23 декабря 2012 - 25 января 2013 (Дней: 34)
Южная и Северная Кения 2012-13

Автопутешествие

Местоположение Кения. Турция.

Маршрут г. Харьков – г. Киев – г. Стамбул – Nairobi – Lake Naivasha – Lake Oloiden – Hells Gate National Park – Sekenani – Talek River – Talek – Masai Mara National Park – Mara River – Talek – Nairobi – Lake Elmenteita – Kericho – Nuangande – Lake Victoria – Kisumu – Kitale – Mt Elgon National Park – Kitale – Saiwa Swamp National Park – Marich pass – Kainuk – Kalemngorok – Lokichar – Lodwar – Kalokol – Lake Turkana – Central Island National Park – Kalokol – Lodwar – Lokichar – Lokori – Napeitom – Kapedo – Chemolingot – Lake Baringo – Marigat – Lake Bogoria National Reserve – Nakuru – Hyahururu – Maralal – Baragoi – South Horr – Lake Turkana – Loyangalani – Layeni (El Molo) – North Horr – Kalacha – Marsabit – Isiolo – Meru – Nairobi – Mombasa – Mpeketoni – Kikoni – Lamu Archipelago – Lamu (Lamu Island) – сноркелинг возле Island Manda Toto – Lamu – Takwa Ruin (Manda Island) – Lamu – Kikoni – Marafa – Marafa Depresion – Malindi – Gede – Gede Ruin – Mombasa – Nairobi – г. Стамбул – г. Киев – г. Харьков

Пещеры Chepnyalil, Mackingeny, Kitum.

Описание Поездка на арендованной машине по Северной и Южной Кении на Новый Год 2012-13. Поехали 6000 км, машины постоянно ломались, мы ехали, чинили, толкали, опять ехали. С машиной связано куча приключений. Самое интересное в Кении расположено на диком севере и приграничных территориях, юг подпорчен туристами и интересен для тех кто первый раз в Африке.

В Найроби летели через Стамбул, в котором была длинная пересадка, погуляли целый день на пути туда и обратно. Найроби (столица) довольно цивилизованный город, все в решетках и охранниках, но в целом, по-моему, довольно безопасно. Рифтовая долина, заселенное озеро Найваша, и куча других озер. Ночевали по возможности просто в палатке съезжая с дороги. Это правда не везде возможно, да и иногда помыться хочется. Жирафы гуляют вдоль дорог. Парк с дурацким названием "Врата Ада", с каньоном, красивыми пейзажами, зебрами и возможностью гулять пешком. Но иногда кажется, что это не парк, а индустриальная зона - везде трубы и скважины - работает ГеоТЭС. Цена популярных парков в Кении просто грабительская - порядка 80 дол в сутки. Решили сэкономить в парке Масаи Мара - спрятали пару человек, но машина в неудачном месте сломалась и это выплыло, пришлось заплатить за всех. Животных тут много - львы, слоны, буйволы, зебры, страусы, антилопы, бегемоты, разные птички и пр. Причем животные гуляют не только в парке, а и в его окрестностях. Масаи, коровы, деревни из навоза, мухи спокойно ползающие по лицам детей. Постоянная борьба с машиной. Поменяли Land Cruiser 70 на Nissan X-Trail. Первая машина просто старая - проблемы с проводкой, но ехала куда угодно как танк (если ехала). Второй джип, хоть джипом называется, но едет нормально только по хорошей дороге - в общем легковушка.

Новый год, проведенный на чайной плантации. Первого числа еле выехали - шлагбаумы все позакрывали. Озеро Виктория - самое большое озеро Африки - заросло у берегов травой так, что не выплывешь. Национальный парк Моунт Элгон - слабопосещаемый, приятный, высокогорный парк. Вершина (вулкан) Элгон (4322 м), гроты с водопадами, животные, интересная высокогорная растительность. Спокойный парк-болото Сайва-Свамп с птичками, бабочками, тропинками для прогулок. Красивая горная дорога.

После поселка Марич хорошие дороги кончились и начался Север Кении! До Лодвара идет трасса А1, обозначенная на любых картах Кении, но реально это жесткая грунтовка с кусками асфальта. Не асфальт с выбоинами, а именно оставшиеся куски. Район считается небезопасным и машины без охраны не пропускают. Хоть тут на карте мало национальных парков, но реально весь север это как большой интересный парк. Пыльная дорога, высушенная солнцем растительность, редкие поселки с глиняными или соломенными домиками. Водители, живущие возле своих поломанных машин. Пастухи, гоняющие своих коз по выжженной земле. В одной руке палка и маленькая сидушка, в другой канистра для воды. Тут не просят денег, тут просят дать воды.

Накатанная колея часто идет по пустыне возле дороги - там меньше выбоин. Поднимают свои головы верблюды - проезжающие машины тут редкость. В день проходит порядка трех машин. На севере живут племена Покоты и Туркана, которые постоянно между собой воюют - из-за этого этот район и считается небезопасным. Визуальные отличия между племенами могут быть непонятными. Племена ходят в ярких одеждах. Женщины ходят с большим диском из бусин на шее, или из бусин делается труба которая носится на шее. В ушах кольца, короткие волосы заплетены в мелкие косички. Мужики ходят в юбках и с различными украшениями и перьями на голове. В городах у многих  людей внешний вид вполне обычный.

Местность возле озера Туркана - практически пустыня. Возле источников с водой скопления людей. Все вещи носят на голове, включая канистры и вязанки дров. Небольшая канистра - атрибут каждого, кто находится вне города. С запада от озера Туркана только один большой город Лодвар, который скорее поселок. Увидеть белого человека это большая редкость. Туристов тут практически нет. На берегу озера находится деревушка Калокол. На берегу лодки, дети, гниющая рыба. Отсюда мы отправляемся в редко посещаемый Национальный парк Центральный остров. В озере вода на вид страшновата, но местные ее пьют. Бутылированная вода - это роскошь. На острове населения нет, движения воздуха нет, облачности тоже - выжженная вулканическая земля. Весь остров это верхушка вулкана с несколькими кратерами, в кратерах озера. Есть озеро с фламинго, в котором они рисуют своими телами узоры на воде. Есть озеро с крокодилами. Много разных птиц. С высшей точки острова открывается красивая панорама на кратеры. Склон рассечен разломом, в котором дымит земля, откладывается сера. Идется с трудом - солнце сильно печет.

По разбитой дороге возвращаемся на юг. Вдоль дороги соломенные хижины, редкие акации, высокие термитники. Участок дороги Локори - Капедо очень тяжелый - слабонакатанная колея в вулканической пустыне. От машины уже давно отвалился глушитель и пластиковая защита - сейчас они в багажнике. Вокруг красивые пейзажи, но уже вечер, скорость движения порядка 20 км/ч, не успеваем проехать небезопасный участок. Бензина маловато, заправок тут нет. На дереве сидит стая птиц-носорогов, красные скалы, обезьяны. Возле деревни, окруженной забором, пробиваем колесо и меняем его в окружении молчаливых людей с автоматами. По темноте завязаем в толстом слое пыли. От нашего движения она стоит в воздухе так, что машину не видно. Свет фар, пробивающих клубы пыли, копающие люди. Все такие грязные, что представить трудно. После деревни Капедо на мосту стоит машина загораживающая проезд - на нее только что было совершено бандитское нападение, возвращаемся в деревню и ночуем в лагере полиции.

Едем к озеру Баринго - там уже цивилизация. Бутылочные деревья с цветками, строящаяся дорога. Плаваем на лодке по озеру - бегемоты, крокодилы, орлы, цапли и куча других птиц. Уровень воды очень высок - затопило все ближайшие к озеру дома. Рыбаки на лодочках из смотанных палок ловят рыбу. На озере Богория тысячи розовых фламинго погружают голову в воду в поисках своей пищи. При приближении к ним они долго бегут по воде и затем взлетают. Ноги длинные, клюв кривой - такая несуразная птица. Очередной раз чиним машину. Задний бампер уже приклеен скотчем, разбитое боковое зеркало вырезано из обычного; заварили дырки в остатке выхлопной трубы, починили колесо. Аккумулятор давно пришлось заменить на новый. Следующую ночь случайно ночуем во дворе у мэра мелкой деревни.

И опять мы едем на Север! Колоритный город Маралал с прогуливающимися по рынку людьми из племен покоты и самбуру. Яркие одежды, диски на шее, перья, обручи, браслеты, бусы и прочее. Особенно колоритны мужики самбуру с разноцветными цветочками на голове. Холмы, каменистая грунтовка до Барагои, тут последняя заправка - дальше покупка бензина с рук в разы дороже. Тряска, пыль, редкие люди. Пожар в саване - все сухое, горит быстро. Просторы, горы вдали, зебры, страусы. Поселок Саус Хорр, окруженный горами и утопающий в тени густых акаций. Тучи детей, колоритные люди племени Самбуру.

Далее дорога спускается с гор в каменистую, лавовую пустыню. Впереди в жаркой дымке открывается озеро Туркана. Кажется, что вода не уместна в данном месте. Виден Южный остров, берега без растительности, только изредка из камней растет дерево. Под этими редкими деревьями, среди каменных полей, приютились круглые хижины сплетенные из камыша или травы и закрытые кусками каких-то веревок и тряпок. Жизнь тут тяжелая, возле берега озера даже травы нет. Пейзажи суровые, а дорога из крупных живых камней гробит машину. С каждым километром состояние машины резко ухудшается. Лоянгалани - центр местной цивилизации, кварталы соломенных хижин, даже есть и капитальные строения. В поселке и окрестностях обитают племена туркана, самбуру, рендилле и эль моло. Возле берега в двух поселках живет самое малочисленное племя в Кении - эль моло. Поселок представляет собой плетеные из травы хижины. При нас женщина умело вела строительство (плетение) нового дома. Племя живет рыбалкой, что-то перепадает и от редких туристов. Все женщины в различных ярких нарядах, бусах, дисках на шее. Очень интересное место.

Дальше едем в пустыню Чалби. Женщины, несущие вязанки дров. Как обычно, ужасная дорога до Норс Хорр. Лавовые поля, одинокие деревца, постоянный стук камней о днище машины. Оазис Норс Хорр с пальмами, песком и ночевкой в глиняной хижине с крышей из камыша. Тут обитает племя Габра, для нас уже довольно привычного вида. Ровная поверхность пустыни - дороги нет, есть только следы и направление. Общественный транспорт тут даже существует - изредка ездит большой грузовик, в который набивается много людей. После долгой тряски подъезжаем в окрестности Марсабита. Здесь разбросано несколько вулканических кратеров, каменистые пейзажи. Выезжаем на Трансафриканскую трассу (A2) Каир - Кейптаун, у нас опять разбито боковое зеркало, но тут это не проблема! Трафика практически нет, как нет и покрытия - это просто грунтовка. Поселок Марсабит позволяет нам отремонтировать колесо с 4-мя дырками и заменить болты - порядка 400 км колесо держалось на трех болтах, два из которых с частично сорванной резьбой. "Мчимся" по трассе, стараясь, чтобы машина не села на брюхо - колея накатана грузовиками. Вдоль дороги бегают страусы, летают птички, стоят хижины, ходят люди с различными украшениями. После поселка Ласамис вдали мы видим мираж - широкий, ровный, черный асфальт! Как оказалось, он довольно реальный. Так начался скучный юг. Вдоль дороги ходят слоны, рядом парк для них, но они об этом, видимо, не знают. Заливая полный бак, обнаружили, что весь бензин вытекает внизу - пробили пластиковый бак этого псевдо-джипа Nissan X-Trail. Тут же бак заклеили клеем, залили остатки собранного бензина и поехали в сторону Найроби. Вокруг горы Кения все мокрое и в зелени, контраст с севером огромный! Группа меня не поддержала в очередном ремонте машины - решили ехать дальше на автобусах.

В Найроби покормили с рук жирафов в соответствующем центре, и поехали на ночном автобусе в Момбасу и затем  на архипелаг Ламу. Ламу - место отдаленное и довольно интересное. Тут господствует культура суахили и велико арабское влияние. Узкие улочки, резные двери, парусные лодки, набережная, женщины в хиджабах, колоритные черные арабы. Общественный транспорт - ослы или лодки. На весь остров 2 машины - ездить-то особо негде. Ослов на острове около 3000 шт. Сплавали понырять с маской возле острова Манда Тото - разнообразие подводной живности большое, но количество маленькое. Сильно сгорели на солнце, пока плавали. В Ламу выборы в местные органы власти - каждый день что-то вроде демонстрации с песнями и плясками. Посетили руины Таква на острове Манда. Мангровые заросли, баобабы, сухой колодец - понятно почему это поселение покинуто. Остров с белым пляжем, возникающий во время отлива. Кричащие морские птицы.

После архипелага поехали в обратную сторону, заехав в деревню Марафа. Тут расположен красивый природный объект - Впадина Марафа. Это причудливо размытый холм из песчаника - красные каньоны, останцы, обрывы. Прогулка по довольно скучному городку Малинди. Руины Геде - одни из самых значимых руин в Кении. Остатки стен, обезьяны, баобабы, растущие из руин. Город Момбаса - второй по величине город Кении. Узкие улочки в старом городе, шумный базар. На обратном пути прогулка по цивилизованному и прохладному Стамбулу - Голубая мечеть, Собор Святой Софии, набережная.

Подробнее