Отчёт
о пешеходном туристском походе
III категории сложности по Ловозерским и Хибинским тундрам (Кольский полуостров),
совершенном 16 июня – 3 июля 2016.
Маршрутная книжка № Руководитель группы: E-mail: |
15-2016п Ляховец Сергей Витальевич |
МКК Харьковского областного туристско-спортивного союза рассмотрела отчёт и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Категория сложности 3
Харьков 2016
Содержание
1 Справочные сведения о походе.
1.1 Паспорт маршрута.
1.2 Сведения об участниках.
1.3 Обзорная карта маршрута.
2 Общие сведения.
2.1 Подъезд к маршруту и запасные варианты.
2.2 Изменения маршрута и его причины.
2.3 Сведения про прохождение похода каждым участником.
2.4 Разрешения.
3 Техническое описание маршрута.
3.1 Общие сведения о маршруте.
3.2 Связь.
3.3 Маршрут движения с описанием.
3.4 Карта маршрута.
3.5 Высотный профиль похода.
3.6 Расчет категории сложности похода.
4 Сведения о материальном оснащении группы.
4.1 Список общественного снаряжения.
4.2 Список личного снаряжения.
4.3 Продуктовая раскладка.
5 Заключение и рекомендации.
6 Список литературы.
Приложение А. Географические координаты точек маршрута.
Приложение Б. Фотографии.
1 Справочные сведения о походе
1.1 Паспорт маршрута
Вид туризма: |
пешеходный |
Район путешествия: |
Ловозерские и Хибинские тундры (Кольский полуостров) |
Категория сложности: |
третья |
Нитка маршрута: |
г. Харьков – г. Симферополь – г. Мурманск – пос. Ловозеро – р. Сергевань – оз. Светлое – р. Светлая – г. Кувторда (490 м, н/к) – пер. Куамдеспахк (780 м, н/к) – р. Суолуай – оз. Щучье – оз. Сейдозеро – протока Цетчецаб – г. Нинчурт (785 м, 1А) – р. Чивруай – оз. Сейдозеро – р. Сейдуай – р. Уэлькуай – р. Эльморайок – р. Чинглусуай – пер. Сенгисчорр (952 м) – г. Ангвундасчорр (1120 м) – г. Кедыквырпахк (1106 м) – пер. Геологов (998 м) – г. Аллуайв (1051 м) – Шахта Северная – ур. Уютное – р. Сура – оз. Умбозеро – Протока брод №2 – р. Кальйок – пер. Центральный Лявочорр (900 м, 1А) – р. Северный Лявойок – оз. Гольцовое – р. Кунийок – Рудник Куэльпорр (рад) – пер. Северный Чоргорр (1010 м) – г. Идивичвумчорр (1178 м, 1А) – пер. Южный Чоргорр (851 м) – г. Часначорр (1189 м, 1А) – пер. Ферсмана (980 м, 1Б) – р. Ферсмана – р. Малая Белая – г. Тахтарвумчорр (1135 м) – Молибденовый рудник – оз. Малый Вудъявр – р. Вудъяврйок – оз. Длинное – пер. Кукисвумчор (480 м, н/к) – оз. Серцевидное – пер. Академический (1075 м, 1А) – р. Тульйок – пер. Щель (1100 м, 1Б) – Астрофиллитовое ущелье (рад) – р. Вуониемйок – пер. Юкспоррлак (674 м, н/к) – пер. Последний – р. Гакмана – Ловчорритовый рудник (рад) – пос. Юкспоррйок – г. Кировск – г. Апатиты – г. Кандалакша – Белое море – гора Крестовая – г. Кандалакша – г. Мурманск – г. Симферополь – г. Харьков. |
Протяженность маршрута: |
Всего 255,3 км из них 14 км радиально. |
Общая продолжительность |
16 июня – 3 июля 2016 |
Продолжительность активной части |
14 дней. 1 полудневка. |
Число участников: |
7 (6 уч. + 1 рук.) |
Маршрутная книжка: |
15-2016п |
Шифр МКК: |
120-01-55555023 |
Руководитель группы: |
Ляховец Сергей Витальевич |
1.2 Сведения об участниках
№ |
Фамилия, |
Год |
Определяющий |
Обязанности |
1 | Ляховец Сергей Витальевич | 1978 | пеш. Камчатка 5Р | Руководитель, завхоз |
2 | Тарасенко Анастасия Сергеевна | 1990 | пеш. Кодар 4У | |
3 | Найдышев Андрей Валерьевич | 1978 | пеш. Карпаты 2У | |
4 | Коваленко Сергей Анатольевич | 1979 | пеш. Карпаты 2У | |
5 | Антонов Владимир Андреевич | 1986 | пеш. Карпаты 2У | ремонтник |
6 | Рязанова Ольга Леонидовна | 1965 | пеш. Карпаты 2У | отв. за аптечку |
7 | Непочатов Николай Иванович | 1982 | пеш. Крым 2У |
1.3 Обзорная карта маршрута
Ловозерские и Хибинские тундры. Кольский полуостров. Мурманская область. Масштаб 1:200000.
(Для увеличения нажать на карту)
2 Общие сведения
Решили посмотреть природу Кольского полуострова и пройтись по Хибинским и Ловозерским тундрам, захватывая все красивые и интересные места.
2.1 Подъезд к маршруту и запасные варианты
Кольский полуостров легкодоступен. В Мурманск летает много самолетов, ездят поезда. Поездом получается добираться двое суток, и не сильно дешевле. Если ехать на поезде, то выйти нужно в Оленегорске и на автобусе ехать в Ловозеро через Ревду. От аэропорта Мурманска можно ехать через город и потом в Оленегорск и от туда уже в Ловозеро, но это получается долго. Так как самолет прилетал вечером, оказалось проще заказать такси-микроавтобус напрямую до Ловозера. Эконом Такси междугороднее 8 (964) 680-06-51, 8 8152 600-651 http://ekonomtaxi51.wix.com/ Мерседес Виано обошелся нам в 5000 руб.
Хибины и Ловозеры очень обустроенный район, тут много дорог и поселков, можно сойти с маршрута практически в любую сторону. Так как связь есть во многих местах, при необходимости можно заказать такси в необходимую точку.
2.2 Изменения маршрута и его причины
Заявленный маршрут:
пос. Ловозеро – р. Сергевань – оз. Светлое – г. Куамдеспахк – р. Суолуайв – оз. Щучье – оз. Сейдозеро – протока Цетчецаб – г. Энгпорр – пер. Чивруай-Ладв – г. Маннепахк (974 м) – пер. Куфтуай – р. Мурнуай – р. Эльморайок – р. Чинглусуай – г. Ангвундасчорр – г. Кедыквырпахк – пер. Геологов – г. Аллуайв – р. Сура (Брод №3) – оз. Умбозеро – Протока брод №2 – р. Кальйок – пер. Центральный Лявочорр – р. Северный Лявойок – оз. Гольцовое – р. Кунийок – пер. Северный Чоргорр – г. Идидивичвумчорр – пер. Южный Чоргорр – г. Часначорр – пер. Ферсмана – г. Ферсмана – г. Крестовая – р. Ферсмана – г. Юдычвумчорр – р. Малая Белая – хребет Тахтарвумчорр – оз. Малый Вудъявр – р. Вудъяврйок – оз. Длинное – пер. Кукисвумчор – пер. Академический – р. Тульйок – пер. Щель – пер. Юкспоррлак – р. Гакмана – г. Кировск.
Пройденный маршрут:
пос. Ловозеро – р. Сергевань – оз. Светлое – р. Светлая – г. Кувторда (490 м, н/к) – пер. Куамдеспахк (780 м, н/к) – р. Суолуай – оз. Щучье – оз. Сейдозеро – протока Цетчецаб – г. Нинчурт (785 м, 1А) – р. Чивруай – оз. Сейдозеро – р. Сейдуай – р. Уэлькуай – р. Эльморайок – р. Чинглусуай – пер. Сенгисчорр (952 м) – г. Ангвундасчорр (1120 м) – г. Кедыквырпахк (1106 м) – пер. Геологов (998 м) – г. Аллуайв (1051 м) – Шахта Северная – ур. Уютное – р. Сура – оз. Умбозеро – Протока брод №2 – р. Кальйок – пер. Центральный Лявочорр (900 м, 1А) – р. Северный Лявойок – оз. Гольцовое – р. Кунийок – Рудник Куэльпорр (рад) – пер. Северный Чоргорр (1010 м) – г. Идивичвумчорр (1178 м, 1А) – пер. Южный Чоргорр (851 м) – г. Часначорр (1189 м, 1А) – пер. Ферсмана (980 м, 1Б) – р. Ферсмана – р. Малая Белая – г. Тахтарвумчорр (1135 м) – Молибденовый рудник – оз. Малый Вудъявр – р. Вудъяврйок – оз. Длинное – пер. Кукисвумчор (480 м, н/к) – оз. Серцевидное – пер. Академический (1075 м, 1А) – р. Тульйок – пер. Щель (1100 м, 1Б) – Астрофиллитовое ущелье (рад) – р. Вуониемйок – пер. Юкспоррлак (674 м, н/к) – пер. Последний – р. Гакмана – Ловчорритовый рудник (рад) – пос. Юкспоррйок (г. Кировск).
Маршрут пройден с небольшими изменениями, не влияющими на сложность.
Изменения:
1) Зашли на гору г. Кувторда и пер. Куамдеспахк (780 м, н/к) вместо горы г. Куамдеспахк. Была плохая видимость и так выглядит логичнее.
2) Прошли г. Нинчурт (785 м, 1А) – р. Чивруай – оз. Сейдозеро – р. Сейдуай – р. Уэлькуай вместо г. Энгпорр – пер. Чивруай-Ладв – г. Маннепахк (974 м) – пер. Куфтуай – р. Мурнуай. Заменили прохождение плато на прохождение долинами из-за плохой погоды сверху.
3) Дополнительно радиально посетили рудник Куэльпорр.
4) Не сделали радиальных выходов на г. Ферсмана, г. Крестовая, г. Юдычвумчорр. Была плохая видимость и шли ночью, сэкономили немного времени.
5) Дополнительно сходили в Астрофиллитовое ущелье.
2.3 Сведения про прохождение похода каждым участником
Группа прошла маршрут в полном составе.
2.4 Разрешения
Регистрация в МЧС.
Необходимо зарегистрироваться в спасслужбе. Это просто и бесплатно. Проще всего это сделать предварительно по электронной почте. Работают хорошо. Даже звонят интересуются как дела.
Поисково-спасательное подразделение г. Кировск при Северо-Западном региональном отряде МЧС
Адрес: Мурманская обл., г. Кировск, ул. Советской Конституции, 3.
Тел. +7 (81531) 58895, 58689. Круглосуточный оперативный дежурный - тел. +7 (81531) 58895.
Зарегистрироваться можно по e-mail - mpso(а)szrpso.ru, устно по телефону +7 (81531) 58895, лично в Кировске или на КСП Куэльпорр.
Необходимо указать:
1) Адрес проживания (город, государство).
2) Руководитель группы, контактные телефоны.
3) Количество человек.
4) Нитка маршрута.
5) Контрольные сроки и пункты.
6) Номер маршрутной книжки, выпускающая организация, МКК.
Разрешение на проход через рудник.
Для выхода в Кировск по ущелью Гакмана через карьер Юкспоррйок (пригород Кировска) необходим пропуск. Со стороны гор табличек нет. Как получить разрешение не понятно.
3 Техническое описание маршрута
3.1 Общие сведения о маршруте.
Прошли интересный маршрут захватывающий самые интересные места Ловозерских и Хибинских тундр. Стартовали из поселка Ловозеро, вышли в пригород Кировска. На преодоление 255,3 км потребовалось 14 дней. Рельеф в этих местах очень простой, почти в каждой долине есть дорога или тропа, растительности как препятствия практически нет. Июнь выдался довольно теплым, снега было мало, но воды еще достаточно много и комары уже начали свою активную деятельность. Погода первые дни была дождливая, потом несколько улучшилась. Из особенностей данного района стоит отметить частую плохую погоду на плато с отсутствием видимости, дождем и ветром. Сложность перевала часто зависит от количества снега, чем его меньше, тем легче перевал. Осыпи в основном только на склонах плато, чем выше к верху, тем круче. Сложных участков осыпей мало. Вершины плоские. По плато, как правило, идти хорошо, но бывают разрушенные участки. Воды везде достаточно, но на плато и перевалах есть только в снежниках. Броды сложности не представляют, там где сложно есть мостики. Дрова есть только в зоне леса. Место для стоянки можно найти без проблем. Вообще все довольно сильно нахожено и обжито - такой северный Крым. Туристов на маршруте в это время мало, встретили 2 группы и цивилизованных туристов в районе базы КСС. Хоть и мы шли полностью автономно, но эта автономность условна - много дорог, видно поселки - сбежать практически с любого места в цивилизацию не составляет труда. На маршруте можно увидеть множество красивых озер, гор, долин. Интересно также посещение различных заброшенных шахт и осмотр артефактов оставленных геологами. Интересно, что летом тут полярный день - Солнце не заходит за горизонт. Из животных видели куропаток, лося, горностая. В конце похода выехали посмотреть на Белое море в районе города Кандалакша и Мурманск.
3.2 Связь
В Хибинских и Ловозерских тундрах на плато и на внешних склонах во многих местах ловит мобильный телефон. Проверено работает МТС и Мегафон.
3.3 Маршрут движения с описанием
В скобках указаны названия GPS точек, их географические координаты можно посмотреть в Приложении А. В скобках также указан номер фотографии в Приложении Б. Трек маршрута, GPS координаты, карты и др. можно скачать в соответствующем разделе на сайте http://foto-traveller.ru. Трек писался с интервалом 30 м. Время хождения указано вместе с привалами и обедом (От выхода из лагеря до прихода в лагерь). Обед обычно у нас занимает не более 1 ч, обычно 30-40 мин. Описание маршрута дано, как получилось у нас. Могут быть неточности, некоторые записи делались в конце дня, по памяти. Длину протяженных препятствий точно не записывал, она указана примерно. Дневной перепад высот, время и длина пути рассчитывалась в программе Trackan с параметрами округления высота 10 м, скорость 0,2 км/ч. После чего длина пути умножалась на коэффициент 1,2.
Дни |
Даты |
Участки маршрута |
Расстояние, Способ передвижения |
Описание |
1. |
16.06 |
г. Харьков |
Поезд Самолет Машина |
Самолет Симферополь - Мурманск с пересадкой в Питере. Предварительно заказанный микроавтобус отвез нас от аэропорта Мурманска до поселка Ловозеро. Тут группа собралась в полном составе. Ночевка на окраине поселка Ловозеро. Дрова есть, вода в поселке. |
2. |
17.06 |
пос. Ловозеро Лагерь 01 |
Пешком 21 км (9-40 ч) Раст. покров Болото |
От поселка идем на юг по колее. Жарко, солнечно, атакуют комары. Местность болотистая, воды на дороге много (для июня это обычно) (ФОТО 1). В некоторых местах по колено, на открытых местах бывает и глубже, нужно обходить. Недавно проезжал ГТС, колея видна хорошо. Путь неоднозначен, мы старались держаться западнее, чтобы идти по сухому лесу, но тропы все время выводили восточнее на колею, которая сильно затоплена водой. Как стало понятно потом эта колея ведет напрямую к мосту и по ней идти ближе (хотя видимо сложнее). В точке (Koleya) решили идти на прямую в лес и вышли на сухую дорогу, по которой охотники натоптали хорошую тропу (Trail2), но которая идет просто к реке, а не к мосту. Координат моста предварительно найти не удалось, на карте нам показывали неправильное место. Сделав довольно большой крюк (сначала по тропе, потом и без нее), выходим к хорошему, свежеотремонтированному подвесному мосту через реку Сергевань (MOST-Serg) (ФОТО 2). Переправиться через реку можно во многих местах, там где на карте нарисованы пороги или они видны на спутниковом снимке, но воды примерно по пояс и намочиться придется (ориентировочно 1Б). Течение в таких местах значительное, желательно для группы натягивать какие-то перила, чтобы можно было придерживаться руками. Из речки Сергевань пить нежелательно, в нее сбрасывают стоки некоторые предприятия.
После моста тропа везде хорошая, сухая и однозначна. Плавно набираем высоту и выходим к озеру Светлое, которое тропа обходит с востока. Лагерь у озера Светлое. Места много, дрова не очень хорошие. Набор высоты за день 217 м, сброс 27 м. |
3. |
18.06 |
р. Светлая Лагерь 02 |
Пешком
18,3 км (10-20 ч) Раст. покров Болото Осыпь Снег Переправа Вершина н/к Каньон н/к Перевал н/к |
По тропе выходим к реке Светлая (Вавнйок) (Ширина 10 м, глубина до 60 см, течение 1 м/с - 1А). После брода проходим немного по тропе и поднимаемся в лоб на плато. Сначала поверхность немного кривовата, потом лес заканчивается и начинается легкопроходимая тундра. Хороший обзор во все стороны. Поднимаемся на пологую, плоскую вершину Кувторда (490 м, 562 м по GPS, н/к). Идем по плато, в основном поверхность ровная, но иногда попадается курумник мелкий и средний, снежники. Садится туман, временами идет дождь. Выходим на перевал Куамдеспахк (740 м, по GPS 812 м, н/к) (per-Kuamdespakh) в стороне остается одноименная вершина. Из-за отсутствия видимости на нее идти неинтересно. Спускаемся к ручью Суолуай по снежникам, обходя промоины. Потом обходим по борту сброс высоты и по склону с мелкой и средней осыпью (30°) спускаемся вниз в долину ручья (ФОТО 3). (Верховья ручья Суолуай каньон н/к) Тут находим хорошую тропу (Tropa-Suol) и идем по ней. Тропа идет по высокому лесу, спускается к озеру Щучье, возле которого несколько подтоплена. Затем тропа выходит к кордону заказника Сейдъявврь (Kordon). Тут несколько жилых домиков егерей. Разрешения для прохождения не требуется. От домиков, ближе к озеру идет тропа (Tr-Tsetch) на брод. Тропа до брода почти полностью выложена из досок (в процессе). В некоторых местах доски немного подтоплены водой. Подходим к протоке между Большой и Малой Сейдой (залив Цетчецаб) (br-Tsetch). Уровень воды в это время высокий, видно, что обычно вода намного ниже. Первый участок проходится по мостику-бревну (самый глубокий, длина 10 м), второй по крупным камням затопленным водой (длина 10 м, глубина 0,5 м). Третий самый сложный. Длина 13 м, глубина 0,8 м, течение 1,5 м/с (ФОТО 4). Брод что-то немного сложнее 1А. (Самый сложный брод за поход) После брода тропа подтоплена, шлепаем по ней до относительно сухого места и ставим лагерь. Лагерь на площадке на берегу озера. Дрова: ель. Набор высоты за день 487 м, сброс 554 м. |
4. |
19.06 |
г. Нинчурт (785 м, 1А) р. Чивруай оз. Сейдозеро Лагерь 03 |
Пешком
12,7 км (9-20 ч) Раст. покров Болото Осыпь Вершина 1А |
Проходим примерно полкилометра по тропе и затем сворачиваем к склону. Находим небольшую тропинку и по ней поднимаемся на плато. Подъем довольно крутой. Сверху (Plato) открывается красивый вид на Сейдозеро и Ловозеро (ФОТО 5). Далее идем по плато. Начинается сильный ветер, идет дождь. Поднимаемся к пологой вершине Нинчурт (785 м, по GPS 917 м) (v-Ninchurt). С учетом спуска сложность 1А. Идем по плато дальше. Дождь и ветер усиливается, видимости нет совсем. Решаем поменять маршрут и обойти понизу. Сворачиваем и спускаемся по крутому склону (25-40°) (Spusk-Chivr) с камнями и растительностью в долину реки Чивруай. Самое крутое место сверху, затем идет выполаживание. Внизу лес, по которому выходим на тропинку (Tropa-Ch) и по ней идем к мосту через реку Чивруай (Most-Ch). За мостом есть изба для туристов (Izba-Ch). Для 10 человек. Состояние не очень хорошее (окно выбито). Идем вниз по тропе к Сейдозеру. Тропа в основном хорошая, но местами подтоплена, в некоторых местах глубина до 70 см. Лагерь у Сейдозера. Дрова: ель. Набор высоты за день 608 м, сброс 611 м. |
5. |
20.06 |
р. Сейдуай р. Уэлькуай р. Эльморайок р. Чинглусуай Лагерь 04 |
Пешком
18 км (10 ч) Раст. покров Болото Переправа |
По хорошей тропе идем вдоль берега Сейдозера. Проходим речку Сейдуай. Переходим вброд Уэлькуай (Br-Uelk). Ширина 7 м, глубина 0,7 м, течения почти нет - н/к. Далее участок сильно затопленной тропы (Top) (ФОТО 6), ее можно найти только по меткам. Глубина до 0,7 м. Подходим к мосту через реку Эльморайок (Most-Elmor). Пока тропа не выходит под склон (Tropa-E) и не соединяется с основной, местность заболочена. По хорошей тропе идем вдоль реки Эльморайок. Сворачиваем с основной тропы (pov-tropa) к реке. Тропа заканчивается, после чего выходим к реке Эльморайок и переходим ее вброд. Ширина 10 м, глубина 0,6 м, течение 1,5 м/с - н/к. Дальше идем участок без тропы, пока не находим ее возле небольшого озера (Tr-Ching). По ней поднимаемся по долине реки Чинглусуай. Долина красивая, окружена почти отвесными скалами (ФОТО 7). Со стены падает красивый, тонкий водопад (VP-VDP).
Лагерь на поляне. Вода в озере, дров нет. Набор высоты за день 384 м, сброс 20 м. |
6. |
21.06 |
пер. Сенгисчорр (952 м) Лагерь 05 |
Пешком 16,8 км (9-15 ч) Осыпь Каньон 1Б Траверс 1А |
Из-за большого снежника подъем на плато несколько затруднен. Поднимаемся под скалы и идем между скалами и снежником, сначала траверсируя, потом поднимаясь вдоль ручья вверх. Идем по полочкам, выбирая правильные (ФОТО 8). Без полочки крутизна большая. Есть несколько опасных мест, но все аккуратно можно пройти без веревки. Можно посчитать как каньон 1Б. Пролазим узкую щель между снежником и скалой и выходим на плато (Plato-up) (ФОТО 9). По мелкой осыпи и курумнику подходим к перевалу Сенгисчорр (952 м, по GPS 981 м) (per-Sengischorr). На перевале большой тур, и идет дорога по плато. Если немного спуститься вперед, открывается вид на озеро Сенгисъявр. Идем по дороге и поднимаемся на останцы вершины Ангвундасчорр (1120 м, по GPS 1137 м) - высшей точки Ловозерских тундр. Там 2 вершины (v-Angv1, v-Angv2) (ФОТО 10), одинаковых по высоте. В сторону Хибин открывается вид на озера. Идем по дороге и заходим на одну из вершин горы Кедыквырпахк (1106 м, по GPS 1128) (v-1106). Спускаемся на перевал Геологов (998 м) (per-Geologov). Отсюда открывается красивый вид на ур. 2-й цирк Раслака и в другую сторону тоже. Идем по дороге и проходим гору Аллуайв (1051 м). Идем по дороге, потом уходим с нее (pov-al) и идем просто по мелким камням и тундре. Находим старую колею и по ней спускаемся к лагерю. Весь подъем, траверс и спуск можно посчитать как траверс 1А. Лагерь на склоне горы Аллуайв с видом на Умбозеро (ФОТО 11). Вода в ручейке, дров почти нет - доски. Рядом бурили скважины. Набор высоты за день 655 м, сброс 712 м. |
7. |
22.06 |
Шахта Северная Лагерь 06 |
Пешком
24,9 км (9-30 ч) Раст. покров Песок Болото Переправа н/к, 1А |
От стоянки спускаемся к дороге и проходим через отвалы заброшенной шахты Северная. По дороге проходим через урочище Уютное и выходим на асфальтовую дорогу (rd-asfalt). Несколько машин в сутки тут ездит. Проходим по ней 800 м и сворачиваем налево (pov-VV). По хорошей дороге доходим до заброшенного склада с боеприпасами. Тут начинается грунтовка (pov-grunt), в целом хорошая, но местами с большими лужами. Проходим мимо красивых озер, сюда ездят отдыхать местные жители. Долго идем по дороге и выходим к реке Сура. Первая протока легко проходится вброд (н/к). Через основное русло стоит старый мост (Most-Sura) (ФОТО 12), сильно разрушенный, но по нему вполне можно перейти на другой берег. Скоро мост разрушится совсем и будет непроходим, тогда придется идти вброд. Это будет не сложно, но камни на дне большие и неудобные.
После моста дорога резко ухудшается, тут ездят только на квадроциклах. Много грязи, местами заболочено, раскатана грязь (ФОТО 13). Местами обходим стороной лужи, попадаются мелкие ручьи. Дорога выходит к Умбозеру. Идем по песчаной косе к броду протоки. Брод протоки (Br-N2-b, Br-N2-e) (ФОТО 14). Ширина 54 м, глубина 1,5 м, течения нет - 1А. Вода относительно теплая. Идти нужно ближе к Умбозеру, в воде видны светлые камни - тут меньшая глубина. Рюкзаки лучше переносить на уровне головы. Лагерь на поляне возле Умбозера. Дрова в лесу. Набор высоты за день 115 м, сброс 480 м. |
8. |
23.06 |
р. Кальйок
Лагерь 07 |
Пешком
19,5 км (9 ч) Раст. покров Каньон 1А |
Идем по хорошей дороге, переходим вброд речку Кальйок (н/к) (Br-Kalyok). Примерно через 4 километра дорога выходит в русло реки Кальйок. Далее с обоих сторон реки можно найти тропинку (TRP-K), где лучше, где хуже. Дорога по руслу сохранилась не очень хорошо, ее в основном размыло, но местами и по ней хорошо идти (RD-K). Временами проще идти просто по воде или вдоль нее (ФОТО 15). По долине реки Кальйок разбросано множество всякого железа, оставленного геологами (Geolog-Artefact). Переходим речку (Br-Kalyok2) - н/к. Проходим большую развилку реки, обходим озеро по снежнику (дорога идет прямо через озеро). По дороге проходим рухнувшую буровую вышку (BUR-Kl1). Проходим скважины, из которых фонтаном бьет вода (FONTAN1, FONTAN2). Доходим до стоящей, интересной буровой вышки. Судя по консервным банкам, в 1987-88 годах вышка еще работала.
Лагерь возле буровой вышки (ФОТО 16). Вода в реке, дров нет (немного досок). Набор высоты за день 535 м, сброс 10 м. |
9. |
24.06 |
пер. Центральный Лявочорр (900 м, 1А) р. Северный Лявойок оз. Гольцовое р. Кунийок Лагерь 08 |
Пешком
21,6 км (10 ч) Раст. покров Песок Переправа 1А Перевал 1А |
Проходим по ручью под перевал. Поднимаемся на перевал по мелкой мелкой и средней осыпи (25-30°). Перевал Центральный Лявочорр (900 м, по GPS 899 м, 1А) (ФОТО 17) может проходиться по разному. При подъеме мы держались южнее и вышли на второй тур (per-CL-1A-Tur2) и место спуска. Сама седловина перевала находится севернее (per-CL-1A-Tur), тут находится второй тур. С перевала открывается красивый вид на обе стороны. Спускаться начинаем (per-CL-Spusk)(ФОТО 18) по узкому, довольно крутому (до 35°), сыпучему кулуару. Выбирая менее камнеопасный путь, по полочкам, по живой осыпи спускаемся к ручью и выходим на дорогу (rd-CL). Дальше спускаемся по хорошей дороге. Проходим источник (IST-CL). Дорога заводит в лес и выводит на берег озера Гольцовое (Пай-Куньявр). Далее дорога идет по песчаному пляжу, временами скрываясь под водой. Переходим несколько мелких речек. Дорога идет по протоке, соединяющей озера Гольцовое и Щучье (Brody). На протяжении примерно 500 метров дорога идет по отмели, выходя в некоторых местах на берег (ФОТО 19). Висят метки, и ее по ним видно. Глубина не более 0,6 м, суммарная длинна бродов около 300 м, течения нет. Далее идем по накатанной дороге. Дорога пересекает небольшой ручей. По сторонам начинается вырубленный лес. Перед базой КСС сворачиваем к мостику и по нему переходим реку Кунийок. Вокруг базы натоптано множество тропинок. По тропинке идем к озерам. Лагерь на берегу озера. За дровами нужно ходить на другой берег в елки. Набор высоты за день 365 м, сброс 753 м. |
10. |
25.06 |
Рудник Куэльпорр (рад) Лагерь 09 |
Пешком
16,8 км (8 ч) Раст. покров Осыпь Вершина 1А Переправа н/к. |
Утром полудневка.
Желающие утром идут посмотреть водопад Красивый (vdp-Krasiviy) и подножье горы Куэльпорр. Весь путь по дороге, к водопаду подходит тропинка. В горе Куэльпорр в 1972 и 1984 годах были проведены ядерные взрывы Днепр-1 (2,1 килотонн) и Днепр-2 (1,7 килотонн). Цель - дробление апатитовой руды. Сейчас уровень радиации не отличается от фона. Говорят у скважин фон повышен, но таких мест найти не удалось. На карте это место обозначено как рудник Куэльпорр. Подойти можно со стороны водопада и потом по осыпи спуститься с площадки на место рудника. Вход забетонирован. Чтобы не делать крюк, на обратном пути переходим реку Кунийок вброд (Ширина 14 м, глубина 0,5 м, течение 1 м/с - н/к). Радиально пройдено 7,3 км. После обеда переходим протоку по камням и по тропе поднимаемся на перевал. После зоны леса начинается осыпь (25-35°), которая под перевалом переходит в снежник. Снежник не сильно крутой, можно идти без ледоруба, с треккинговыми палками. Перевал Северный Чоргорр (1010 м, по GPS 1011 м, 1А) (per-SevChor1A) (ФОТО 20) представляет собой трещину в плато. Проходим немножко (100 м) западнее от седла и поднимаемся на плато (NaPlato) по скалам и крупной, затем средней осыпи (25-35°) (ФОТО 21). Плато довольно ровное, местами разломы. Встречаем на плато тур (TUR1111) в районе высоты 1111 м. Доходим до вершины Идивичвумчорр (1178 м, по GPS 1220 м) (v-Ind) (ФОТО 22). Продолжаем двигаться по плато в сторону перевала Южный Чоргорр. Видимость пропадает. Спуск становится все круче и круче, появляются осыпь, скалы (30-40°) (ФОТО 23) спускаемся по полочкам и по средней осыпи к перевалу Южный Чоргорр (851 м, по GPS 887 м) (per-Ug-Chor-nk). Есть площадки под палатки. За водой можно сходить к озеру внизу. Связку 2-х перевалов и вершину можно записать как перевал или вершину или траверс 1А. Лагерь на перевале Южный Чоргорр. Дров нет, вода - снежники. Набор высоты за день 1115 м, сброс 528 м. |
11. |
26.06 |
г. Часначорр (1189 м, 1А) пер. Ферсмана (980 м, 1Б) р. Ферсмана Лагерь 10 |
Пешком
9,1 км (6-30 ч) Осыпь Перевал 1Б Вершина 1А |
Весь день дождь, видимости нет совсем. Погода улучшилась только ближе к вечеру. Решили идти ночью, хорошо, что полярный день позволяет. От перевала уходим немножко западнее и поднимаемся по большим камням, довольно неприятным (ФОТО 24). Выходим на плато (Pod-Chasn) и идем по нему в южном направлении. Плато не самое ровное, местами участки скал, осыпи. Заходим на вершину Часначорр (1189 м, по GPS 1191 м)(v-Chasnachorr). От вершины двигаемся на запад к спуску с плато (Spusk-Chasn). Спуск довольно хороший, по мелкой осыпи, можно сбежать быстро. Все это можно записать как траверс или вершину 1А. Пересекаем верхний цирк долины реки Гольцовки, и подходим под перевал Ферсмана (ФОТО 25). Идем по снежнику, потом по средней осыпи (порядка 25°) и подходим под скалы. Снега много и к простому подъему не подойти, мешает крутой снежник. Поднимаемся по сложному. Перелазим 3 м снежника и вылазим на скалы (ФОТО 26). Висит старая веревка, уходящая в снег. Сверху, как выяснилось потом, она закреплена плохо, за один крюк ввязана. Но при надобности аккуратно придержаться за нее можно. Выбирая удобные полочки в скалах поднимаемся в вверх (ФОТО 27). Местами нужно залазить ко крутым скалам, есть несколько 2-4 метра уступов. Морфология позволяет преодолеть их без веревки, но рюкзаки приходится передавать. По скалам в некоторых местах течет вода. Поднимаемся несколько восточнее седловины перевала. На перевале Ферсмана (980 м, по GPS 977 м, 1Б) (per-Fersm-tur) стоит тур, есть площадки под палатки. Чуть выше находятся два характерных камня с табличками. Спуск с перевала проще подъема. Средняя и мелкая осыпь (20-30°), пару мест с плитами и скалами. При спуске нужно уходить западнее. Выходим к ручью Ферсмана, по осыпи и снежникам проходим немного вниз и на удобной площадке ставим лагерь. Лагерь возле ручья Ферсмана. Дров нет. Набор высоты за день 526 м, сброс 651 м. |
12. |
27.06 |
р. Малая Белая
г. Тахтарвумчорр (1135 м) Лагерь 11 |
Пешком
21,2 км (10-30 ч) Раст. покров Осыпь Траверс 1А Переправа н/к |
Идем вниз по ручью Ферсмана. По обоим сторонам ручья есть тропинки, выбираем лучшую. Далее (TR-Fersm) выходим на хорошую тропу, идущую по восточному берегу ручья. По тропе выходим в долину реки Малая Белая к дороге (rd-Bel). По ней проходим около километра и сворачиваем с дороги (rd-Bel-pov) к реке по лесу, тропы нет. Брод реки Малая Белая (н/к). Идем вдоль параллельно притоку. Тропы найти не удалось. Редкий лес, иногда кусты, кочки. Выше начинается тундра. На плато Тахтарвумчорр поднимаемся по мелкой осыпи. По плато идти довольно хорошо, красивые виды. (Максимальная высота по треку 1135 м) Вид на красивое озеро (vp-Oz). С плато начинаем спускаться (Spusk-Taxt) в сторону озера Малый Вудъявр. Красивый вид на озеро Малый Вудъявр (ФОТО 28). Начало спуска довольно крутое (до 35° на коротком участке), скалы, осыпь, слазим на стыке снежника и скал (ФОТО 29). Дальше живая осыпь, по ней, забирая немного западнее спускаемся на тропинку подходящую к Молибденовому руднику. Тахтарвумчорр можно записать как перевал, траверс или вершина 1А.
Подход к Молибденовой шахте идет по крупной осыпи и потом по крутому и опасному снежнику в кулуаре. Входы в шахту находятся на полочке (MolibdenMine)(ФОТО 30), внутри скалы они соединяются. Некоторые боковые ходы подтоплены водой. Лежат трубы, подававшие сжатый воздух от компрессора. Много разного мусора, в том числе досок. Месторождение Тахтарвумчорр открыто Н.А. Лабунцовым в 1927 году и исследовалось им вплоть до 1934 года. К подножью Тахтарвумчорра подведена автомобильная дорога, были начаты разведочные работы. Бурение осуществлялось ручными пневматическими перфораторами. Пройдено несколько штолен и штреков суммарной длинной около 300 м. Работы прекращены из-за малых запасов. В СССР в начале 1930-х годов были найдены более перспективные месторождения молибденовых руд в других местах страны. От шахты вниз идет хорошая тропа. Несколько ниже шахты находится площадка, на которой стоят остатки парового компрессора 1908 года выпуска (Molibden-Par). Сделан в Чикаго. На одном колесе даже кусок резины остался. Далее тропинка выводит на дорогу (rd-Molibden), идем дальше по ней. В одном из мест на дорогу вытекает ручей, который покрывает ее водой. Подробно почитать про рудник можно тут http://kirovsk-ru.livejournal.com/53334.html Лагерь на берегу озера Малый Вудъявр. Дрова березовые. Набор высоты за день 811 м, сброс 1169 м. |
13. |
28.06 |
р. Вудъяврйок оз. Длинное пер. Кукисвумчор (480 м, н/к) оз. Серцевидное пер. Академический (1075 м, 1А) р. Тульйок Лагерь 12 |
Пешком
27,3 км (10-20 ч) Раст. покров Осыпь Перевал 1А |
Идем по грунтовой дороге, вброд переходим реку Вудъяврйок (н/к) (br-Vud). В районе озера Малый Вудъявр множество дорог - приезжают отдыхающие. Выбираем дорогу, которая выводит нас на пыльную дорогу к карьеру. По дороге регулярно ездят грузовики. Идем по ней и перед карьером сворачиваем (pov-Pil). Небольшая дорога переходит в тропинку и потом выводит в русло реки Вудъяврйок, по которому в этом месте идет дорога на базу КСС. Дальше движемся по дороге (ФОТО 31). Проходим красивое озеро Длинное с скалами над ним. Далее находится перевал Кукисвумчор (480 м, по GPS 495 м, н/к) (per-Kuk-nk).
Перед озером Серцевидным сворачиваем с дороги и начинаем набирать высоту. Выходим на дорогу. (Можно было пойти все время по дороге, но так длиннее). Проходим место, где стояла буровая (rd-bur). Дальше идем по камням и тундре. На перевал поднимается довольно длинная осыпь (20-25°), с увеличивающейся крутизной, достигающей вверху 30° (ФОТО 32). Возле снежника сверху выступы скал. На перевале Академический (Исток) (1075 м, по GPS 1078 м, 1А) тур (per-Akadem1A), проходит дорога, лежит длинный шест. От перевала идем по дороге в сторону озера Академическое. Рядом с дорогой есть точка, с которой открывается красивый вид (vp-oz-Akadem) на озеро Академическое и Ловозерские тундры. Продолжаем идти по дороге, проходя развилки. В точке (pol-Tul) сворачиваем с дороги и идем в долину реки Тульйок. Идем по тундре, обходим каньон с востока. Спуск в долину довольно крутой (до 40°), травянистый, местами камни, ниже деревья и кусты. Долина реки Тульйок единственное место, где растительность можно считать хоть каким-то препятствием. Когда начинается выполаживание вместо кустов начинается лес с кочками. Выходим на тропу (tr-Tul1) проходим по ней немного и сворачиваем (tr-Tul2) к реке. Идем через лес, спуск к реке крутой, внизу небольшая заболоченность. Лагерь на галечном берегу реки Тульйок. Дров много хороших. Набор высоты за день 798 м, сброс 904 м. |
14. |
29.06 |
пер. Щель (1100 м, 1Б) Астрофиллитовое ущелье (рад) Лагерь 13 |
Пешком
16,5 км (13-30 ч) Раст. покров Осыпь Снег Перевал 1Б Каньон н/к |
Возле лагеря переходим реку Тульйок вброд (н/к) (br-Tuliok). Интересно, что на карте генштаба в этом месте ошибка, скорость течения указана как 8.0 м/с, что почти равно скорости свободного падения. По кустам, лесу, кочкам, пересекаем долину и поднимаемся в тундру. Выходим (rd-Tuliok) на дорогу, которая приводит нас к озеру (rd-Tuliok-end), под перевалом Щель.
Перевал Щель выглядит красиво (ФОТО 33) - узкая полоска снежника снизу доверху. В общем, наличие снега и представляет собой трудность, без снега этот перевал значительно проще (ФОТО 34). По осыпи подходим под перевал и серпантином бьем ступени в снежнике. На ступени и уходит все время (Подъем занял 4 часа). Угол 20-35°, падать далеко, поэтому ступени пришлось делать качественно (ФОТО 36). Провесить перевал снизу доверху очень долго, это примерно около 6-ти веревок. Есть один маленький разрыв в снежнике (ФОТО 35). Иногда получается немного пройти под скалой. В самом верху все же повесили 2 связанные веревки (по 50 м), чтобы можно было по прямой подняться. Под перевалом немного можно пройти по осыпи сбоку. Открываются красивые виды на озеро под ногами. Перевал Щель (1100 м, по GPS 835 м, 1Б) (ФОТО 37) представляет собой узкий каньон со снегом внизу. Высота в описании сильно завышена, примерно на 250 метров. Спуск с перевала довольно простой по снежникам, средней осыпи. Внизу начинается тундра и ручей. Идем радиально в Астрофиллитовое ущелье. Траверсируем склон, по неровностям, руслам, осыпи выходим в долину ручья. Склоны временами довольно крутые. Вдоль ручье есть тропинка, поднимаемся мимо водопадов (Каньон н/к). Тропинка приводит к Астрофиллитовой жиле. В камнях можно найти золотистые вкрапления минерала астрофиллита в виде острых звезд. Возвращаемся через верх по осыпи. Получилось 5,3 км, времени заняло 2-30. Лагерь под перевалом Щель. Вода в ручье, дров нет. Набор высоты за день 943 м, сброс 700 м. |
15. |
30.06 |
р. Вуониемйок пер. Юкспоррлак (674 м, н/к) пер. Последний р. Гакмана Ловчорритовый рудник (рад) пос. Юкспоррйок г. Кировск г. Апатиты г. Кандалакша |
Пешком
11,6 км (7-30 ч) Осыпь Автобус |
Пересекаем довольно глубокую долину реки Вуониемйок (брод н/к). На противоположном берегу находим хорошую тропинку, которая сливается с дорогой и затем по осыпи выводит к снежникам и перевалу Юкспоррлак (674 м, по GPS 654 м, н/к). Дорогу на перевале не видно, хотя на карте она обозначена. С перевала уходим на запад, преодолеваем перемычку и поднимаемся по крутому травянисто-осыпному склону, который потом выполаживается на перемычку между долинами (условное название перевал Последний 827 м, н/к) (per-Pasledniy). С перевала открывается вид на склон ущелья Гакмана (ФОТО 38), в котором видны входы в шахты рудника. Спуск к развалинам строений рудника (BET-DOM) по мелкой осыпи.
Оставляем вещи и поднимаемся ко входам Ловчорритового рудника (Юкспорское месторождение ловчоррита) (ФОТО 39) по тропе (Tr-Lovchorit) которая серпантином выводит в нужное место. Впервые минерал ловчоррит обнаружен геологом А.Н. Лабунцовым на плато г. Ловчорр в 1926 году. В начале 1930-х годов Хибинские месторождения были единственным освоенным источником редкоземельного сырья в СССР. Началась добыча, но состав минерала был сложен для извлечения редкоземельных элементов и содержание минерала в руде было небольшим. Рудник был полностью остановлен в 1939 году. За все время было было добыто 19389 т руды. Более подробную информацию можно найти тут http://kirovsk-ru.livejournal.com/52108.html. Оба входа в шахту внутри соединяются, хотя находятся на разных уровнях. Основной ход большой (Ent-Lovchorit1), второй чуть поменьше (Ent-Lovchorit2). Компрессор у входа увидеть не удалось - возможно он был полностью закрыт снежником. Внутри можно увидеть остатки вагонеток (ковши), сгнившую телегу, мастерскую с всякими железками, трубы для компрессора, деревянные трубы для вентиляции, участки с рельсами, Деревянные крепи с лестницами вверх (сгнили, подниматься опасно), деревянные коробы для спуска и загрузки руды. Основной достопримечательностью тут является радиация, которая превышает санитарную норму в некоторых местах в 20 раз. Норма 0.30 мк3в или 30 мкр/ч. На дозиметре скакало выше 600 мкр/ч, но в основном ниже. У входа около 60 мкр/ч. Все это из-за содержания в минерале ловчоррите урана. Надо сказать что 600 мкр/ч не так уж опасно, в зависимости от активности солнца, такой же фон можно наблюдать в самолете при полетах выше 10 км (обычный перелет). Посещение рудника заняло 1-40 час. От рудника вниз, вдоль реки Гакмана идет дорога, идем по ней вниз. Проходим фонтанирующую скважину (SKV-VODA). По дамбе пересекаем реку, перед началом строений моемся в реке Гакмана. По дороге выходим к пропускному пункту (поселок Юкспоррйок). Набор высоты за день 531 м, сброс 589 м. Мы оказались внутри работающего рудника, для посещения нужен был пропуск. Со стороны гор табличек не было. Составили акт и отпустили. Прямо от пропускного пункта регулярно (раз в час) ходят автобусы для рабочих до Кировска и Апатит. Нас подвезли бесплатно. В Апатитах посетили Геологический музей (Музей камня). Договорились чтобы экскурсию нам провели в нерабочее время. Музей посвящен рудам, горным породам и минералам Кольского полуострова. Адрес: г. Апатиты, ул. Ферсмана 16. Телефон: 8 (81555) 4 3951, 8 921 665 46 62. Часы работы: 9.00-18.00. О посещении лучше договориться заранее. Стоимость билетов: 50 руб., стоимость билетов с экскурсией - 100 руб. Большой группой ехать в Кандалакшу выгоднее и проще не на поезде, а на такси (микроавтобус). Желательно звонить заранее, они ищут частника с микроавтобусом. Стоимость 2600-3000 рублей. Телефоны такси в Апатитах: +7 (81555) 41111, 44433, 62222, 64040, 73000, 75555, 77222, 77777. Нас довозят под гору Крестовая, на окраине Кандалакши (end-rd-Krest). От туда мы спускаемся по грунтовке к Белому морю и ставим лагерь на берегу (CMP-BM) (ФОТО 40). Лагерь на берегу Белого моря. За водой идти в ручей (RUCH). Дрова: сосны. |
16. | 01.07 | Белое море гора Крестовая г. Кандалакша |
Пешком Машина Поезд |
Белое море - внутреннее, маленькое море России, относится к Северному Ледовитому океану. Наибольшая глубина моря 330 м, а средняя - 89 м. Соленость слабая. Зимой море обычно замерзает. Приливы полусуточные, довольно высокие.
Погуляли в округе и посетили Каменный лабиринт "Вавилон", город Кандалакша, гору Крестовая (v-Krestovaia). С горы открывается красивый вид на множество островов, бухт и город. Прогулка заняла примерно 4-30. |
17. | 02.07 | г. Мурманск | Поезд | Гуляем по городу. Посетили Атомный ледокол Ленин, Маяк, Памятник Героям Заполярья.
Атомный ледокол Ленин - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в 1956 году, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути. Адрес Портовый проезд 18 / Понтонный причал Морского вокзала Район Октябрьский Телефон (8152) 48-05-44, 48-06-16, 8 (911) 345-67-77. Режим работы: В рабочие дни экскурсия в 12.00. В субботу и воскресенье - 11:00, 12:00, 13:00, 14:00. Маяк в память о моряках, погибших в мирное время. Тут же находится часть рубки подводной лодки "Курск". Памятник Героям Заполярья (Солдат Алеша) находится на сопке, открывается красивый вид на залив и Мурманск. Можно даже поставить на холме палатку. Вечером вылет из Мурманска. Часть группы едет поездом. |
18. |
03.07 |
г. Симферополь |
Самолет |
Рано утром прилет в Симферополь. Далее на поезде в Харьков. |
19. |
г. Харьков |
Всего 255.3 км из них 14 км радиально.
14 дней. Из них 1 полудневка.
Общие расходы, включая авиаперелет составили порядка 28 тыс. руб. с человека. (без личных покупок).
Те, кто ехал поездом примерно на 9 тыс. руб. дешевле.
3.4 Карты маршрута
Подробные карты с ниткой маршрута приложены на диске. Также там записаны GPS трек (*.plt), GPS координаты (*.wpt). Все это также можно найти в соответствующем разделе на сайте http://foto-traveller.ru.
Склеенная карта генштаба маршрута по Ловозерским и Хибинским тундрам. Кольский полуостров. Мурманская область. Масштаб 1:100000.
(Для увеличения нажать на карту).
Карта ГГС маршрута по Ловозерским и Хибинским тундрам. Кольский полуостров. Мурманская область. Масштаб 1:50000.
(Для увеличения нажать на карту).
3.5 Высотный профиль похода
Суммарный набор высоты равен: 8,09 км. Суммарный сброс высоты равен: 7,708 км.
Километраж на графике указан по треку, без коэффициента 1,2.
(Для увеличения нажать на профиль).
3.6 Расчет категории сложности похода
Все данные сведены в таблицу.
№ |
Дата |
Км |
Протяженные препятствия |
Локальные препятствия |
|||||||||||||||||||||
Растительный покров |
Осыпи, морены |
Пески |
Снег |
Болота |
Переправа |
Перевал |
Каньон/ |
Вершина |
Траверс |
||||||||||||||||
н/к |
1А |
1Б |
н/к |
1А |
1Б |
2А |
н/к |
н/к |
н/к |
1А |
н/к |
1А |
н/к |
1А |
1Б |
н/к |
1А |
1Б |
н/к |
1А |
н/к |
1А |
|||
1 |
17.06 |
21 |
14,9 |
3,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
18.06 |
18,3 |
5 |
1 |
0 |
5 |
2 |
0,1 |
0 |
0 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
19.06 |
12,7 |
4 |
1 |
0 |
4 |
0,6 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4 |
20.06 |
18 |
15 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0,3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
21.06 |
16,8 |
0 |
0 |
0 |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
6 |
22.06 |
24,9 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,2 |
0 |
0,4 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
23.06 |
19,5 |
4 |
0 |
0 |
5 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
24.06 |
21,6 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0,8 |
0,1 |
0 |
1,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
25.06 |
16,8 |
1 |
0 |
0 |
4 |
2 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
10 |
26.06 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
3 |
0,3 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
11 |
27.06 |
21,2 |
5 |
2 |
0,3 |
5 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
12 |
28.06 |
27,3 |
1 |
0,3 |
1 |
3 |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
29.06 |
16,5 |
2 |
0,5 |
0,5 |
1 |
2,8 |
0,3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
30.06 |
11,6 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего: |
255,3 |
56,9 |
9,3 |
2,3 |
38 |
16,4 |
2 |
0,2 |
2,7 |
2,2 |
4,1 |
0,4 |
7 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
|
Баллы макс |
11,38 |
3,72 |
0,31 |
19 |
24,6 |
4 |
1 |
1,35 |
1,1 |
2,05 |
0,48 |
3,5 |
4 |
4 |
8 |
12 |
1,33 |
1 |
3 |
4 |
15 |
0 |
10 |
||
3 к.с. |
50/10 |
15/6 |
15/6 |
20/10 |
6/9 |
3/6 |
1/5 |
40/20 |
40/20 |
40/20 |
10/12 |
4/2 |
3/3 |
1/2 |
1/4 |
1/6 |
3/2 |
2/2 |
2/6 |
1/4 |
1/5 |
1/4 |
1/5 |
||
Баллы для 3кс |
10 |
3,72 |
0,31 |
10 |
9 |
4 |
1 |
1,35 |
1,1 |
2,05 |
0,48 |
2 |
3 |
2 |
4 |
6 |
1,33 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
||
Баллы итого по препятствиям |
14,03 |
24 |
1,35 |
1,1 |
2,53 |
5 |
12 |
5,33 |
9 |
9 |
ППmax = 11,38 + 3,72 + 0,31 + 19 + 24,6 + 4 + 1 + 1,35 + 1,1 + 2,05 + 0,48 = 68,99
ЛПmax = 3,5 + 4 + 4 + 8 + 12 + 1,33 + 1 + 3 + 4 + 15 + 0 + 10 = 65,83
ПП = 14,03 + 24 + 1,35 + 1,1 + 2,53 = 43,01 (Максимум 40 для 3 кс)
ЛП = 5 + 12 + 5,33 + 9 + 9 = 40,33 (Максимум 20 для 3 кс)
К = 1+H/12 = 1+(8,090 + 7,708)/12 = 2,3
Г = 10 (Кольский полуостров)
А = 1 (Маршрут пройден группой при полной автономности)
ОКС = ЛП+ПП+(Г•А•К) = 20+40+(10*1*2,3) = 83
Сводная таблица параметров маршрута |
|
Продолжительность маршрута (t), дней |
14 |
Протяженность маршрута (l), км |
255,3 (из них 14 км рад) |
Максимальное количество баллов за локальные препятствия (ЛПmax) |
65,83 |
Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет |
20 |
Максимальное количество баллов за протяженные препятствия (ППmax) |
68,99 |
Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет |
40 |
Географический показатель (Г) |
10 |
Автономность (А) |
1 |
Коэффициент перепада высот (К) |
2,3 |
Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (ОКС) |
83 |
4 Сведения о материальном оснащении группы
4.1 Список общественного снаряжения
Снаряжение общественное лагерное (на 7 чел) |
Кол-во |
Вес |
Палатка Ханнах и Палатка Tramp Peak 3 |
2 шт |
7,3 |
Котелки 5 чел 2 шт с крышками, кружка-половник |
2 шт |
0,66 |
Котелки на 2 чел |
2 шт |
0,4 |
Горелка MSR с ветрозащитой |
2 шт |
1,35 |
Ветрозащита из пенки |
1 шт |
0,2 |
Снаряжение общественное |
||
GPS Garmin 64 + GPS Etrex 30 |
1 шт |
0,38 |
Запасные батарейки к GPS 8 комплектов. |
16 шт |
0,4 |
Карты, снимки, координаты. |
0,7 |
|
Аптечка |
1,3 |
|
Ремнабор |
0,9 |
|
Веревка 9 мм 50 м |
2,85 |
|
Веревка 7 мм 10 м расходная |
0,5 |
|
Веревка 10 мм 50 м |
4,45 |
|
Топор с веревочкой и чехлом |
1 |
0,64 |
Цепная пила |
1 |
0,17 |
Плексиглас (оргстекло) для разжигания костра |
0,1 |
|
Кошки (одни на группу) |
0,61 |
|
Ледоруб (один на группу) |
0,48 |
|
Карабины, Закладки, френды, оттяжки, крючья |
1 |
|
Система легкая + Тиблок + Реверсо + Веревочка для схватывающего. |
2 |
1 |
Снасти |
0,1 |
|
Гидрокостюм |
1,42 |
|
Всего: |
26,91 |
4.2 Список личного снаряжения
Снаряжение личное |
Вес |
Обще туристическое |
|
Спальник |
1,1 |
Рюкзак |
3,05 |
Коврик Ижевский |
0,4 |
Рюкзачок (транс) для самолета и радиальных выходов |
0,25 |
Фонарь |
0,13 |
Миска, Кружка, ложка, нож. |
0,52 |
Личная аптечка, ремнабор, зажигалки, спички. |
0,2 |
Умывание (мыло, щетка, паста, зеркало, бритва) |
0,34 |
Средство от комаров (Накомарник 0,03 кг) |
0,1 |
Туалетная бумага |
0,2 |
Паспорт. Деньги. Билеты. |
0,15 |
Мобильник + зап. аккум. |
0,09 |
Маленький гидромешок |
0,05 |
Большой гидромешок 50л |
0,17 |
Треккинговые палки |
0,54 |
Сидушка |
0,05 |
Очки солнцезащитные |
0,05 |
Снаряжение |
|
Легкая каска |
0,24 |
Одежда |
|
Болотные сапоги |
2,4 |
Ботинки горные |
1,7 |
Плащ-дождевик |
0,48 |
Фонарики (бахилы) к ботинкам |
0,09 |
Шляпа с широкими полями (Панамка) |
0,06 |
Шапка поларовая |
0,08 |
Ветровка непромокаемая |
0,18 |
Поларка (флиска) |
0,36 |
Термобелье (рубашка, штаны) |
0,35 |
Рубашка (футболка) с длинными рукавами |
0,25 |
Штаны спортивные 2шт |
0,53 |
Носки, Трусы |
0,7 |
Ветровка промокаемая (дышащая, ходить) |
0,18 |
Штаны для города |
0,25 |
Футболка для города |
0,2 |
Перчатки рабочие |
0,03 |
Перчатки теплые (лыжные) |
0,12 |
Стельки для сапог (запасные) |
0,08 |
Легкая пуховка |
0,34 |
16,01 |
4.3 Продуктовая раскладка
Раскладка в день на человека. 2 человека в группе питались отдельно с раскладкой без мяса.
Время |
Еда |
Вес |
Утро |
Суп (4 раз): 62 г Борщ (6 раз): 65 г Молочное (4 раз) 80 г |
68,5 г (в среднем) |
Чай черный (1 столовая ложка на всех 10 г) |
2 г |
|
Сахар (1 столовая ложка с горкой 25 г) |
20 г |
|
Шоколад |
25 г |
|
Фундук, миндаль, кешью, грецкий орех, кедровые орешки, изюм, курага и пр. |
45 г |
|
Утро: 160,5 г |
||
Перекус |
Колбаса копченая (5 раз) / Сыр (5 раз) / Баструма (4 раз) |
50 г |
Сало |
20 г |
|
Сухари (Хлебцы) |
40 г |
|
Лук, чеснок (мелкий) |
10 г |
|
Сосательные конфеты 1 шт |
6 г |
|
Спортивные протеиновые батончики. 36% Power Pro. |
50 г (в среднем) |
|
Обед: 174 г |
||
Ужин |
Гречка (4 раз), Рис (4 раз), Пшено (2 раз), Артек (2 раза), Овсянка (2 раза) |
90 г |
Тушенка. 34 гр в день на чел, 1 бутылка (510 гр) на 3 дня на 5 чел (5 бутылок) |
34 г |
|
Чай черный |
2 г |
|
Сахар |
20 г |
|
Халва фасованная (4 раз), Халва Рот Фронт (4 раз), Козинак (2 раза), Нуга (2 раза), Печенье (2 раза) |
50 г |
|
Ужин: 196 г |
||
Общее (на весь период) |
Соль (30 г = 1 ложка на 1 варку) |
1000 г |
Приправы (перец, хмели-сунели, карий, чеснок, зелень и др.) |
200 г |
|
Очищенный бензин на 8 раз (55 г на воде, 75 г со снега, среднее 60 г) |
2450 г (3,5 л) |
|
52 г в день к основной раскладке на чел |
Доп.:3,65 кг |
Всего на человека в день: 582,5 г.
Всего на человека на 14 дней - 9 кг.
Всего вещей 29 кг на мужчину и 22 кг на женщину.
С учетом надетых вещей вес рюкзака около 25 кг у мужчин и 19 кг у женщин.
Без учета фотооборудования.
5 Заключение
Пройден маршрут 3-й категории сложности в районе Ловозерских и Хибинских тундр (Кольский полуостров). Из-за простоты района это максимальная сложность, которую тут можно пройти. Район интересен своими плоскими горами, прорезанными долинами, красивыми озерами, различными артефактами геологов и шахтами. Погода была обычная для данного района в это время года, но снег сошел на пару недель раньше обычного. В техническом плане маршрут прост и разнообразен – перевалы, вершины, траверсы, броды, каньоны, осыпи, снег, песок и пр. Маршрут пройден с некоторыми изменениями, не влияющими на сложность. Всего автономно, без забросок пройдено 255,3 км, из них 14 км радиально. Маршрут занял 14 дней. Из них 1 полудневка.
6 Список литературы
Спутниковые снимки Bing Maps и http://wikimapia.org/.
http://kirovsk-ru.livejournal.com/ Интересный блог жителя Кировска.
http://nkosterev.narod.ru/otch/kolsk.html Подборка старых отчетов.
http://www.khibiny.info/pass/pass.htm http://westra.ru/passes/Places/350 Описания перевалов.
Подборка отчетов по Кольскому на сайтах http://www.tlib.ru/, http://www.tourism.ru/.
Приложение А
Географические координаты точек маршрута
GPS точки маршрута. В строке идет номер, название точки, северная широта, восточная долгота и описание точки. Координаты указаны в градусах и долях градуса. Датум WGS84.
1, RUCH, 67.118753, 32.485863, Ручей.
2, CMP-BM, 67.117988, 32.494118, Лагерь на берегу Белого моря. За водой идти в ручей. Дрова - сосны.
3, Labirint, 67.116560, 32.479361, Каменный лабиринт "Вавилон".
4, RUCH2, 67.121942, 32.455466, Ручей.
5, VP-More, 67.122360, 32.452135, Глядень - вид на Белое море.
6, Kandal-PRK, 67.129166, 32.429732, Место отдыха, парковка для машин.
7, Kandal-zd, 67.160075, 32.418807, Ж/д вокзал в Кандалакше.
8, v-Krestovaia, 67.127378, 32.469935, Гора Крестовая.
9, Murmansk-zd, 68.971829, 33.070386, Ж/д вокзал Мурманска.
10, vp-Alesha, 68.993232, 33.070858, Памятник Героям Заполярья (Солдат Алеша), вид на бухту и Мурманск.
11, Mur-Rinok, 68.978036, 33.080309, Рынок в Мурманске.
12, LedokolLenin, 68.974871, 33.061717, Город Мурманск. Музей - Атомный ледокол Ленин.
13, CMP00, 67.998934, 35.004127, Ночевка на окраине поселка Ловозеро. Начало маршрута. Дрова есть, вода в поселке.
14, Trail1, 67.993553, 35.003194, Тропа.
15, Trail2, 67.973728, 34.985562, Вышли на тропу ведущую по старой колее.
16, pov-tr, 67.958772, 34.982930, Повернули по тропе.
18, DOM, 67.961458, 34.985569, Охотничий домик.
19, MOST-Serg, 67.965804, 35.001366, Хороший, подвесной мост через реку Сергевань.
20, CMP01, 67.907817, 34.961726, Лагерь у озера Светлое. Места много, дрова не очень хорошие.
21, r-Svetlaya, 67.903043, 34.971180, Брод через реку Светлая. Ширина 10 м, глубина до 60 см, течение 1 м/с - 1А.
22, v-Kuvtorda, 67.887750, 34.941906, Плоская вершина Кувторда.
23, per-Kuamdespakh, 67.854714, 34.907465, Перевал Куамдеспахк н/к.
24, Tropa-Suol, 67.839386, 34.897350, Тропа.
25, Kordon, 67.815304, 34.923691, Кордон заказника Сейдъявврь. Жилые домики егерей.
26, Tr-Tsetch, 67.814637, 34.925394, Тропа к броду по доскам.
27, br-Tsetch, 67.805158, 34.922251, Протока Цетчецаб, 3 участка. Самый сложный длинна 13 м, глубина 0,8 м, течение 1,5 м. 1А-1Б.
28, CMP02, 67.802169, 34.906508, Лагерь на площадке на берегу озера. Дрова ель.
29, Plato, 67.794507, 34.898075, Край плато горы Нинчурт.
30, v-Ninchurt, 67.778245, 34.897177, Вершина Нинчурт.
31, Spusk-Chivr, 67.785647, 34.869848, Место спуска с плато Нинчурт.
32, Spusk-end, 67.786685, 34.864865, Крутой участок спуска закончился.
33, Tropa-Ch, 67.790317, 34.855576, Тропа вдоль речки Чивруай.
34, Tropa-most-Ch, 67.790685, 34.856082, Развилка тропы к мосту через реку Чивруай.
35, Izba-Ch, 67.792100, 34.855035, Изба возле реки Чивруай. Для 10 человек. Состояние не очень хорошее.
36, CMP03, 67.801089, 34.865449, Лагерь у Сейдозера. Дрова ель.
37, RZ-Tropa, 67.813083, 34.818572, Развилка троп.
38, r-Seyduay, 67.812776, 34.818072, Река Сейдуай.
39, Br-Uelk, 67.817352, 34.746200, Река Уэлькуай. Ширина 7 м, глубина 0,7 м, течения почти нет - н/к.
40, Top, 67.818236, 34.749908, Сильно подтопленная тропа.
41, Tropa-E, 67.824496, 34.742484, Началась хорошая, сухая тропа.
42, pov-tropa, 67.835052, 34.708412, Свернули с основной тропы.
43, TropaE-end, 67.836653, 34.700934, Тропа закончилась.
44, Br-Elmor, 67.836621, 34.700067, Река Эльморайок. Ширина 10 м, глубина 0,6 м, течение 1,5 м/с - н/к.
45, Tr-Ching, 67.836816, 34.684195, Вышли на тропу в долине реки Чинглусуай.
46, VP-VDP, 67.830251, 34.638454, Вид на высокий водопад.
47, CMP04, 67.831042, 34.597827, Лагерь на поляне. Вода в озере, дров нет.
48, Plato-up, 67.829368, 34.591422, Вылазим на плато.
49, per-Sengischorr, 67.821612, 34.559461, Перевал Сенгисчорр.
50, v-Angv1, 67.828877, 34.521470, Вершина Ангвундасчорр.
51, v-Angv2, 67.829695, 34.522090, Вершина Ангвундасчорр.
52, per-Geologov, 67.860591, 34.530482, Перевал Геологов.
53, CMP05, 67.877349, 34.450508, Лагерь на склоне горы Аллуайв с видом на Умбозеро. Вода в ручейке, дров почти нет - доски.
54, Most-Sura, 67.917793, 34.309089, Старый мост через реку Сура.
55, Br-N2-b, 67.878807, 34.185064, Брод протоки. Ширина 54 м, глубина 1,5 м, течения нет.
56, Br-N2-e, 67.878347, 34.185571, Брод протоки. Ширина 54 м, глубина 1,5 м, течения нет.
57, CMP06, 67.875539, 34.179699, Лагерь на поляне возле Умбозера. Дрова в лесу.
58, Br-Kalyok, 67.874331, 34.110870, Брод реки Кальйок - н/к.
59, TRP-K, 67.865052, 34.041296, Тропа.
60, RD-K, 67.859516, 34.020033, Вышли опять на дорогу.
61, Geolog-Artefact, 67.859041, 34.019558, Геологический мусор.
62, Br-Kalyok2, 67.856093, 33.948136, Брод реки Кальйок - н/к.
63, BUR-Kl1, 67.863221, 33.903136, Рухнувшая буровая вышка.
64, FONTAN1, 67.861619, 33.876636, Фонтанирующая скважина.
65, FONTAN2, 67.860188, 33.859298, Фонтанирующая скважина.
66, CMP07, 67.861008, 33.842693, Лагерь возле буровой вышки. Вода в реке, дров нет (немного досок).
68, per-CL-1A-Tur2, 67.856495, 33.818443, Перевал Центральный Лявочорр 1А. Верхний тур.
69, per-CL-1A-Tur, 67.857964, 33.820729, Перевал Центральный Лявочорр 1А. Тур.
70, per-CL-Spusk, 67.856628, 33.818839, Место начала спуска с перевала Центральный Лявочорр.
71, rd-CL, 67.859395, 33.806089, Вышли на дорогу.
72, IST-CL, 67.869891, 33.761401, Источник.
73, OZ-Golts, 67.858135, 33.675541, Вышли на берег озера Гольцовое.
74, Brody, 67.840855, 33.670257, Многочисленные броды.
75, Most-KCC, 67.802671, 33.601081, Мост через реку Кунийок возле базы КCC.
76, CMP08, 67.800790, 33.586193, Лагерь на берегу озера. За дровами нужно ходить на другой берег в елки.
77, vdp-Krasiviy, 67.795263, 33.616662, Водопад Красивый.
78, br-Kun, 67.797041, 33.595256, Брод реки Кунийок.
79, per-SevChor1A, 67.804352, 33.525886, Перевал Северный Чоргорр 1А.
80, NaPlato, 67.804024, 33.521776, Поднялись с перевала на плато.
81, TUR1111, 67.795980, 33.503977, Тур рядом с высотой 1111 м.
82, CMP09, 67.769356, 33.487408, Лагерь на перевале Южный Чоргорр. Дров нет, вода - снежники.
83, Pod-Chasn, 67.767529, 33.485273, Поднялись на плато Часначорр.
84, Osip, 67.761621, 33.481307, Осыпь.
85, v-Chasnachorr, 67.756976, 33.471843, Вершина Часначорр.
86, Spusk-Chasn, 67.755869, 33.437425, Спуск с плато Часначорр.
88, per-Fersm-tur, 67.737708, 33.429648, Тур на перевале Ферсмана 1Б.
89, CMP10, 67.724967, 33.421952, Лагерь возле ручья Ферсмана. Дров нет.
90, TR-Fersm, 67.716226, 33.395745, Тропа в долине ручья Ферсмана.
91, rd-Bel, 67.693578, 33.386631, Дорога вдоль реки Малая Белая.
92, rd-Bel-pov, 67.693955, 33.408863, Сворачиваем с дороги к реке.
93, br-MalBel, 67.693393, 33.409552, Брод реки Малая Белая.
94, vp-Oz, 67.664074, 33.521972, Вид на красивое озеро
95, Spusk-Taxt, 67.665021, 33.552255, Начало спуска с плато.
96, MolibdenMine, 67.665950, 33.559063, Вход в Молибденовый рудник на массиве Тахтарвумчорр.
97, Molibden-Par, 67.665391, 33.567047, Паровая машина под Молибденовым рудником на массиве Тахтарвумчорр.
98, rd-Molibden, 67.665316, 33.580336, Дорога под Молибденовым рудником.
99, CMP11, 67.663844, 33.611237, Лагерь на берегу озера Малый Вудъявр. Дрова березовые.
100, br-Vud, 67.663773, 33.612866, Брод реки Вудъяврйок - н/к.
101, per-Kuk-nk, 67.718914, 33.606564, Перевал Кукисвумчор н/к.
102, rd-bur, 67.737441, 33.636294, Место буровой вышки.
103, per-Akadem1A, 67.736242, 33.673242, Перевал Академический (Исток) 1А.
104, pol-Tul, 67.732020, 33.770872, Сворачиваем с дороги вниз.
105, tr-Tul1, 67.719849, 33.826885, Тропа.
106, tr-Tul2, 67.723173, 33.839171, Тропа.
107, CMP12, 67.721982, 33.842647, Лагерь на галечном берегу реки Тульйок. Дров много хороших.
108, br-Tuliok, 67.722018, 33.842850, Брод речки Тульйок - н/к.
109, rd-Tuliok, 67.711679, 33.886601, Вышли на дорогу.
111, rd-Tuliok-end, 67.679768, 33.891247, Конец дороги под перевалом Щель.
112, per-Shel1B, 67.675665, 33.889206, Перевал Щель 1Б.
113, CMP13, 67.661740, 33.883763, Лагерь под перевалом Щель. Вода в ручье, дров нет.
115, vdp-ustupi, 67.668640, 33.923422, Уступы и водопады в Астрофиллитовом ущелье.
116, Astrofilit-zila, 67.671264, 33.917763, Астрофиллитовая жила.
117, per-Uks, 67.662861, 33.846600, Перевал Юкспоррлак н/к.
118, per-Pasledniy, 67.665152, 33.835001, Перевал Последний н/к.
119, Tr-Lovchorit, 67.667883, 33.829539, Тропа к Ловчорритовому руднику. Подниматься лучше тут, а спускаться по рудоспуску.
120, Ent-Lovchorit2, 67.670156, 33.823742, Вход в шахту Ловчорритового рудника.
121, Ent-Lovchorit1, 67.670053, 33.821494, Основной вход в шахту Ловчорритового рудника.
122, BET-DOM, 67.666492, 33.823312, Развалины строений Ловчорритового рудника.
123, SKV-VODA, 67.655823, 33.784803, Фонтанирующая скважина.
124, Apatity-zd, 67.564065, 33.369147, Ж/д вокзал в Апатитах.
125, GeologMusey, 67.568012, 33.404655, Геологический музей - Музей камня в городе Апатиты.
126, end-rd-Krest, 67.128604, 32.482447, Место куда довозит такси.
17, Koleya, 67.983060, 35.012381, Вездеходная дорога.
127, Most-Ch, 67.791622, 34.855767, Мост через реку Чивруай.
128, Most-Elmor, 67.821468, 34.745593, Мост через реку Эльморайок.
129, v-1106, 67.855436, 34.549942, Вершина Кедыквырпахк.
130, pov-al, 67.867555, 34.510980, Свернули с дороги, пошли по прямой.
131, rd-asfalt, 67.895408, 34.429226, Асфальтовая дорога.
132, pov-VV, 67.901851, 34.440470, Поворот дороги.
133, pov-grunt, 67.911149, 34.393949, Тут нужно свернуть налево по грунтовке.
134, KCC, 67.802038, 33.602934, База спасателей (КCC).
67, v-Ind, 67.780833, 33.489551, Вершина Идивичвумчорр.
135, per-Ug-Chor-nk, 67.769542, 33.488414, Перевал Южный Чоргорр н/к.
87, pov-Pil, 67.679367, 33.656752, Поворот с пыльной дороги.
136, vp-oz-Akadem, 67.741127, 33.700584, Красивый вид на озеро Академическое и Ловозерские тундры.
110, vhod-bus, 67.640850, 33.792755, Проходная карьера. Остановка автобусов.
137, Maiak, 68.985399, 33.093719, Город Мурманск. Маяк в память о моряках, погибших в мирное время.