8
Поезд до Львова. Странно, обычно я еду не туда.
Из Харькова нас едет двое: Шантор и я. В вагоне у нас едет много солдат-ракетчиков, служащих по контракту. Их сержант долгое время травит всякие байки. После нескольких часов его болтовни я много узнал о жизни ракетных войск. Какой-то рядовой усомнился в способности Украины защищаться от ракетных атак противника. В ответ на это сержант в течении 40 минут перечислял, где и какие части противоракетной обороны у нас расположены, какое они имеют оборудование, что неработоспособно, а где стоит новое. Считал сколько ракет может быть одновременно ликвидировано в воздухе. С учетом 50% неработоспособности, оказалось 256 целей. Если в вагоне ехал вражеский шпион, то ему наверное лекция очень понравилась.
9
Львов встречает нас мрачноватой, пасмурной погодой. Срываются хлопья снега.
С трудом нашли где обменять гривны на польские злотые. Шантор, как лучше всех, из нас двоих, умеющий говорить на украинском, взялся узнать в кассе, когда будет маршрутка до польской границы.
С русским акцентом на украинско-русской смеси слов, с всякими заминками Шантор выяснил, нужную нам информацию. При этом, я чуть не лопнул от смеха, слушая его разговор.
Дождавшись нужной маршрутки, договариваемся с водителем. Шантор долго думая и подыскивая слова, на ломаном украинском рассказал, куда нам нужно. Водитель ответил примерно следующее: "Я довезу вас до границы, потом вы перейдете границу, там до Пшемысля доехать легко, а оттуда ходят рейсовые автобусы до Кракова - и вы дома!". Посмеявшись над тем, что нас приняли за поляков возвращающихся домой, загружаемся в маршрутку. С нами в маршрутке едет поляк с небольшим рюкзаком, он что-то невнятное говорит про автобус, но мы его не понимаем. Как оказалось потом, он говорил, что нужно быстро шевелиться, чтобы успеть на автобус. А мы это вовремя не поняли и на автобус опоздали.
Перед границей к нам подошла тетка и попросила пронести для нее за границу по бутылке водки и пачке сигарет. В Польше, как мы выяснили потом, цена на водку и сигареты намного больше, чем на Украине.
ПОЛЬША, Республика Польша (Rzeczpospolita Polska), государство в Европе, в бассейне Вислы и Одры, на севере омывается Балтийским м. 312,7 тыс. км2. Население 38,7 млн. человек (2000), св. 98% — поляки. Городское население 62,1% (1993). Официальный язык — польский. Верующие преимущественно католики. Административно-территориальное деление: 49 воеводств. Столица — Варшава. С 1989 глава государства — президент. Высший законодательный орган — двухпалатное Национальное собрание (сейм и сенат). Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность. На севере — Балтийская гряда, на юге и юго-востоке — Малопольская и Люблинская возвышенность, вдоль южной границы — Карпаты (высшая точка 2499 м, г. Рысы в Татрах) и Судеты. Климат умеренный с чертами континентального. Средние температуры января от -1 до -5 °С (в горах до -8 °С), июля 17-19 °С (в горах до 10 °С). Осадков на равнинах 500-600 мм, в горах местами св. 1000 мм в год. Густая речная сеть. Основные реки — Висла, Одра. Озера преимущественно на севере. Под лесом 27,6% территории. Национальные парки — Беловежский (в западной части Беловежской пущи), Татранский, Пенинский и др. Польша — индустриально-аграрная страна. Недавно вступила в Евросоюз. Денежная единица — злотый. |
Пройдя границу и получив штамп о въезде, выходим на трассу и ловим машину. Через некоторое время останавливается пустой автобус до Пшемысля. Водитель наш земляк, когда-то жил в Харькове. Мы разговорились с водителем, и он подарил нам какую-то карту, непонятно чего. Судя по названиям это где-то у немцев. На автовокзале выясняется, что автобус на Краков уже ушел, следующий не скоро.
Идем на недалеко расположенный железнодорожный вокзал. В кассе узнаем цену билета на поезд - 38 злотых. Что-то многовато будет. Просим найти вариант подешевле. Потыкав кнопки, кассирша говорит цену 23 злотых. Это нам годится. Берем билеты и бежим на поезд - до отправления остаются буквально несколько минут. Поезд оказался странно выглядевшей электричкой. Показав проводнику билеты, и спросив, туда ли мы попали, заскакиваем в практически пустой вагон.
Электричка имеет как бы 1,5 этажа - внизу дверь с площадкой, а вверху сиденья. Двери открываются и закрываются проводником вручную. Выглядит это чудо интересно.
Через некоторое время у нас пересадка. Проводник пытается нам объяснить, что можно уехать сразу по прибытию, если не опоздаем и успеем впрыгнуть в следующий поезд. В целом польский язык довольно понятный, но детали иногда не понимаются. Как и в этом случае. На станции успели впрыгнуть в нужный поезд, только проводник из предыдущего поезда не говорил, что эта электричка повышенной комфортности, и нужно будет доплатить. Располагаемся в классом "купе" на шестерых, разбрасываем вещи. На сиденьях можно даже лежать.
До Кракова доехали быстро. На вокзале ищем Ваню и Дениса, которые приехали раньше из Львова. Мы с Шантором их никогда не видели. Ваня - инициатор нашей поездки сюда. Шантор только списывался с ним по Интернету, выясняя информацию про наш маршрут. Только он знает поляков, с которыми мы должны ехать.
Пройдясь по вокзалу и не найдя никого, похожего на них, останавливаемся. Я стою на рюкзаках, Шантор бежит искать выход в Интернет - кинуть сообщение Ване.
Прямо внутри вокзала свободно летают голуби. Бегают по полу, вылетают наружу.
Через некоторое время ко мне подходит Денис, и мы знакомимся. Ждем Шантора и идем в кафе, где они обосновались.
В 19-00 приезжают поляки и мы садимся обсуждать наши планы. Выясняется, что и поляки и киевляне собираются потратить на пещеру только пару дней. Мы с Шантором подвисаем в воздухе. Что будем делать оставшиеся дни - непонятно. Пещера, в которую мы пойдем, называется Велька Снежна (Большая Снежная), была открыта в 50-60 годах и имеет глубину -808м. Имеет несколько входов. Мы пойдем в нее не из самого высокорасположенного входа. Подтверждается информация о безумном плане штурма пещеры. Сначала набрать 1000 метров высоты по поверхности, потом по пещере 700 вниз, потом их же вверх и спуск 1000 метров. И все это за один выход. Будем надеяться, что ребята у них крепкие, и на дно мы попадем.
По Кракову идем пешком к месту, где у поляков стоят машины, на которых мы поедем дальше. У поляков принято ходить по городу с довольно большими рюкзаками. Это немного удивляет, так как кажется, что все вокруг туристы. Много людей проходит мимо, как будто едут в поход.
![]() Собаки за решеткой |
На машинах быстро доезжаем до поселка с интересным спелеологическим названием "Закопане". Там у поляков принято останавливаться в одном домике - приюте, в котором их спелеоклубу всегда сдают комнаты по специальной низкой цене в 15 злотых. Приют расположен не в самом городе, а в пригороде Кошцелиско. Дом классный - деревянный, четырехэтажный, красиво сделан и в нем приятно находится. Шикарная комната, столовая, с большим телевизором, душ и т.д. Прямо чувствуешь себя не очень уютно от всей роскоши. Тарелки, кастрюли, кружки, ложки - все есть. Зачем мы все с собой тащили ?
Завтра утром выход в пещеру. Киевляне выставили водку - у поляков она очень ценится, и они были очень обрадованы. И мы сидели за столом допоздна. Украинской части экспедиции подарили футболки с символикой их спелеоклуба AKG.
На кроватях было спать чересчур страшно - вдруг запачкаем - легли на полу в спальниках.
10-11
Вот такая она на разрезе, пещера Велька Снежна.
![]() Солнце за туманом |
![]() Горный лес в тумане |
Для того, чтобы попасть в горы тут нужно получить разрешение. Побродить просто так, как в Крыму, не получится. На машине мы подъехали к началу нашего пешеходного маршрута. Нас довольно большая толпа - 12 человек. Как мы будем идти в пещере непонятно.
Низкая облачность. Идем по тропе-дороге. Вокруг довольно чисто. Убирают наверно. Посторонних тропинок незаметно - видимо цивилизованные люди ходят только по дороге. Вокруг сосновый лес, рядом с дорогой течет ручей. Поперек дороги попадаются сделанные из дерева стоки для воды, чтобы дорогу не размывало. По дороге встречаем много людей, гуляющих с рюкзаками или без. Они просто выехали на несколько часов погулять.
![]() Стена елок скрывает горы |
![]() Море облаков затопило Польшу. Торчат только горы |
Через некоторое время вышли из тумана. Сквозь легкую пелену тумана просматривается гора, освещенная лучами солнца. Из тумана торчат верхушки елок. Открывается панорама хребта. Еще несколько длинных переходов с крутыми подъемами в некоторых местах, и натоптанная тропа теряется. Дальше идем по жесткому тонкому снежному насту. Местами довольно скользко. В одном месте пришлось даже провесить кусок веревки, чтобы подняться на заснеженный уступ.
![]() Ель и вершина |
Шантор идет в кедах. (Ну нет другой обуви, только сапоги еще.) Я в рваных сношенных ботинках, больше похожих на рваные кроссовки. Ноги жутко скользят. Все остальные в крутых ботинках, на нас косятся. Интересно, что про нас думают поляки?
Перекусы у поляков принято делать на каждом привале. Это нам кажется излишним - теряется слишком много времени. Такое впечатление, что они никуда не спешат.
Наконец после долгого подъема пришли к дыре. Начали одеваться. У всех новенькие красные комбезы, кроме, конечно, харьковской команды. У нас с Шантором сплошное рванье. У меня вообще латки в три слоя, исходного комбеза уже и не заметно. Со всех сторон висят разноцветные лохмотья-заплатки.
Вход пещеры неплохо дышит. Немного в глубине закрыт решеткой, которую жутко неудобно облазить - все завалено снегом. В нычку возле решетки запихали рюкзаки, и начали спускаться.
В пещере висит навеска. Судя по рассказам, навеску делали за неделю до нашего приезда, наверно специально для нас. Перфоратором насверлили дырок, под специальные стационарные крючья - засаживаются в дырку на клею и держат 5 тон. Держат то они 5 тонн, но засверлены бывают в всякую фигню, которая этих тонн не выдержит. Скажем пару слов о польском SRT. Навеска часто с одной точки. Да не то чтобы "часто" - мы с Шантором насчитали на всю пещеру всего 4-5 навесок с двух точек. Перестежки просто вызывают радость! Они очень большая редкость. Навеску больших колодцев принято делать одним пролетом. От водяных брызг не отводят, и т.д. О других всяких мелочах и вспоминать не хочется. У нас новички делают лучше.
![]() Человек в пустоте. Пещера Велька Снежна |
![]() Перестежка через узел. Пещера Велька Снежна |
Шантор спросил у одного из поляков:
- "Кто делал навеску ?"
Поляк с умным видом ответил:
- "Профессионалист!"
Но парни хорошие, просто с техникой хождения у них не очень.
Надо отметить что это не самый прогрессивный польский клуб - у других занимаются значительно серьезнее. И эта пещера исследовалась тоже не этим клубом. Вообще поляки с других клубов часто организуют серьезные экспедиции. Кстати Lamprechtsofen - это польское достижение, в Австрии серьезных спелеологов практически нет.
Но вернемся к пещере. Спуск по колодцам 50, 70, 100 м просто офигителен! Все провешено одним пролетом, спуск напоминает аттракцион. Веревка очень тяжелая, еле едет в спусковухе. Ближе к низу, за счет проскальзывания веревки в спусковухе, на небольшой промежуток времени, возникает свободное падение 2-3 м. Стена быстро летит перед глазами - взгляд не успевает сфокусироваться. Пружинит, как на резинке. Ощущения классные! А один колодец 100 м - здоровый сечение 20х20м, висишь на резинке, стены плохо видно и состояние невесомости иногда. Интересная развлекуха, где еще так повеселишься! Вот только когда вверх будем подниматься, метров 10 веревки выбрать нужно будет.
![]() Дно стометрового колодца, провешенного одним пролетом, без перестежек. Пещера Велька Снежна |
Языковых проблем, при общении с нашими коллегами не возникало. Если не понятно по-русски или по-польски переходим на ломаный английский. Там или понял или нет - недопониманий и разных толкований нет. Кстати к польскому очень близок украинский язык. Некоторые корни слов схожи, но произносятся с неправильными ударениями. Почему-то полякам легче понимать нас, чем наоборот. Несколько дней привыкания и практически все понятно.
Нас очень большая толпа, постоянно ждем. Очень медленно движемся. После долгого спуска приходим к каньону-трещине. По нему пробиты перила. За ним в сухом ответвлении есть место для ПБЛ. Только за водой ходить далеко, рядом ее нет.
Зашли в пещеру в 15-00 сейчас 23-00. Глубина где-то 500. Все что-то расслабились. Многие валяются дремлют, под лежащей тут кучей изофолии. Кушаем. Никто не спешит.
Ваня выяснял у поляков планы и рассказал нам, что пойдем мы двумя группами раздельно, что бы быстрей было. И еще что-то он не совсем понял.
![]() Выход наружу |
![]() Шантор у входа в пещеру Велька Снежна |
Мы собираемся и с первой группой под руководством Аши идем вверх из ПБЛ-а. Все вверх и вверх - где-то должна быть развилка вниз. Через некоторое время понимаем, что идем не туда. Аша - наш проводник убежала вперед. Ждем вторую группу. Через некоторое время приходит вторая группа. Выясняется, что никто вниз и не собирается. И вообще дальше навески нет и там "воды много". Тут и сказать нечего.
Попытались уговорить пойти вниз, но ничего не получилось. Самих нас не отпустили - они тут командуют. Пошли по меандру вверх, догонять Ашу. Придя к веревке полезли вверх. Не широко, но нормально. Было или не было такого места - не помню. Денис лезет дальше вверх, я помогаю пролезть Шантору. Шантор уже успешно преодолел узость, а Денис кричит сверху, что пути дальше нет, и спускается вниз. Лезет Шантор - тоже самое. Лезу я, смотрю, тут просто восходили. Куда-то мы не туда полезли. Слазим вниз, встречаем часть второй группы. По веревке оказывается можно было только приподняться пару метров или не использовать ее вообще. Нас сбил с толку впередиидущий поляк, который начал по веревке подниматься. Но хоть не так скучно стало!
![]() Подсвеченный пучок травы |
![]() Татры |
Скоро с Шантором догоняем Ашу. Уже глубокая ночь.
Стометровые пролеты очень долго подниматься - все ждут, мерзнут. Поляки большие колодцы называют "студни", потому, что в них холодно.
Когда вышли наверх уже было светло. Часы показывали 9-30
по польскому времени (-1 час по сравнению с Украиной). Светит солнце - тепло.
![]() Ветви в свете |
![]() Река в темноте леса |
К нашему жилью мы добираемся тоже группами, чтобы не ждать долго у входа. Нас ведут по новому пути - посмотреть достопримечательности. Идет тропа. В некоторых местах сделаны стационарные перила из цепи - дорога довольно скользкая. Там где почва не каменистая, тропа выложена камнями. Это чтобы грязь не месили. В тени склонов стоят белые елки в изморози.
Вот тропа подходит к дороге, а тут на машине минут десять до нашего домика.
Часть поляков сразу уезжает домой в Краков.
Из окна дома видны горы. Садится солнце.
Наконец-то можно поспать.
Несколько слов по-польски |
|
Польский |
Русский |
Паровоз | Трамвай |
Вольно | Свободно |
Добре | Хорошо, Понял |
Гротолаз | Спелеолог |
Склеп | Магазин |
Самоход | Машина |
12
Утром прощаемся с оставшимися поляками - им тоже пора домой.
Думаем с Шантором, что нам делать. Спать в заповеднике в палатке - нельзя. Самим сунуться некуда. Решаем ехать обратно.
![]() Вид из окна домика, где мы жили |
![]() Вершина вдалеке |
Собираемся, и нашей украинской четверкой идем на трассу.
За 10 злотых на всех, мы добираемся на автобусе до Закопан. Билет до Кракова на автобус стоит 10 злотых с человека. Далее электричка до Денбицы, стоит 15 злотых. С Денбицы в Жешув едем на автобусе за 7 злотых. Потом на опять на электричке за 10 злотых до Пшемысля.
![]() Дерево в изморози |
На сегодня с Пшемысля до Львова есть только такси. Денис с Иваном едут до Львова по 25 злотых с человека. Мы с Шантором едем до границы по 2 злотых с человека.
А дальше мы решили ехать в Крым. А почему бы и нет?
Возле границы стоят колонны машин в три ряда. Долго ходили, спрашивали кто куда едет, но в нужную нам сторону никого не было. Шантору предлагали поехать в Краков. Но это уж слишком в другую сторону.
Уже где-то час ночи. Ходить от машины к машине надоело. В конце концов садимся в машину к поляку и он отвозит нас на территорию Украины в ближайшее село. Это не то, что мы хотели, но хоть что-то.
Идем в сторону Львова, присматривая место для ночевки. Вокруг село. Меня за ногу чуть не укусила какая-то большая украинская собака, выскочившая со двора. Ложимся спать в 2-15 прямо в канаве возле дороги. Доставать из рюкзака пену лень, да и без пены спать не очень холодно.
Список участников экспедиции в Польшу | ||
Имя |
Город |
Страна |
Marcin Krajewski | Краков | Польша |
Tomek Baster | Краков | Польша |
Asha | Краков | Польша |
Pavel Komar | Краков | Польша |
Norbert | Краков | Польша |
Przemek | Краков | Польша |
Artur* | ? | Польша |
?* | ? | Польша |
Иван Виршило | Киев | Украина |
Денис Сергиенко | Киев | Украина |
Шантор Червиц | Харьков | Украина |
Ляховец Сергей | Харьков | Украина |
*- они случайно пошли с нами, мы не знаем кто это такие.
13
Утром еле проснулись. Выходим на дорогу, и нас почти сразу забирает маршрутка до Львова - 5 гривен. Приезжаем на вокзал. Поезд на Харьков уже отправляется. В кассах покупаем билеты на поезд на Симферополь. До него еще целых минут 5.
Прыгаем в поезд и наше непрерывное движение продолжается.
В поезде опять подсел отряд солдат. Какие-то у нас в Украине глобальные передвижения войск.
Долго не можем решить куда пойдем в Крыму. Решаем отложить на потом, решение этого вопроса.
14
![]() Жумар в грязи |
В Симферополе встречаем Алика и идем к Пецелям, по дороге встречая Юру. Погостив у Пецелей, мы идем в гости к Яне, встречая у него Свислу. Он только сбросился с Ай-Петри. Искал экспедицию, которая работает на пещере Артура Григоряна, но так и не нашел. Там их много - человек 50. У него была холодная ночевка, без палатки, и теперь он тут отогревается. Немного позже к нам приходит Юлька.
Просидев в городе до вечера, решаем ехать на Ай-Петри. Садимся в автобус. За окном над вечерним Симферополем садится солнце. Еще одна пересадка и мы в нужном месте. Достаем наши фонарики и вперед.
Пару часов ходьбы и мы возле обычной стоянки на пещере. Но тут никого нет. Только в снегу протоптана тропа, уходящая за холм. Идем по ней и через некоторое время подходим к лагерю. Часть людей уже разъехалась, но многие еще тут. Экспедиция обладала большими человеческими и перфораторными ресурсами и проделала большой объем работ. Пещера пройдена еще дальше. Завтра пойдем - посмотрим.
15
![]() Дырявый сапог уже не нужен |
![]() Трасса |
С утра идем в пещеру Артура Григоряна - может еще и поработать успеем. Приходим к текущему дну. Кирилл показал на чем остановились. Дорогу дальше преградил небольшой, узкий полусифон. Помахав молотком, и найдя подходящую позу, мне удается просочиться еще на несколько метров дальше. Тут даже есть место, где можно покрутить головой и развернуться. А дальше без перфоратора не пролезешь. Эти метры обошлись дорогой ценой - дырка в новой гидре. Это была Генина гидра, и комбез с изотермиком кстати тоже его. Свои мы оставили в Симферополе - не думали, что успеем еще сходить в пещеру.
16
Ну а дальше сброска в Семеиз, автобус до Симферополя, и все остальное, как обычно.
17
С утра опять этот Харьков...
Ляховец Сергей, Харьков