Польша 2003. Дорога в Крым



8

Поезд до Львова. Странно, обычно я еду не туда.

Из Харькова нас едет двое: Шантор и я. В вагоне у нас едет много солдат-ракетчиков, служащих по контракту. Их сержант долгое время травит всякие байки. После нескольких часов его болтовни я много узнал о жизни ракетных войск. Какой-то рядовой усомнился в способности Украины защищаться от ракетных атак противника. В ответ на это сержант в течении 40 минут перечислял, где и какие части противоракетной обороны у нас расположены, какое они имеют оборудование, что неработоспособно, а где стоит новое. Считал сколько ракет может быть одновременно ликвидировано в воздухе. С учетом 50% неработоспособности, оказалось 256 целей. Если в вагоне ехал вражеский шпион, то ему наверное лекция очень понравилась.


9

Львов встречает нас мрачноватой, пасмурной погодой. Срываются хлопья снега.

С трудом нашли где обменять гривны на польские злотые. Шантор, как лучше всех, из нас двоих, умеющий говорить на украинском, взялся узнать в кассе, когда будет маршрутка до польской границы.

С русским акцентом на украинско-русской смеси слов, с всякими заминками Шантор выяснил, нужную нам информацию. При этом, я чуть не лопнул от смеха, слушая его разговор.

Дождавшись нужной маршрутки, договариваемся с водителем. Шантор долго думая и подыскивая слова, на ломаном украинском рассказал, куда нам нужно. Водитель ответил примерно следующее: "Я довезу вас до границы, потом вы перейдете границу, там до Пшемысля доехать легко, а оттуда ходят рейсовые автобусы до Кракова - и вы дома!". Посмеявшись над тем, что нас приняли за поляков возвращающихся домой, загружаемся в маршрутку. С нами в маршрутке едет поляк с небольшим рюкзаком, он что-то невнятное говорит про автобус, но мы его не понимаем. Как оказалось потом, он говорил, что нужно быстро шевелиться, чтобы успеть на автобус. А мы это вовремя не поняли и на автобус опоздали.

Перед границей к нам подошла тетка и попросила пронести для нее за границу по бутылке водки и пачке сигарет. В Польше, как мы выяснили потом, цена на водку и сигареты намного больше, чем на Украине.


ПОЛЬША, Республика Польша (Rzeczpospolita Polska), государство в Европе, в бассейне Вислы и Одры, на севере омывается Балтийским м. 312,7 тыс. км2. Население 38,7 млн. человек (2000), св. 98% — поляки. Городское население 62,1% (1993). Официальный язык — польский. Верующие преимущественно католики. Административно-территориальное деление: 49 воеводств. Столица — Варшава. С 1989 глава государства — президент. Высший законодательный орган — двухпалатное Национальное собрание (сейм и сенат). Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность. На севере — Балтийская гряда, на юге и юго-востоке — Малопольская и Люблинская возвышенность, вдоль южной границы — Карпаты (высшая точка 2499 м, г. Рысы в Татрах) и Судеты. Климат умеренный с чертами континентального. Средние температуры января от -1 до -5 °С (в горах до -8 °С), июля 17-19 °С (в горах до 10 °С). Осадков на равнинах 500-600 мм, в горах местами св. 1000 мм в год. Густая речная сеть. Основные реки — Висла, Одра. Озера преимущественно на севере. Под лесом 27,6% территории. Национальные парки — Беловежский (в западной части Беловежской пущи), Татранский, Пенинский и др. Польша — индустриально-аграрная страна. Недавно вступила в Евросоюз. Денежная единица — злотый.




 

Пройдя границу и получив штамп о въезде, выходим на трассу и ловим машину. Через некоторое время останавливается пустой автобус до Пшемысля. Водитель наш земляк, когда-то жил в Харькове. Мы разговорились с водителем, и он подарил нам какую-то карту, непонятно чего. Судя по названиям это где-то у немцев. На автовокзале выясняется, что автобус на Краков уже ушел, следующий не скоро.

Идем на недалеко расположенный железнодорожный вокзал. В кассе узнаем цену билета на поезд - 38 злотых. Что-то многовато будет. Просим найти вариант подешевле. Потыкав кнопки, кассирша говорит цену 23 злотых. Это нам годится. Берем билеты и бежим на поезд - до отправления остаются буквально несколько минут. Поезд оказался странно выглядевшей электричкой. Показав проводнику билеты, и спросив, туда ли мы попали, заскакиваем в практически пустой вагон.

Электричка имеет как бы 1,5 этажа - внизу дверь с площадкой, а вверху сиденья. Двери открываются и закрываются проводником вручную. Выглядит это чудо интересно.

Через некоторое время у нас пересадка. Проводник пытается нам объяснить, что можно уехать сразу по прибытию, если не опоздаем и успеем впрыгнуть в следующий поезд. В целом польский язык довольно понятный, но детали иногда не понимаются. Как и в этом случае. На станции успели впрыгнуть в нужный поезд, только проводник из предыдущего поезда не говорил, что эта электричка повышенной комфортности, и нужно будет доплатить. Располагаемся в классом "купе" на шестерых, разбрасываем вещи. На сиденьях можно даже лежать.

До Кракова доехали быстро. На вокзале ищем Ваню и Дениса, которые приехали раньше из Львова. Мы с Шантором их никогда не видели. Ваня - инициатор нашей поездки сюда. Шантор только списывался с ним по Интернету, выясняя информацию про наш маршрут. Только он знает поляков, с которыми мы должны ехать.

Пройдясь по вокзалу и не найдя никого, похожего на них, останавливаемся. Я стою на рюкзаках, Шантор бежит искать выход в Интернет - кинуть сообщение Ване.

Прямо внутри вокзала свободно летают голуби. Бегают по полу, вылетают наружу.

Через некоторое время ко мне подходит Денис, и мы знакомимся. Ждем Шантора и идем в кафе, где они обосновались.

В 19-00 приезжают поляки и мы садимся обсуждать наши планы. Выясняется, что и поляки и киевляне собираются потратить на пещеру только пару дней. Мы с Шантором подвисаем в воздухе. Что будем делать оставшиеся дни - непонятно. Пещера, в которую мы пойдем, называется Велька Снежна (Большая Снежная), была открыта в 50-60 годах и имеет глубину -808м. Имеет несколько входов. Мы пойдем в нее не из самого высокорасположенного входа. Подтверждается информация о безумном плане штурма пещеры. Сначала набрать 1000 метров высоты по поверхности, потом по пещере 700 вниз, потом их же вверх и спуск 1000 метров. И все это за один выход. Будем надеяться, что ребята у них крепкие, и на дно мы попадем.

По Кракову идем пешком к месту, где у поляков стоят машины, на которых мы поедем дальше. У поляков принято ходить по городу с довольно большими рюкзаками. Это немного удивляет, так как кажется, что все вокруг туристы. Много людей проходит мимо, как будто едут в поход.

Собаки за решеткой

На машинах быстро доезжаем до поселка с интересным спелеологическим названием "Закопане". Там у поляков принято останавливаться в одном домике - приюте, в котором их спелеоклубу всегда сдают комнаты по специальной низкой цене в 15 злотых. Приют расположен не в самом городе, а в пригороде Кошцелиско. Дом классный - деревянный, четырехэтажный, красиво сделан и в нем приятно находится. Шикарная комната, столовая, с большим телевизором, душ и т.д. Прямо чувствуешь себя не очень уютно от всей роскоши. Тарелки, кастрюли, кружки, ложки - все есть. Зачем мы все с собой тащили ?

Завтра утром выход в пещеру. Киевляне выставили водку - у поляков она очень ценится, и они были очень обрадованы. И мы сидели за столом допоздна. Украинской части экспедиции подарили футболки с символикой их спелеоклуба AKG.

На кроватях было спать чересчур страшно - вдруг запачкаем - легли на полу в спальниках.


10-11

Вот такая она на разрезе, пещера Велька Снежна.

 


Солнце за туманом

Горный лес в тумане

Для того, чтобы попасть в горы тут нужно получить разрешение. Побродить просто так, как в Крыму, не получится. На машине мы подъехали к началу нашего пешеходного маршрута. Нас довольно большая толпа - 12 человек. Как мы будем идти в пещере непонятно.

Низкая облачность. Идем по тропе-дороге. Вокруг довольно чисто. Убирают наверно. Посторонних тропинок незаметно - видимо цивилизованные люди ходят только по дороге. Вокруг сосновый лес, рядом с дорогой течет ручей. Поперек дороги попадаются сделанные из дерева стоки для воды, чтобы дорогу не размывало. По дороге встречаем много людей, гуляющих с рюкзаками или без. Они просто выехали на несколько часов погулять.

Стена елок скрывает горы

Море облаков затопило Польшу. Торчат только горы

Через некоторое время вышли из тумана. Сквозь легкую пелену тумана просматривается гора, освещенная лучами солнца. Из тумана торчат верхушки елок. Открывается панорама хребта. Еще несколько длинных переходов с крутыми подъемами в некоторых местах, и натоптанная тропа теряется. Дальше идем по жесткому тонкому снежному насту. Местами довольно скользко. В одном месте пришлось даже провесить кусок веревки, чтобы подняться на заснеженный уступ.

Ель и вершина

Шантор идет в кедах. (Ну нет другой обуви, только сапоги еще.) Я в рваных сношенных ботинках, больше похожих на рваные кроссовки. Ноги жутко скользят. Все остальные в крутых ботинках, на нас косятся. Интересно, что про нас думают поляки?

Перекусы у поляков принято делать на каждом привале. Это нам кажется излишним - теряется слишком много времени. Такое впечатление, что они никуда не спешат.

Наконец после долгого подъема пришли к дыре. Начали одеваться. У всех новенькие красные комбезы, кроме, конечно, харьковской команды. У нас с Шантором сплошное рванье. У меня вообще латки в три слоя, исходного комбеза уже и не заметно. Со всех сторон висят разноцветные лохмотья-заплатки.

Вход пещеры неплохо дышит. Немного в глубине закрыт решеткой, которую жутко неудобно облазить - все завалено снегом. В нычку возле решетки запихали рюкзаки, и начали спускаться.

В пещере висит навеска. Судя по рассказам, навеску делали за неделю до нашего приезда, наверно специально для нас. Перфоратором насверлили дырок, под специальные стационарные крючья - засаживаются в дырку на клею и держат 5 тон. Держат то они 5 тонн, но засверлены бывают в всякую фигню, которая этих тонн не выдержит. Скажем пару слов о польском SRT. Навеска часто с одной точки. Да не то чтобы "часто" - мы с Шантором насчитали на всю пещеру всего 4-5 навесок с двух точек. Перестежки просто вызывают радость! Они очень большая редкость. Навеску больших колодцев принято делать одним пролетом. От водяных брызг не отводят, и т.д. О других всяких мелочах и вспоминать не хочется. У нас новички делают лучше.

Человек в пустоте. Пещера Велька Снежна

Перестежка через узел. Пещера Велька Снежна

Шантор спросил у одного из поляков:

- "Кто делал навеску ?"

Поляк с умным видом ответил:

- "Профессионалист!"

Но парни хорошие, просто с техникой хождения у них не очень.

Надо отметить что это не самый прогрессивный польский клуб - у других занимаются значительно серьезнее. И эта пещера исследовалась тоже не этим клубом. Вообще поляки с других клубов часто организуют серьезные экспедиции. Кстати Lamprechtsofen - это польское достижение, в Австрии серьезных спелеологов практически нет.

Но вернемся к пещере. Спуск по колодцам 50, 70, 100 м просто офигителен! Все провешено одним пролетом, спуск напоминает аттракцион. Веревка очень тяжелая, еле едет в спусковухе. Ближе к низу, за счет проскальзывания веревки в спусковухе, на небольшой промежуток времени, возникает свободное падение 2-3 м. Стена быстро летит перед глазами - взгляд не успевает сфокусироваться. Пружинит, как на резинке. Ощущения классные! А один колодец 100 м - здоровый сечение 20х20м, висишь на резинке, стены плохо видно и состояние невесомости иногда. Интересная развлекуха, где еще так повеселишься! Вот только когда вверх будем подниматься, метров 10 веревки выбрать нужно будет.

Дно стометрового колодца, провешенного одним пролетом, без перестежек. Пещера Велька Снежна

Языковых проблем, при общении с нашими коллегами не возникало. Если не понятно по-русски или по-польски переходим на ломаный английский. Там или понял или нет - недопониманий и разных толкований нет. Кстати к польскому очень близок украинский язык. Некоторые корни слов схожи, но произносятся с неправильными ударениями. Почему-то полякам легче понимать нас, чем наоборот. Несколько дней привыкания и практически все понятно.

Нас очень большая толпа, постоянно ждем. Очень медленно движемся. После долгого спуска приходим к каньону-трещине. По нему пробиты перила. За ним в сухом ответвлении есть место для ПБЛ. Только за водой ходить далеко, рядом ее нет.

Зашли в пещеру в 15-00 сейчас 23-00. Глубина где-то 500. Все что-то расслабились. Многие валяются дремлют, под лежащей тут кучей изофолии. Кушаем. Никто не спешит.

Ваня выяснял у поляков планы и рассказал нам, что пойдем мы двумя группами раздельно, что бы быстрей было. И еще что-то он не совсем понял.

Выход наружу

Шантор у входа в пещеру Велька Снежна

Мы собираемся и с первой группой под руководством Аши идем вверх из ПБЛ-а. Все вверх и вверх - где-то должна быть развилка вниз. Через некоторое время понимаем, что идем не туда. Аша - наш проводник убежала вперед. Ждем вторую группу. Через некоторое время приходит вторая группа. Выясняется, что никто вниз и не собирается. И вообще дальше навески нет и там "воды много". Тут и сказать нечего.

Попытались уговорить пойти вниз, но ничего не получилось. Самих нас не отпустили - они тут командуют. Пошли по меандру вверх, догонять Ашу. Придя к веревке полезли вверх. Не широко, но нормально. Было или не было такого места - не помню. Денис лезет дальше вверх, я помогаю пролезть Шантору. Шантор уже успешно преодолел узость, а Денис кричит сверху, что пути дальше нет, и спускается вниз. Лезет Шантор - тоже самое. Лезу я, смотрю, тут просто восходили. Куда-то мы не туда полезли. Слазим вниз, встречаем часть второй группы. По веревке оказывается можно было только приподняться пару метров или не использовать ее вообще. Нас сбил с толку впередиидущий поляк, который начал по веревке подниматься. Но хоть не так скучно стало!

Подсвеченный пучок травы

Татры

Скоро с Шантором догоняем Ашу. Уже глубокая ночь.

Стометровые пролеты очень долго подниматься - все ждут, мерзнут. Поляки большие колодцы называют "студни", потому, что в них холодно.

Когда вышли наверх уже было светло. Часы показывали 9-30 по польскому времени (-1 час по сравнению с Украиной). Светит солнце - тепло.
 

Ветви в свете

Река в темноте леса

К нашему жилью мы добираемся тоже группами, чтобы не ждать долго у входа. Нас ведут по новому пути - посмотреть достопримечательности. Идет тропа. В некоторых местах сделаны стационарные перила из цепи - дорога довольно скользкая. Там где почва не каменистая, тропа выложена камнями. Это чтобы грязь не месили. В тени склонов стоят белые елки в изморози.

Вот тропа подходит к дороге, а тут на машине минут десять до нашего домика.

Часть поляков сразу уезжает домой в Краков.

Из окна дома видны горы. Садится солнце.

Наконец-то можно поспать.


Несколько слов по-польски

Польский

Русский

Паровоз Трамвай
Вольно Свободно
Добре Хорошо, Понял
Гротолаз Спелеолог
Склеп Магазин
Самоход Машина


 

12

Утром прощаемся с оставшимися поляками - им тоже пора домой.

Думаем с Шантором, что нам делать. Спать в заповеднике в палатке - нельзя. Самим сунуться некуда. Решаем ехать обратно.

Вид из окна домика, где мы жили

Вершина вдалеке

Собираемся, и нашей украинской четверкой идем на трассу.

За 10 злотых на всех, мы добираемся на автобусе до Закопан. Билет до Кракова на автобус стоит 10 злотых с человека. Далее электричка до Денбицы, стоит 15 злотых. С Денбицы в Жешув едем на автобусе за 7 злотых. Потом на опять на электричке за 10 злотых до Пшемысля.

Дерево в изморози

На сегодня с Пшемысля до Львова есть только такси. Денис с Иваном едут до Львова по 25 злотых с человека. Мы с Шантором едем до границы по 2 злотых с человека.

А дальше мы решили ехать в Крым. А почему бы и нет?

Возле границы стоят колонны машин в три ряда. Долго ходили, спрашивали кто куда едет, но в нужную нам сторону никого не было. Шантору предлагали поехать в Краков. Но это уж слишком в другую сторону.

Уже где-то час ночи. Ходить от машины к машине надоело. В конце концов садимся в машину к поляку и он отвозит нас на территорию Украины в ближайшее село. Это не то, что мы хотели, но хоть что-то.

Идем в сторону Львова, присматривая место для ночевки. Вокруг село. Меня за ногу чуть не укусила какая-то большая украинская собака, выскочившая со двора. Ложимся спать в 2-15 прямо в канаве возле дороги. Доставать из рюкзака пену лень, да и без пены спать не очень холодно.


Список участников экспедиции в Польшу

Имя

Город

Страна

Marcin Krajewski Краков Польша
Tomek Baster Краков Польша
Asha Краков Польша
Pavel Komar Краков Польша
Norbert Краков Польша
Przemek Краков Польша
Artur* ? Польша
?* ? Польша
Иван Виршило Киев Украина
Денис Сергиенко Киев Украина
Шантор Червиц Харьков Украина
Ляховец Сергей Харьков Украина

*- они случайно пошли с нами, мы не знаем кто это такие.


13

Утром еле проснулись. Выходим на дорогу, и нас почти сразу забирает маршрутка до Львова - 5 гривен. Приезжаем на вокзал. Поезд на Харьков уже отправляется. В кассах покупаем билеты на поезд на Симферополь. До него еще целых минут 5.

Прыгаем в поезд и наше непрерывное движение продолжается.

В поезде опять подсел отряд солдат. Какие-то у нас в Украине глобальные передвижения войск.

Долго не можем решить куда пойдем в Крыму. Решаем отложить на потом, решение этого вопроса.


14

Жумар в грязи

В Симферополе встречаем Алика и идем к Пецелям, по дороге встречая Юру. Погостив у Пецелей, мы идем в гости к Яне, встречая у него Свислу. Он только сбросился с Ай-Петри. Искал экспедицию, которая работает на пещере Артура Григоряна, но так и не нашел. Там их много - человек 50. У него была холодная ночевка, без палатки, и теперь он тут отогревается. Немного позже к нам приходит Юлька.

Просидев в городе до вечера, решаем ехать на Ай-Петри. Садимся в автобус. За окном над вечерним Симферополем садится солнце. Еще одна пересадка и мы в нужном месте. Достаем наши фонарики и вперед.

Пару часов ходьбы и мы возле обычной стоянки на пещере. Но тут никого нет. Только в снегу протоптана тропа, уходящая за холм. Идем по ней и через некоторое время подходим к лагерю. Часть людей уже разъехалась, но многие еще тут. Экспедиция обладала большими человеческими и перфораторными ресурсами и проделала большой объем работ. Пещера пройдена еще дальше. Завтра пойдем - посмотрим.


15

Дырявый сапог уже не нужен

Трасса

С утра идем в пещеру Артура Григоряна - может еще и поработать успеем. Приходим к текущему дну. Кирилл показал на чем остановились. Дорогу дальше преградил небольшой, узкий полусифон. Помахав молотком, и найдя подходящую позу, мне удается просочиться еще на несколько метров дальше. Тут даже есть место, где можно покрутить головой и развернуться. А дальше без перфоратора не пролезешь. Эти метры обошлись дорогой ценой - дырка в новой гидре. Это была Генина гидра, и комбез с изотермиком кстати тоже его. Свои мы оставили в Симферополе - не думали, что успеем еще сходить в пещеру.



 

16

Ну а дальше сброска в Семеиз, автобус до Симферополя, и все остальное, как обычно.


17

С утра опять этот Харьков...

Ляховец Сергей, Харьков