30 декабря 2019 - 14 февраля 2020
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14
Храм Го́ра (Хора) в Эдфу (The Temple of Horus at Edfu).
Второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского (и крупнейший храм в честь
Хора и Хатхор).
Выделяется высокой степенью сохранности.
Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли
Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.
Статуя Хора у входа на главный двор
Храм в Эдфу существовал с древнейших времен египетской культуры,
но был отстроен заново при Птолемеях, по древним планам.
Новый храм был заложен в 237 году до н. э. при Птолемее III Эвергете. В 142 году до н. э. в присутствии Птолемея VIII Эвергета и его жены храм был освящён. Храм многократно расширялся и достраивался. Стройка была закончена при Птолемее XII Неосе Дионисии в 47 году до н. э., всего она длилась порядка 200 лет.
Храм Хора в Эдфу имеет размеры 137х79 м при высоте пилонов в 36 м.
Пилон украшен со всех сторон надписями и изображениями. Птолемей Дионис символически приносит в жертву Хору и Хатхор врагов и молится местным божествам. За царем и царицей идет процессия представителей разных стран, несущих в храм дары. За пилоном следует большой четырёхугольный двор с 32 колоннами. Далее следует гипостильный зал с 18 колоннами. Направо от входа библиотека с каталогом на стене, налево помещение для молитвы. Потолок украшен астрономическими изображениями. Следующий зал с 12 колоннами. В одной из комнат находилась храмовая лаборатория с написанными на стенах рецепами благовонных мазей. В следующем зале находился жертвенник. Затем следовала главная часть - святая святых, по бокам и сзади которой, отделенные узким коридором, шли 10 приделов для различных божеств. Архитектура храма, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма.
В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, иногда человека с головой сокола.
Храмовые рисунки подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и супругой Хатхор (Хатор). Хор представлен на рельефах в трёх лицах, иногда появлявшихся на изображениях одновременно: собственно Хор Бехдетский, Хор-Ра и Хор, сын Осириса и Исиды. Надписи храма Эдфу имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов греко-римского времени.
В 391 году в Римской империи императором Феодосием были запрещены языческие культы, храм был закрыт.
Часть убранства храма была уничтожена, и за 1500 лет запустения он был занесен 12-метровой толщей песка и речных наносов Нила. В 1798 году французская экспедиция, прибывшая в Египет с Наполеоном, видела здесь торчащими из песка только верхушки пилонов. Расчищать храм от песков начал египтолог Огюст Мариетт в 1860 году. Храм в Эдфу был принят как образец для оформления нескольких современных сооружений, в том числе льнопрядильной фабрики в Лидсе и египетского зала Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Внутренний дворик в храме Хора в Эдфу.
На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения. Тут представлен миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом; гимны Хору; отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи и др.
Колоннада в храме Хора
Узкоколейная железная дорога в Египте.
Находится в долине Нила и предназначена для транспортировка сахарного тростника.
Сцепка вагонов
Лагерь 12 в Вади Умм Тагхар (Wadi Umm Taghar).
Хотели проехать к Красному морю через интересное Вади Хаммамат (Wadi Hammamat), но нас не пустили на полицейском посту. Долго ругались, перекрывали дорогу, но это все рано не помогло, пришлось объезжать через Вади Умм Тагхар. В Египте такое часто бывает, некоторые места запрещены для проезда туристов по причине вымышленой опасности. В некоторых случаях получается проехать, в некоторых нет. Всегда нужно иметь запасные варианты.
Руины маленького поселения Клаудианус I (Claudianus I) в Восточной пустыне (Eastern Desert).
Эта обширная пустынная территория, окруженная горами Красного моря на востоке и долиной Нила на западе, когда-то была центром пересечения древних торговых путей и тут располагались поселения, которые сыграли важную роль в развитии многих цивилизаций региона. Сейчас тут можно найти пустынные горы, наскальные надписи и руины - древние рудники, колодцы, башни, храмы.
Каменная кладка в небольшом древнем поселение Клаудианус I.
Видимо это какое-то вспомогательное поселение при каменоломнях Монс Клаудианус.
Дорога к Монс Клаудианус плохая грунтовка, но немного цепляя днищем проехать можно и на легковушке
Большое поселение форт Клаудианус II (Castle Claudianus II) рядом с каменоломнями Монс Клаудианус (Монс Клавдиан, Mons Claudianus).
Этот гранитный карьер и расположеный рядом крепостной комплекс был одним из крупнейших римских поселений в Восточной пустыне. Для римских рабов и военнопленных тут был конец жизни. Рядом с крепостью есть треснувшая колона, небольшой храм, стойла. Попасть сюда можно съехав с дороги Сафага - Кена.
Каменные столбы в форте Клаудианус II
Форт Клаудианус II со стенами, башнями и домами, правда стены и башни низкие
Горы Восточной пустыни
Каменоломни Монс Клаудианус расположены немного выше форта в горах.
Для отделения блоков гранита от монолита, пробивали отверстия по длине необходимого
откола, и потом забивали туда деревяшки и поливали водой.
Гигантская колона в каменоломнях Монс Клаудианус (Huge Column Quarry)
Гигантская колона треснута примерно посредине.
Думаю много людей казнили, которые допустили такую оплошность.
Диаметр колоны поражает.
Как их тут транспортировали непонятно.
Какая-то небольшая колона
Горный пейзажи суровые и красивые
Горы Восточной пустыни в Египте
Жизнедеятельность тут бурлила 2000 лет назад
Упавшая колона возле поселка (форта) Клаудианус II
Пейзажи у подножья горы Джебель Абу Хариф (Jebel Abu Kharif)
У подножья горы Джебель Абу Хариф расположены развалины поселка
и шахт по добыче железной руды (Jebel Abu Kharif Iron Ore Quarries).
Где именно была шахта не совсем понятно, есть место похожее на вход в штольню, но
прохода невидно.
Гора Джебель Абу Хариф в Востояной пустыне
Тень
Красное море на мысе Рас Гариб (Ras Gharib) возле поселка Эль
Заафрана.
Дорога проходит совсем рядом с береговой линией. Одно из немногих мест, где просто
попасть к морю.
В большинстве других диких мест подъехать к морю невозможно - все огорожено и гоняют
военные и полиция.
Морской еж
На Синай можно попасть через туннель пересекающий Суэцкий канал, а по мосту нельзя.
С 1981 года возле города Суэц работает автомобильный туннель, проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Туннель имеет огромное стратегическое значение. В 2001 году был открыт новый мост имени Хосни Мубарака. В церемонии открытия моста принял участие тогдашний президент Египта Хосни Мубарак. До открытия виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом. Высота моста составляет 70 метров. Для проезда по нему необходимо иметь специальный пропуск, который могут получить только военные, представители спецслужб и государственные чиновники - простых людей не пускают. Официальная версия звучит так, что если при теракте мост будет разрушен, то его пролёт может перекрыть канал, что в свою очередь приведет к огромным убыткам. Вот так построили абсолютно бесполезный мост. В 2001 году было открыто движение по железнодорожному мосту Эль-Фердан в 20 км к северу от города Исмаилия. Это самый длинный в мире поворотный мост, две его поворотные секции имеют суммарную длину 340 метров. Предыдущий мост был разрушен в 1967 году во время арабо-израильской войны.
Суэцкий канал соединяет Средиземное и Красное моря.
Суэцкий канал считается условной границей между Африкой и Евразией. Это кратчайший водный путь между Индийским океаном и Атлантическим океаном. Раньше приходилось огибать Африку, и путь был длиннее на примерно 8000 км. До открытия канала транспортировка осуществлялась путём разгрузки судов и сухопутной перевозкой. Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. Имеет длину в 160 км, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну 45-60 м, глубину 20 м. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом на Средиземном море и Суэцем на Красном море. В 2011 году доходы составили 5,22 млрд долларов США, при этом через канал прошло 17799 судов.
Канал фараонов, соединяющий Нил с Красным морем был прорыт еще во 2-м тысячелетии до н. э. Возможно, проложен во время 12-й династии фараоном Сенусертом III (1888-1878 годы до н. э.). Канал проходил с запада на восток, через Вади Тумилат, и служил для торговли с Пунтом. Первым строителем канала считается Сесострис. Позднее строительством и восстановлением канала занимались египетские фараоны Рамзес II и Нехо II. Канал был достроен около 500 года до н. э. царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В 3-м веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф. Император Траян (98-117 года) углубил канал и увеличил его судоходность. Канал был известен под названием "река Траяна", он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен. После арабского завоевания Египта в 642 году канал был восстановлен, но в 776 году по приказу халифа Мансура его засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.
Строительство Суэцкого канала было непростой задачей.
В 1855 году Фердинанд де Лессепс добился одобрения со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже строительную компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом "Всеобщая компания Суэцкого канала". Египетское правительство получило 44% всех акций, Франция 53% и 3% приобрели другие страны. Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны. Приходилось работать в жару, в песчаной пустыне, источники воды отсутствовали. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим. В 1863 году был построен небольшой пресноводный канал из Нила, шедший частично по древним каналам и предназначенный для доставки пресной воды. Но все равно, смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставлял Египет, но приходилось использовать также европейских рабочих. Всего тут трудились 20-40 тысяч человек. Было множество не только технических, а и политических трудностей. Земляные работы заняли 11 лет. Сумма займов многократно увеличивалась. Общая длина канала составила около 173 км. Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. На открытии Суэцкого канала присутствовало множество коранованых особ с Европы.
Суэцкий канал оказал огромное влияние на мировую торговлю. Чуть раньше была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога, и теперь весь мир можно было обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в дальнейшей колонизации Африки. "Всеобщая компания Суэцкого канала" по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранён от управления и прибылей. Фактическим хозяином стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году. В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу регулировала Великобритания. 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, египтяне заблокировали его, затопив 47 различных кораблей, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий. После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал. После окончания войны канал был разминирован и открыт для использования в 1975 года.
Канал бесшлюзный и позволяет проходить гружёным кораблям водоизмещением до 240000 тонн, высотой до 68 метров и шириной до 77,5 метров. Некоторые супертанкеры не могут проходить через канал, другие - могут выгрузить часть веса на суда, принадлежащие каналу, и загрузить его обратно на другом конце канала. По данным 2009 года около 10% мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов. В 2014-15 годах построен параллельный канал длиной в 72 километра, чтобы обеспечить двустороннее движение судов.
Линия ЛЭП в Египте на Синайском полуострове
Нефтяная платформа в Суэцком заливе
Горы на побережье Красного моря
Ржавая надпись
Пляж в Шарм эль-Шейхе.
Шарм эль-Шейх (Шарм эш Шейх, Sharm El Sheikh) - город-курорт на южной оконечности Синайского полуострова на берегу Красного моря. В переводе с арабского Шарм эш Шейх - "бухта шейха". Шарм тянется на 30 километров вдоль западного берега залива Акаба и выглядит весьма цивилизованно, в отличии от других городов Египта. Шарм имеет тропический пустынный климат с очень малым годовым количеством осадков. Температура воды в море не опускается ниже 20 °C даже зимой. В городе действуют более 200 отелей. Число находящихся в городе туристовв высокий сезон превышает собственное 40-тысячное население во много раз. На въезде в город машину просвечивают, часто вместе с туристами, что вредно при многократных проездах.
Город Дахаб (Dahab) расположенный на востоке Синайского полуострова в 100 км к северу от Шарма.
В городе имеется несколько районов, некоторые из которых сильно заточены под туристов, но в целом городок сильно проще и дешевле Шарма. Климат в Дахабе сухой и тёплый. 75% дней в году здесь есть ветер, развивает тут виндсерфинг и кайты. Из-за узости залива в этом месте, сильных волн тут не бывает. Температура воздуха в январе-феврале днем составляет 20-25 градусов, а в августе 35-40 градусов и даже иногда доходит до 50 градусов. Земля Синайского полуострова была освоена древними египтянами ещё в эпоху Первой династии. Между 1-м и 2-м веками до н. э. набатейские мореплаватели заложили свой форпост в месте, где сейчас находится Дахаб. 2-3 тысячи лет тому назад Дахаб был просто группой прибрежных оазисов и портом для перевозки грузов через залив Акаба. В Библии, в Книге Моисея, упоминается поселение Дизахаб (Dizahab), что значит "район золота". После исчезновения Набатейского царства, приблизительно 800 лет назад, на территории современного Дахаба поселились несколько семей кочевников-бедуинов. С 1980-х годов началась волна развития туризма и город начал развиваться.
В районе Дахаба песок имеет золотистый оттенок. Дахаб по-арабски
обозначает "золото" или "золотой".
В этой местности действительно есть золото, правда процент содержания мал.
Жарим шашлык на крыше арендованого жилья
Сноркелинг на рифе Лайтхаус (Lighthouse Reef) в Дахабе.
Приятная особенность дайвинга и сноркелинга в Дахабе в том, что почти все погружения
совершаются с берега. Здесь расположено множество дайвсайтов.
На фотографии Кабуба Красноморская (Heniochus intermediateus, Red Sea bannerfish) обитает в водах Африки и Ближнего Востока. Кабуба обитает в Красном море на глубинах 4-50 м, вдоль скалистых берегов рифов и на участках с песчаным дном. Рыб можно встретить плавающими небольшими группами или парами. Питается планктоном и мелкими донными животными.
Талассома Клунингера (Thalassoma rueppellii, Klunzinger's wrasse, Губан Руппелла) - эндемик Красного моря.
Талассома Клунингера - одна из наиболее многочисленных рифовых рыб Красного моря. Обитает на окраинах и склонах рифов в сторону моря на глубинах 1-30 м. Общая длина может достигать 20 см. Окраска мальков и взрослых различается.
Для граждан России, Украины и прочих на Синайский полуостров можно попасть без визы на 15 дней, но выезжать в остальную часть страны запрещено. Так как в Табе, на израильско-египетской границе, ставят только бесплатный штамп Синая (визу купить нельзя), то пришлось визу делать через интернет, это сейчас просто.
Королевская рыба-ангел (Pygoplites diacanthus, Royal angelfish)
Лимонная рыба-ласточка (Pomacentrus sulfureus, Sulfur damsel).
Встречаются на глубинах до 10 метров в лагунах и на внешних склонах рифов. Ведут одиночный образ жизни. Ареал обитания простирается от Красного моря и до Мадагаскара. На протяжении всей жизни рыба не изменяет ярко желтый цвет тела. Рыбы питаются планктоном, водорослями и мелкими ракообразными.
Риф Лайтхаус находится в самом центре города Дахаб
Абудефдуф обыкновенный (Abudefduf vaigiensis, Sergeant major).
Абудефдуф обыкновенный обитает в Адриатическом, Средиземном и Красном морях, в Тихом и Индийском океанах, на глубине 1-15 м. Название рыбы имеет арабские корни. В английском же варианте этих рыб называют рыба-сержант - на теле рыбы имеются 4 светлых и 5 темных полос. Столько же полос имеется на рукаве военной формы американского старшего сержанта. Размер рыб достигает около 20 см.
Хирург-ктенохет полосатый (Ctenochaetus striatus, Fine-line bristletooth).
Семейство Рыбы-хирурги (Acanthuridae).
Вырастает длиной до 25 см. Живет в Индийском и Тихом океане. Населяет поросшие кораллами рифовые плато и внешние склоны рифов, а также лагуны с каменистым дном. Встречается на глубине до 30 метров. Держится поодиночке, но может сбиваться в группы, часто состоящие их представителей разных видов. Питается одноклеточными водорослями, в основном сине-зелёными и диатомовыми, при случае может поедать мелких беспозвоночных.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14