda

 

Antaly

 

Ejeda

 

Лагерь 13.

Машина

193 км

11-19 ч (7-12)

26 км/ч

 

из них грунтовка 193 км

До Ejeda продолжается плохая, каменистая дорога. Из Ejeda пробуем выехать к берегу в Itampolo. До ближайшего поселка дорога нормальная, дальше давно не ездили. Дорога заросла, ширина нормальная только чтобы телега с зебу проезжала. Немного попилили деревья, порубили кактусы, дальше начались камни - стало понятно, что к берегу тут можно неделю ехать, повернули обратно, решили проехать к берегу другим путем. После Ejeda дорога несколько улучшилась, а после поворота к берегу стала еще лучше (и с интересными колючими деревьями по обочинам).

 

По дороге зашли на местные похороны, которые больше похожи на свадьбу - куча народа пьет, танцует и веселится. Очень интересно, правда закончилось масштабной дракой, от которой все местные бежали в рассыпную и нам велели быстро уезжать.

 

Лагерь под деревом в травянистом поле.

16. 17.10 Beheloka

 

Parc National de Tsimanampetsotse

 

Ambola

 

Beheloka

 

Anakao

 

Лагерь 14.

Машина, пешком

174 км

10-35 ч (5-02)

34 км/ч

 

из них грунтовка 174 км
Выезжаем к берегу в поселке Beheloka, колея тут песчаная, машина идет мягко.

Идем в Национальный парк Циманампецутса (Parc National de Tsimanampetsotse). В парке несколько интересных мест, к каждому можно проехать на машине и потом пройтись пешком. Все заняло примерно пол дня.

Circuit Andaka - соленое озеро, вдалеке фламинго.

Circuit Tsiamaso - баобабы, растительность, пещеры со слепой рыбой, баньян с корнями уходящими в пещеру. Сильно кусают комары.

Circuit Emande - растительность, вид на озеро.

 

После парка выехали к берегу и потом поехали в Anokao. Дорога песчаная колея, в нескольких местах песок плохой, можно завязнуть.

 

Повсеместно встречаются женщины с лицами намазанными специальной маской масундзуани (masonjoany), которая позволяет защищать кожу от солнца.

 

Ночуем в кемпинге в отеле Chez Emile в поселке Anakao. Возле отеля легко застрять в песке.

17. 18.10 Мозамбикский пролив

 

Nosy Ve

 

Anakao

 

Beheloka

 

Betioky

 

Tongobory

 

Лагерь 15.

Машина, лодка, пешком

167 км

11-51 ч (5-06)

32 км/ч

 

из них грунтовка 167 км

Утром плывем на моторной пироге на остров Nosy Ve. остров расположен не далеко от берега (4,5 км), хороший пляж, можно поплавать с маской и трубкой, но подводной живности, как и везде на Мадагаскаре немного - тут все едят (лемуров тоже). Вокруг интересные рыбацкие пироги с парусом. На острове есть гнездовья птиц. О поездке можно договориться в любом отеле или дешевле на пляже, но там совсем не говорят на английском. Стоит это примерно 55000 ариари за лодку.

 

Едем обратно, выезжаем на основную дорогу. Дорога - обычная плохая грунтовка.

 

Лагерь между кустов.

18. 19.10 Andranovory

 

Toliara

 

Bevoay

 

Лагерь 16.

Машина

317 км

13-45 ч (8-31)

37 км/ч

из них грунтовка 191 км

В Andranovory с грунтовки выезжаем на хороший асфальт.

В Toliara есть неплохой супермаркет. Едем по асфальту с перерывами на север. Асфальт совсем кончается в 13 километрах после поселка Ankililoaka. Дорогу делают, может он будет и дальше.

 

Лагерь на песке возле парома через реку Мангуки. Перед паромом небольшой брод и глубокий песок. Завязли, пришлось откапываться.

19. 20.10 Паром через реку Mangoky

 

Manja

 

Лагерь 17.

Машина

197 км

12-00 ч (8-56)

22 км/ч

 

из них грунтовка 197 км

Утром переправляемся на пароме через реку Mangoky (10000 ариари с машины). Дорога - обычная для Мадагаскара плоховатая грунтовка. По дороге проезжаем локальный глубокий брод. Еще сухое песчаное русло в котором можно застрять. Далее дорога узкая, заросла, приходится ехать медленно. Если машину не жалеть, то можно и быстрее.

Ездят довольно много машин с туристами. Встречаются баобабы. В деревне сворачиваем к берегу, к парку Parc National Kirindy Mite. Дорога как обычно плоховатая.

 

Лагерь возле начала тропинки по парку Parc National de Kirindy-Mitea. Никого нет, платить некому.

20. 21.10 Parc National de Kirindy-Mitea

 

Belo sur Mer

 

Лагерь 18.

Машина, пешком

52 км

10-41 ч (1-54)

27 км/ч

 

из них грунтовка 52 км
Утром идем гулять по парку Киринди-Митеа (Parc National de Kirindy-Mitea). Никаких строений и людей возле начала тропинки нет. Предполагается, что служащих парка нужно доставлять сюда самостоятельно. Но они тут и не нужны. Есть промаркированное кольцо по которому можно пройти самостоятельно. Circuit Ambondro-Sirave (1,5 часа) - можно увидеть дюны, растительность, пляж, океан, баобаб, озеро, птицы, далеко фламинго и др.

 

От парка едем в поселок Belo sur Mer, расположенный тоже на берегу. По дороге приходится переезжать грязевое озеро. Накатано много колей, не по любой можно проехать. Местные жители подрабатывают выталкиванием. Об этом нужно договариваться заранее иначе цена будет высока. Стоит это 2-50 тыс ариари. В выталкивании участвует до 30 человек, и это они умеют делать хорошо. К Belo sur Mer проехали слегка застряв, обратно засели хорошо. Количество воды в лужах зависит от прилива-отлива. Вся верхняя часть жидкая, внизу есть твердый грунт, но не всегда. Колея глубокая. Рядом добывают соль выпариванием.

 

В Belo sur Mer много лодок, почти все строят их самостоятельно, что и можно посмотреть, пройдя вдоль берега. Отлив делает невозможным отплытие. Подводной живности у берега нет совсем. В поселке легко застрять в песке.

 

Ночуем в кемпинге в отеле La Dauphin.

21. 22.10 Nosy Andrahovo

 

Belo sur Mer

 

Лагерь 19.

Машина, лодка

59 км

14-17 ч (4-36)

12 км/ч

 

из них грунтовка 59 км

Плавать на остров Nosy Andrahovo можно только утром. Подводной живности на острове меньше, чем на острове вблизи Анокао. Плыть довольно далеко 17 км. Вариант под парусом (100 тыс. ариари) не прокатил - ветер был совсем слабый, пришлось брать пирогу с мотором (180 тыс. ариари). В этот день больше плавали, чем ехали на машине.

 

С выездом из поселка через грязевое озеро были проблемы - тем же путем проехать не получилось, застряли конкретно. Несколько часов пытались откопаться, пришлось привлекать местных (они там все время дежурят, это их бизнес). По темну, облепив машину как муравьи, подставляя бревно, с звериными криками им все же ужалось извлечь машину из грязи. Участвовало в этом около 30 человек, машины за ними видно не было.

 

Лагерь за кустом возле дороги.

22. 23.10

Брод реки Kabatomena (Morondava)

 

Morondava

 

Avenu du Baobab

 

Паром на реке Mania

 

Belo Tsiribihina

 

Лагерь 20.

Машина

228 км

12-44ч (7-43)

29 км/ч

 

из них грунтовка 200 км

Едем по обычной мадагаскарской грунтовке на север.

На подъездах к городу Morondava есть длинный брод, на реке Кабатумена глубиной немного выше колена, суммарной длинной около 150 м. Течение около 1 м/с. Дно песчаное, но довольно плотное, особых проблем нет.

 

От столицы к Morondava идет хороший асфальт, выезжаем на него. Morondava - большой город, тут можно докупить продуктов. После поворота на север, опять начинается грунтовка, но в целом неплохая. Смотрим Аллею баобабов (Avenu du Baobab) - одну из известных достопримечательностей Мадагаскара. Туристов тут много, и продавцов и попрошаек тоже.

 

По неплохой грунтовке продолжаем движение дальше. На пароме пересекаем реку Mania (30000 ариари). Паром плывет долго, больше 5 км по реке.

 

Ночуем за кустами не далеко от дороги.

23. 24.10

Река Manambolo

 

Bekopaka

 

Parc National des Tsingy de Bemaraha

 

Лагерь 21.

Машина, пешком

114 км

11-31 ч (4-07)

27 км/ч

 

из них грунтовка 114 км

Продолжаем ехать по неплохой дороге в сторону Bekopaka, дорога несколько ухудшается только в самом конце. На пароме пересекаем реку Manambolo (10000 ариари).

 

Офис национального парка Цинжи-дю-Бемараха (Parc National des Tsingy de Bemaraha) находится недалеко от парома. Парк известен цингами - каменным лесом.

Circuit Ranotsara (The Big Tsingy) - большие цинги. На посещение нужно пол дня. Нужно ехать 17 км по плохой каменистой дороге на север. Для прохождения по маршруту выдают обвязки, чтобы страховаться за трос. Мне кажется лучше бы каски давали. Тут красивая панорама, подвесной мост, пещера. Можно увидеть лемуров, мангустов, многоножек, окаменелости, лес и пр. Petits Tsingy (Малые цинги) находятся прямо рядом с офисом парка. Они не такие масштабные, но тоже красивые. Еще хотели сплавать на пироге по каньону реки (Circuit Gorges de Manambolo), но не успели.

 

Ночуем в кемпинге отеля Tanankoay в Bekopaka.

24. 25.10 Trangahy

 

Antsalova

 

Лагерь 22.

Машина

206 км

13-38 ч (10-18)

20 км/ч

 

из них грунтовка 204 км

Дальше на север обычно не ездят, и возвращаются в Morondava. Но мы пробуем там проехать, и это у нас получилось, хотя дорога заняла несколько дней.

Дорога весьма плохая, примерно такая как от Bekopaka до Больших цингов. Местность довольно дикая, поселков мало. Есть мелкий брод. Трясемся целый день, средняя скорость 20 км/ч. Машин мало. Подозреваю, что эта местность должна считаться опасной. Перед Maintirano появляются куски разбитого асфальта.

 

Ночуем в кустах, недалеко от поселка.

25. 26.10 Maintirano

 

Ambinda

 

Лагерь 23.

Машина

143 км

11-51 ч (7-14)

19 км/ч

 

из них грунтовка 127 км

Заезжаем в Maintirano заправиться. Есть базар, но ничего похожего на супермаркет найти не удалось. В самом городе есть асфальт.

На выезде из города нас долго не хотели выпускать без охраны в сторону Tsiroanomandidy, но договориться все же получилось. В следующем городке нас тоже не хотели пропускать, но в результате мы все же проехали самостоятельно.

Дорога плохая и очень плохая. Обычно диагональное вывешивание, камни. По дороге проезжаем место, где много горного хрусталя. Проезжаем небольшой перевал с цингами и лесом. Мелкие манго можно собирать под деревом, крупные можно купить очень дешево. Места интересные, людей мало и поселки очень бедные.

 

Лагерь в понижении в густой траве.

26. 27.10 Beravina

 

Лагерь 24.

Машина

152 км

10-11 ч (6-30)

23 км/ч

 

из них грунтовка 140 км

Продолжаем движение в сторону Tsiroanomandidy по плохой дороге. Проезжаем небольшой брод. После развилки на Morafenobe дорога чуточку улучшается. Проезжаем место, где разбросаны стволы окаменевших деревьев, также есть интересные эрозионные образования. После еще одной развилки на Folakara дорога еще чуточку улучшается. Ближе к концу дня стали попадаться куски старого асфальта на спусках и подъемах. Временами они даже неплохо сохранились. Пошла холмистая местность. Прошел дождь, дорога мокрая и скользкая, вверх машина скользит с трудом. Колея не дает сползти в сторону.

 

Лагерь у дороги. Вечером пошел ливень. В этой местности уже начался сезон дождей.

27. 28.10 Tsiroanomandidy

 

Geysers Amparaky

 

Analovory

 

Chutes de la Lily

 

Analovory

 

Лагерь 25.

Машина

265 км

11-51 ч (7-47)

34 км/ч

 

из них грунтовка 140 км

Едем по холмистой местности с частыми подъемами и спусками. Дорога красивая. Многие холмы сильно размыты эрозией. Из-за грязи скорость маленькая, посуху было бы быстрее. Километров через 40 начинается довольно хорошая грунтовка, еще дальше куски старого асфальта. Перед Tsiroanomandidy начинается хороший, новый асфальт.

 

По грунтовке съезжаем с асфальта к Geysers Amparaky. Место красивое. Это не настоящие гейзеры, это просто скважины, из которых выходят пульсирующие струи минерализованной воды. Вокруг скважин красивые отложения, похожие на гейзерит. Скважины пробурили, чтобы осушить Арагонитовые шахты, расположенные неподалеку. Место облагорожено, вход платный.

 

Съезжаем по грунтовке к водопаду Chutes de la Lily. Водопад высотой 20 м довольно красивый, расположен в деревне. Вокруг породы вулканического образования. Место облагорожено, вход платный.

 

Возвращаемся на асфальт и ночуем на старой дороге (возле основной).

28. 29.10 Antananarivo

 

Madagascar Exotic

 

Vakona reserve (Lemurs Island)

 

Parc Mitsinjo

 

Лагерь 26.

Машина, пешком

254 км

13-47 ч (5-58)

42 км/ч

 

из них грунтовка 10 км

Едем по хорошему асфальту. В Антананариву некоторые пробки. От столицы едем на восток.

 

По дороге заезжаем в частный зоопарк Madagascar Exotic. Тут можно посмотреть и потрогать различных рептилий и другую живность. Интересное место, нужно около 2-х часов.

 

Едем дальше на восток, в горы. тут сконцентрировано несколько парков, общее название Andasibe.

 

Идем смотреть лемуров в зоопарк Вакуна (Vakona reserve, Lemurs Island) www.hotelvakona.com. Это частный парк, загороженный небольшой речкой с прикормленными лемурами. Они абсолютно не боятся людей, и прыгают на плечи выпрашивая еду. Хорошее место полапать лемуров. Живет тут 3 вида лемуров. Билеты покупать в Vakona Forest Lodge по 15 тыс. ариари. Билет также действует на небольшой зоопарк с крокодилами и другими животными, который мы посетили на следующий день.

 

Вечером, как стемнело идем на ночную экскурсию в частный парк Мициндзо (Parc Mitsinjo)www.mitsinjo.com. Прогулка занимает полтора часа, лемуры есть, но часто далековато. Также можно увидеть хамелеонов, лягушек.

 

Ночевка в кемпинге возле входа в парк Reserve Speciale d’Analamazaotra. Ночью приходил лемур за едой.

29. 30.10 Reserve Speciale d’Analamazaotra

 

Vakona reserve (Croc farm)

 

Antananarivo

 

Лагерь 27.

Машина, пешком

170 км

11-45 ч (4-38)

36 км/ч

 

из них грунтовка 10 км

Утром идем гулять по парку Аналамазаотра (Reserve Speciale d’Analamazaotra), который является частью Parc National Andasibe Mantadia. В этом интересном парке можно увидеть самых больших лемуров - Индри и несколько других видов лемуров, правда, это все далеко в ветвях деревьев. Также можно увидеть дождевой лес, хамелеонов, пауков, лягушек, жука-жирафа, цветы и др. Для прогулки нужно 3-4 часа. Парк интересный.

 

Возвращаемся в зоопарк Вакуна, на крокодилью ферму посмотреть крокодилов, фосу, птиц, змей, черепах, хамелеонов. Для осмотра хватит часа.

 

Во второй половине дня едем обратно к Антананариву.

 

Ночуем в пригороде во дворе отеля Relais du Rova не далеко от Ambohimanga.

30. 31.10 Ambohimanga

 

Antananarivo

 

Лагерь 28.

Машина

54 км

13-47 ч (2-03)

26 км/ч

 

Смотрим Королевский холм Амбохиманга (Ambohimanga) - место бывшего проживания королевской семьи. С холма открывается панорама, есть сад, крепость.

 

В Антананариву (Antananarivo) гуляем по городу, смотрим рынок, дворцы, жилые постройки, трущобы.

 

Ночуем в недорогом, хорошем отеле в центре Антананариву. Машину перед отелем охраняют.
31. 01.11 г. Антананариву Машина, такси, самолет

31 км

6-14 ч (1-12)

25 км/ч

Моем машину и сдаем ее.

В обед обратный самолет.

32.

02.11

г. Симферополь

Поезд

Прилет в Симферополь.
Далее на поезде в Харьков.

Всего 5120 км из них грунтовок 3216 км, за 28 дней.
Средняя скорость движения 30 км/ч.

Всего ночевок в полевых условиях: 15, в кемпингах 10, в отелях 3.

 

Общие расходы, включая авиаперелет, составили чуть меньше 2000 дол с человека.
Из них авиабилет 900-1000 дол, виза 30 дол, Машина 500 дол с человека, затраты на месте (бензин, еда, парки и пр.) примерно 500 дол.

 

3.3 Карты маршрута

Подробные карты с ниткой маршрута  GPS треком (*.plt), GPS координатами (*.wpt) можно найти в соответствующем разделе на сайте http://foto-traveller.ru.

Остров Мадагаскар. Детальная карта с маршрутом.
(Для увеличения нажать на карту)
.

 

2.4 Изменения маршрута и его причины

Заявленный маршрут:

Antananarivo – Fianarantsoa – Isalo – RN12 – Fort Dauphin – Cap Saint Marie – Anokao – Morondava – Tulear – Bemaraha – Maintirano – Majunga – Ankarafantsika – Antananarivo – Andasibe – Canal Des Pangalanes – Amparaky – Antananarivo

Пройденный маршрут (детальный):

Antananarivo – Antsirabe – Parc National de Ranomafana – Sahambavy Tea Estate – Fianarantsoa – Reserve d’Anja – Ihosy – I’lakaka – Parc National de l’Isalo – Ihosy – Ivohibe – Maropaika – Ivohibe – Ihosy – RN13 – Ihosy – Betroka – Beraketa – Ampamata – Ambovombe – Parc National d’Andohahela – Fort Dauphin – Reserve Nahampoana – Evatra – Полуостров Lokaro – Индийский океан – Reserve Nahampoana – Fort Dauphin – Ambovombe – Tsihombe – Reserve Speciale de Cap Sainte Marie – Beloha – Tranoroa – Ampanihy – Ejeda – Antaly – Ejeda – Beheloka – Parc National de Tsimanampetsotse – Ambola – Beheloka – Anakao – Мозамбикский пролив – Nosy Ve – Anakao – Beheloka – Betioky – Tongobory – Andranovory – Toliara – Bevoay – Паром через реку Mangoky – Manja – Parc National de Kirindy-Mitea – Belo sur Mer – Nosy Andrahovo – Belo sur Mer – Брод реки Kabatomena (Morondava) – Morondava – Avenu du Baobab – Паром на реке Mania – Belo Tsiribihina – Река Manambolo – Bekopaka – Parc National des Tsingy de Bemaraha – Trangahy – Antsalova – Maintirano – Ambinda – Beravina – Tsiroanomandidy – Geysers Amparaky – Analovory – Chutes de la Lily – Analovory – Antananarivo – Madagascar Exotic – Vakona reserve (Lemurs Island) – Parc Mitsinjo – Reserve Speciale d’Analamazaotra – Vakona reserve (Croc farm) – Antananarivo – Ambohimanga – Antananarivo.

Маршрут пройден с изменениями, насколько они влияют на сложность выяснить не представляется возможным.
Изменения:
Из-за непроходимости дороги Ihosy - Farafangana в Fort Dauphin пришлось поехать другим путем через RN13, а не по берегу по RN12 как планировалось.
Из-за потерянного времени при перевороте машины и непроходимости некоторых дорог маршрут пришлось несколько укоротить, заменив участок Maintirano – Majunga – Ankarafantsika на более короткий через Tsiroanomandidy. Также пришлось выкинуть Canal Des Pangalanes.

Группа прошла маршрут в полном составе.

 

3.5 Список общественного снаряжения

Снаряжение общественное лагерное (на 7 чел)

Палатка 2 шт
Котелки, сковородка
Горелка бензиновая 2 шт
GPS ручной
GPS автомобильный
Аптечка
Ремнабор
Маска, трубка 3 комплекта
Канистра с водой 20 л + много воды в бутылках
Продукты закуплены в основном на месте в достаточном количестве.
Для машины:
Провода
Трос
Насос
Ремкомплект для колес
Пила
Инвертор, тройники и прочие провода для машины
2 доски
2 канистры с топливом по 20 л

 

4 Заключение

Проехали маршрут 4-й категории сложности по острову Мадагаскар. Остров интересен своими уникальными животными, насекомыми, растениями, озерами, океаном, интересными людьми и прочими достопримечательностями. Погода была обычная для данного района в это время года - сухой сезон, дождей почти не было, дороги были проходимы. В двух местах проехать не удалось по причине непроезжих дорог, эти участки пришлось объезжать. Маршрут разнообразен и интересен. Дороги на Мадагаскаре очень плохие. Всего было преодолено 5120 км из них грунтовок 3216 км, за 28 дней. Средняя скорость движения составила 30 км/ч. Всего ночевок в полевых условиях: 15, в кемпингах 10, в отелях 3. Мадагаскар место очень интересное, планирую приехать сюда еще раз, посетить северную часть острова.

 

 

5 Список литературы

  1. Листы карты Генштаба масштаба 1:200000 и 1:500000, также другие карты Мадагаскара.

  2. Спутниковые снимки Bing Maps.

  3. Путеводитель Lonely Planet Madagascar 7th edition, July 2012.

  4. Различные фотографии, заметки, рассказы и прочее найденное в Интернет.