25
Вечером потихоньку все стянулись к Славику домой. Тут мы будем пережидать ночь до отправления нашего поезда. Упаковка последних трансов, проверка наличия самых необходимых вещей.
Мы готовы. Ждем.
26
Быстро течет время, и вот уже мы едем на вокзал. Город спит. Около 4 часов утра.
Таможня подпускает к поезду за 10 минут до отправления. За это время в скоростном темпе успел полностью разгрузится и загрузится целый вагон. Дема, загружаясь в вагон, зацепил рюкзаком плафон от лампы на потолке. Проводница с ужасом кричала и охала - аккуратней не разломайте вагон.
Потом были проблемы с очисткой третьих полок от матрасов - проводница на нас обозлилась. Пришлось даже запихнуть матрасы под сиденья.
Что там ? - Матрас!
В гости зашел Глеб из соседнего вагона. А где-то в этом же поезде едут еще 27 человек москвичей во главе с идейным вдохновителем и руководителем экспедиции - Лешей Шелепиным. Все мы направляемся в одно и тоже место - система Каньон-Самохват и еще в добавок Ветерок.
27
Утром мы в Адлере. Быстро проходим таможню в Псоу, и вот мы в Абхазии. Москвичи не любят торговаться, и маршрутки обходятся нам дорого, но тут в игру вступает Дема, и до Дурипши нас довозит автобус за совсем небольшую цену. Долго ждем машину, которая может забросить нас дальше вверх.
Местный житель со своими волами |
Место, где мы ждем, находится на окраине деревни. Стоит шлагбаум с будкой, в которой сидит человек, который им управляет. Изредка мимо проезжают машины. Вот идет колоритный мужик, который ведет за собой пару волов груженых сеном. Проходят интересующиеся нами абхазы.
Машина приезжает. Предназначена для перевозки дров. У нее не то что бортов, а даже дна нет. Только рама над колесами. На машине едут только завернутые в баннер рюкзаки и трансы, люди идут пешком.
Водоросли на дереве |
Немного прогулявшись приходим к кошу с абхазами. Скоро подъезжает машина с нашими вещами. Не доехав до коша 100м, она съезжает в кювет и бортом полностью прижимается к земле. Разгружаем ее, и она самостоятельно выехав из такого затруднительного положения, едет вниз.
Машина интересная - есть только те части ее, которые непосредственно отвечают за передвижение. Не ни одной фары, лампочки и прочих ненужных вещей. Бензобак - это канистра в кабине. Масло в канистре примотанной к переднему бамперу машины. В кабине тоже нет ненужных приборов. Ведь назначение машины это просто перевозка грузов, все остальное - для удобства. Чем такая машина хуже навороченной новой?
Перетаскиваем вещи на место стоянки. Вторую ходку сделать не успеваем - солнце скрывается за хребтами.
28
На пеньке |
Красный закат |
С утра доносим наши вещи до лагеря и собираемся в дыру. Наша небольшая команда Женек, Дема, Глеб, Антон, Кирилл, Славик и я будем работать по началу в Ветерке. Идем с Глебом делать навеску до ПБЛ. Путь к дыре от лагеря лежит по узкому каньону, который завален снегом, что облегчает некоторые крутые подъемы. И все равно на некоторых уступах нужно делать навеску, без нее не выберешься и не спустишься. Провесив нужные места и оглядываясь по сторонам, в поисках пещеры, продвигаемся вперед. Случайно нахожу вход в трех метрах от земли. Сомнений в том, что это Ветерок не возникает. Воздух аж свистит в нешироком входе. Летом говорят видна струя пара.
Красивый каньон, все в снегу, свисают зеленые ветки высятся деревья. По сторонам крутые склоны.
По SRT в Ветерке не ходили. И вообще тут были последний раз примерно тринадцать лет назад. Колодцы камнепадные. Найти мест под спит очень тяжело - все отваливается. Помучавшись с навеской спускаемся в ПБЛ-ный зал. С потолка капает небольшой водопадик. В самом низу хорошие, сухие места под палатки. Осмотрев наше будущее место обитания, выходим наверх.
29
Сегодня мы уходим жить в ПБЛ. Собираемся и тащим кучу мешков вниз.
Иногда прижимаясь к стенке, пытаясь с ней слиться, слушаешь как свистит отделившийся от сыпучей стенки камень.
Благополучно прибыв в ПБЛ, ставим палатки, а Женек с Кириллом идут вниз за завал, делать навеску дальше, до дна.
30
Наш ПБЛ в пещере Ветерок |
Все вместе идем на дно. Несем перфоратор, гидры и прочие вещи весьма необходимые для дальнейшего углубления пещеры.
От ПБЛ на 74 метра по вертикали путь лежит сквозь разноглыбовый завал. Первопроходцы хорошо поработали разобрав такой сложный путь. Некоторые глыбы еле висят. В некоторых местах поставлены деревянные распорки, которые за большой промежуток времени практически сгнили и камни висят просто в воздухе. Большая часть завала это просто продвижение по вертикали среди камней.
В тридцатиметровом последней колодце скидываем камень, висящий над колодцем, и слушаем грохот. Мокровато, почти везде немного капает.
На дне надеваем гидры и изучаем узость, которую нужно пройти. Щель высотой в колодец. По дну течет вода. На несколько метров можно пролезть. Дальше нужно взрывать. Работаю там кувалдой и зубилом. Остальные расширяют перфоратором подходы. На взрывы приходится вылазить из узости - слишком близко. Но на дне колодца тоже особенно не спрячешься.
Поработав отведенное время, идем вверх и приходим в лагерь грязные и мокрые.
31
Большой зал в пещере Ветерок |
Антон с ведром. Пещера Ветерок |
Ночью пошел небольшой паводок. Мимо палаток стал журчать ручей.
Зал имеет спиралевидную форму, и камни образующие спираль висят над палатками.
Желающих работать сегодня особенно не было. С Кириллом и Славиком идем вниз.
В завале журчат ручьи, текут за шиворот, ликвидируя последние сухие пятна на изотермике. Медленно движемся, по ставшему еще более опасным, завалу. В колодце сильно льет. Спускаемся и быстро натягиваем на себя гидры - суше не станет, зато теплее будет. В ногах внутри гидры плещется вода.
Перфоратор у нас особенный. Собственно это не перфоратор, а дрель с режимом перфорирования. Оборотов много, да толку мало. К тому же еще попался твердый кремнистый известняк. Просто пробурить дырку - 30 минут.
Зато колется порода хорошо, после взрыва можно зубилом и кувалдой долго работать, да и самим взрывом откалывается здоровые пласты, иногда длинной до метра. Такие куски из забоя с большим трудом удается извлекать.
Рабочего времени мало - мы поздно вышли из лагеря. Делаем два взрыва и ползем в завал. Льет вода. Подмывает висящие камни.
1
Паводок усилился. Ручей возле палатки в раза три больше, чем вчера. А в начале тут вообще было сухо. Долго спим и наконец "первая" смена выходит в 12-30 из лагеря на работу.
Когда вернулась первая смена, идти второй уже не было смысла. Первая смена расширила еще пару метров. Расширения пока не видно.
2
Антон Глеб и я идем на рабочую смену, и выемку снаряжения . У нас осталось мало времени и нужно идти в другую пещеру Каньон. Кирилл должен подойти позже, помочь нести мешки.
"Рога". Пещера Ветерок |
Ледяной натек. Пещера Ветерок |
Залез в узость. Подолбил, пролез немного дальше. Забурил один заряд в очень неудобном месте. Лежа в луже, не видя места бурения и самой дрели, с трудом сделал дырку. Еще более сложно было забить. Но заряд не сработал. Видимо намок.
Собрали вещи и поволокли их наверх. Встретили Кирилла. Он проверил окно, которое никуда не привело, вымазался в грязи.
По завалу идти очень опасно. Глеба чуть не привалил камень килограмм на 50, которого коснулся Кирилл. Хорошо, что шли в притык друг за другом и придержали его, пока все не пройдут. Потом он с страшным грохотом полетел вниз. Может там уже в завале прохода то и нет? :)
Граница камня и льда. Пещера Ветерок |
3
Собираем ПБЛ. Женек выполняет роль радио - поет песни и рассказывает новости. Это у него неплохо получается. Идем вверх. В колодцах льет.
Вот впереди свет. Но погода на верху плохая. Льет дождь. Ноги месят мокрый снег. Холодно. Волоча мешки, идем в лагерь.
Узнаем новости. Работа в Самохвате идет, но прорыва не получилось. Немного продвинулись в перед. Порода рыхлая, плохо взрывается, приходится работать кувалдой и зубилом.
Сохли у костра под тентом из баннера. Жить на верху было тоскливо. Дождь, мокрый снег шел все время пока мы были внизу.
Верх первого колодца. Пещера Ветерок |
Облака над лесом |
К нам зашли в гости местные жители |
Табличка обозначающая дно Пещеры Каньон. Установлена харьковчанами в 1985г |
4
Туманный каньон |
Дно колодца-пещеры Каньон |
Сегодня хорошая погода. В гости заходят четверо абхазов с автоматами и ружьями. Они охотятся на кабанов.
Идем с Женьком навешивать Каньон. Вход большой. Тяга тоже. Задувает карбитку в колодце сечением 1,5x6 м. Просто потрясает.
Пробиваем под SRT. Каньон это практически один колодец - 270м. Есть две полки.
С первой удалось очистить камни. Вторую пришлось обвешивать. Стоя на второй полки сгребаю ногой камни вниз. Сначала ощущение, что я ничего не сгреб. Только потом становится страшно от звука падающих камней, хотя и стоишь сверху. Но слышно все отлично.
Знак |
Подсвеченное солнцем дерево |
Прохождение перил в пещере Самохват |
Разбитый баллон |
Брызги в колодце. Пещера Каньон |
Дно пещеры Каньон |
Телефонный провод |
Дно колодца в пещере Каньон. Вид cверху |
На дне табличка ХГУ 85 (Харьковский Государственный Университет). Было такое в истории нашего клуба.
На верх вышли поздно. Верхние 70м в колодце идет снег. Притом очень быстро - его всасывает тягой.
5
Подъем вверх. Пещера Каньон |
Вечереет |
Сегодня идем траверс Самохват - Каньон. Спуск по супер-SRT. Образец, как не надо делать навеску.
Самохват узкий и неприятный по сравнению с большим и суровым колодцем Каньона. Забираем несколько мешков из ПБЛ в Самохвате и идем в Каньон.
Быстро выходим наверх. Нас встречает хорошая погода.
Готовимся к завтрашней сброске.
6
Дошли до дороги. Вскоре подъехала машина, мы погрузились и поехали в Дурипш. Тут мы перегрузились в автобус и поехали к границе. Судя по всему нас чуть не ограбили местные жители, но все обошлось. Ночью на границе купили два транса с мандаринами.
Абхазский домик |
Камыши у Черного моря |
Ночуем в Географическом обществе в Мацесте. Перед сном пошли купаться.
7
Утром пошли гулять в Хосту. Обратно решили пойти с Демой пешком по берегу моря. Но наши рюкзаки уже увезли на вокзал и пришлось ехать обратно.
8
Едем в поезде. Скоро Харьков. Прощаемся и выходим. Нас встретили на машине родители Глеба. Дему отправили дальше, домой в Ивано-Франковск. Ему еще сутки ехать.
Соединение пещер Каньон, Самохват, Ветерок со снежной еще впереди. Но то, что они соединяются не вызывает сомнений. Мощная тяга, окрашивание, недалекое положение от зала Икс - все за это.
Вот так. Нужно только работать.
Ляховец Сергей,
Харьков, 2003