Пешеходный поход со сплавом по Полярному и Приполярному Уралу 2019



Россия

Полярный Урал, Приполярный Урал

8 августа 2019 - 18 сентября 2019

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

 

Прошли интересный, длительный, автономный маршрут 5 к.с. проходящий вдоль Полярного Урала и части Приполярного Урала с севера на юг. Протяженность пешеходной части составила 540,1 км, водной 135,9 км. Прохождение маршрута заняло 37 дней из них 3 дневки. Маршрут проложен захватывая все интересные достопримечательности этого района. Стартовали на ст. Собь, вышли на ст. Кожым. Погода была, в основном, дождливая и ветреная, вверху выпадал снег. По причине постоянного ветра комаров и мошек практически не было. Туристов встретили только в начале похода (массив Рай-Из), на реке Мокрая Сыня встретили оленеводов и на реке Кожим встретили местных жителей. Из животных видели медведя, мышу, оленей и разных птиц. Из-за почти полного отсутствия растительности и пологости, местность довольно легко проходима и в день можно проходить довольно много. Проблемы доставляет, в основном, погода. Лето в этом году на месяц задержалось, и несмотря на это водные препятствия проблем не доставляли. С рыбой в реках была сложность - в этом году она в верховья не поднималась. Осыпи есть, но они локальны. За поход пройдено 33 перевала (н/к - 22 шт, 1А - 4 шт, 1Б - 6 шт, 2А - 1 шт). 15 перевалов пройдено в режиме первопрохождения, в том числе 2 перевала 1Б (Так специально прокладывался маршрут, избегая хоженых мест). За поход взошли на 7 вершин (1А - 3 шт, 1Б - 3 шт, 2А - 1 шт), включая большинство высших точек районов - г. 1316 м, Пайер, Географов ,Магнитная, Грубеиз, Хоймаиз и др. Одна вершина 1А пройдена в режиме первопрохождения. Часть перевалов и вершин посещается довольно редко. Надо отметить, что категорированная сложность перевалов на Урале исторически ниже, чем в других горных районах, к примеру на Кодаре и перевал 2А при благоприятных условиях можно пройти без веревок. На маршруте также пройдено множество других препятствий, таких как каньоны, прижимы, некоторое количество растительности, много болотистой местности и др. Интересной частью маршрута был сплав на пакрафтах 2 к.с. по реке Кожим, это внесло приятное разнообразие в маршрут. Для облегчения веса пакрафты были без фартуков и вода заливалась почти на каждом бурном перекате, плыть было очень холодно, но все пороги мы прошли. Воды было довольно много, самый сложный порог Манюку соответствовал 3 к.т. Из-за малого количества участников шли довольно кучно и быстро, длинный полярный день нам в этом помогал. Ягоды собирали, но, в основном, в низовьях. Почти на все время пришлось нести бензин, найти дрова можно только внизу. Это увеличило и так большой вес рюкзака. На старте реальный вес вещей составлял около 44-46 кг на чел. С учетом фотооборудования около 50 кг.

 

Мост в Салехарде.
Салехард - административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа.

Мост в Салехарде.
Салехард - административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

Памятник оленю в Салехарде.
Олень - спутник жизни кочевых народов.

Памятник оленю в Салехарде.
Олень - спутник жизни кочевых народов.

 

Дом в Салехарде.

Дом в Салехарде.

Салехард основан в 1595 году как крепость на мысу при впадении в Обь реки Полуй и первоначально назывался Обдорск - "место при Оби". В 1933 году Обдорск переименован в Салехард - "поселение на мысу".

 

Паромная переправа через реку Обь связывает летом Салехард с Лабытнанги.
Зимой действует ледовая переправа.

Паромная переправа через реку Обь связывает летом Салехард с Лабытнанги.
Зимой действует ледовая переправа.

 

На причале в городе Лабытнанги

На причале в городе Лабытнанги

 

Паромы. Пешеходам проезд бесплатный.

Паромы. Пешеходам проезд бесплатный.

 

Железнодорожные составы в Лабытнанги

Железнодорожные составы в Лабытнанги

 

Вокзал в Лабытнанги

Вокзал в Лабытнанги

 

Лабытнанги основан как стойбище в 19 веке.

Лабытнанги основан как стойбище в 19 веке.

Лабытнанги в переводе с хантыйского означает "семь лиственниц". После революции тут был организован колхоз. Во время строительства Трансполярной магистрали тут была открыта железнодорожная станция. В 1952 году колхоз был преобразован в рабочий поселок, а в 1970-е годы стал городом.

 

Памятник Победе на Площади Победы в Лабытнанги

Памятник Победе на Площади Победы в Лабытнанги

 

Городская улица

Городская улица

 

Мост через реку Собь

Мост через реку Собь

 

Подвесной мост через реку Собь платный, 100 руб. с чел. или как 
договоритесь. 
Хозяин находится в домике рядом с мостом. Часть моста опускается, что препятствует 
прохождению.

Подвесной мост через реку Собь платный, 100 руб. с чел. или как договоритесь.
Хозяин находится в домике рядом с мостом. Часть моста опускается, что препятствует прохождению.

 

Река Собь

Река Собь

 

Река Нырдвомэншор (Полярный Урал, массив Рай-Из).

Река Нырдвомэншор (Полярный Урал, массив Рай-Из).

Полярным Уралом считается отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала окружены просорами Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Южная часть Полярного Урала расположена на юг от долины реки Собь. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы - Рай-Из, Собский (включая Макар-Рузьский), Пай-Ерский, Сомкепайский, Хойлинско-Лахортинский, Хордьюзский, Пальник-Шорский, Каровый, Кокпельский. Высоты хребтов достигают 1100-1200 м и только отдельные вершины поднимаются выше. Склоны хребта опускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды.

 

Долина реки Нырдвомэншор

Долина реки Нырдвомэншор

 

По хребту проходит граница регионов РФ.

По хребту проходит граница регионов РФ.

Республика Коми - входит в Северо-Западный федеральный округ. Столица - город Сыктывкар. Образована 22 августа 1921 года как Автономная область Коми (Зырян), в 1936 году преобразованная в республику. Ямало-Ненецкий автономный округ входит в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Административный центр автономного округа - город Салехард.

 

Прижим в верховьях реки Нырдвомэншор

Прижим в верховьях реки Нырдвомэншор

 

Ворота

Ворота

 

Осыпь в верховьях реки Нырдвомэншор

Осыпь в верховьях реки Нырдвомэншор

 

Озеро под перевалом Грандиозный

Озеро под перевалом Грандиозный

 

Айсберг

Айсберг

 

Льдины

Льдины

 

Поднимаемся на перевал Грандиозный через гору Желтая

Поднимаемся на перевал Грандиозный через гору Желтая

 

Озеро 788 м

Озеро 788 м

 

Рюкзаки в начале тяжелые, лезть тяжело

Рюкзаки в начале тяжелые, лезть тяжело

 

Погода часто меняется

Погода часто меняется

 

Ледяные надувы, температура около нуля

Ледяные надувы, температура около нуля

 

Залезли на гребень горы Желтая

Залезли на гребень горы Желтая

 

Вид на долину реки Собь

Вид на долину реки Собь

 

Надув на триангуляре

Надув на триангуляре

 

Группа на платообразной вершине горы Желтая

Группа на платообразной вершине горы Желтая

 

Спускаемся с горы Желтая на седловину перевала Грандиозный по 
разрушенному гребню

Спускаемся с горы Желтая на седловину перевала Грандиозный по разрушенному гребню

 

Спуск к перевалу

Спуск к перевалу

 

Седловина перевала Грандиозный, внизу видна долина реки Енгаю

Седловина перевала Грандиозный, внизу видна долина реки Енгаю

 

Гребень, с которого мы спустились скрыт в тумане

Гребень, с которого мы спустились скрыт в тумане

 

На фоне озера в истоках реки Енгаю

На фоне озера в истоках реки Енгаю

 

Группа на перевале Грандиозный

Группа на перевале Грандиозный

 

Озеро 788 м

Озеро 788 м

 

Седловина перевала Грандиозный, правее вершина горы Желтая.
Все это входит в горный массив Рай-Из.

Седловина перевала Грандиозный, правее вершина горы Желтая.
Все это входит в горный массив Рай-Из.

 

Замороженая трава

Замороженая трава

 

Пик Полярный.

Пик Полярный.

Массив Рай-Из (Райский Камень) ограничен с запада сквозной долиной реки. Макар-Рузь и Собь, с севера и востока железной дорогой, идущей по долине Соби, с юга рекой Енгаю и Покойник-Шор. В поперечнике размер массива достигает 25 км. Высшие отметки массива тяготеют к центральной части массива.

 

На плоской вершине 1316 м - высшей точке массива Рай-Из.
Характерной точки нет, вершина имеет платообразную форму.

На плоской вершине 1316 м - высшей точке массива Рай-Из.
Характерной точки нет, вершина имеет платообразную форму.

 

Долина реки Енгаю

Долина реки Енгаю

 

Название Рай-Из возникло недавно. В языке коми есть слово рай, 
заимствованное с русского языка, а "Из" - "камень", "гора", "хребет". Есть и другие 
толкования этого названия. Более старое название звучит как Грана-Из.

Название Рай-Из возникло недавно. В языке коми есть слово рай, заимствованное с русского языка, а "Из" - "камень", "гора", "хребет". Есть и другие толкования этого названия. Более старое название звучит как Грана-Из.

 

Долина реки Енгаю, вид с подъема на перевал Каровый

Долина реки Енгаю, вид с подъема на перевал Каровый

 

Группа на перевале Каровый

Группа на перевале Каровый

 

Похоже на Антигори́т или Нефритоид.
Также это может быть нефрит.

Похоже на Антигори́т или Нефритоид.
Также это может быть нефрит.

Нефрит состоит их волокнистых разновидностей минералов ряда тремолит – ферро-актинолит. В качестве минералов-примесей в нефрите присутствуют в разных количествах хлорит, серпентин, магнезит, тальк, магнетит, гематит, сульфиды и другие минералы, содержание которых может достигать до 10-20%. Нефрит отличается большой вязкость и прочностью. Нефритам присущи различные цвета, но наиболее часто встречается зелёный различных оттенков. Нефритоид - разновидность нефрита с параллельной волокнистой структурой. Антигори́т - минерал подкласса слоистых силикатов, группы серпентина. Полупрозрачный, окрашенный в светло-зеленые или темно-зеленые цвета, используется как декоративный камень.

 

Брод ручья

Брод ручья

 

Озеро в истоках реки Собь.
Вид с подъема на перевал Собский.

Озеро в истоках реки Собь.
Вид с подъема на перевал Собский.

 

Дорога в истоках реки Макар-Рузь

Дорога в истоках реки Макар-Рузь

 

Река Макар-Рузь

Река Макар-Рузь

 

Ручей Кузьтывис

Ручей Кузьтывис

 

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11