6 – 20 марта 2011
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13
Один из самых интересных пещерных храмов в Эллоре - храм Кайласанатха (Kailasanatha Temple, Cave 16).
Эллора (Ellora) - деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. В обрывистом базальтовом склоне тут находятся пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves), создание которых датируется примерно с 6 по 9 века нашей эры. Всего храмов 34 и посвящены они трем религиям: буддизму, индуизму и джайнизму. Такое многообразие религий, свидетельствует о религиозной терпимости, которая была отличительной чертой культуры древней Индии.
Все пещеры пронумерованы и сгруппированы по возрасту и религии.
Первые 12 пещер (Cave 1-12) - буддийские, старейшие в комплексе, датированные периодом с 500 по 750 год. Далее следуют индуистские (Cave 13-29), построенные с 600 по 870 год. Вскоре после этого периода местные правители перешли из индуизма в джайнизм, и последние пещеры, принадлежавшие джайнам (Cave 30-34), построены в период с 800 по 1000 год. Буддистские пещеры Эллоры украшены слабо. Индуистские пещеры Эллоры отличаются яркими и разнообразными мифологическими сценами индийской культуры. Все индусские сооружения группируются вокруг самого известного храма Кайлаш, олицетворяющего священную гору Тибета. Наиболее важной из пещер джайнов считается пещера номер 32.
Без специальной техники храм Кайласанатха высечен из огромной целой каменной глыбы.
По легенде, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает Бог Шива. Этот храм был построен в 13 веке по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов. По изначальной задумке Кайласанатха должен был стать своеобразными вратами между небесными и наземными храмами. На строительство ушло боле столетия - нужно было выдолбить около 400000 тонн скалы.
Храм Кайласанатха стоит как бы в колодце примерно 100 метров
в длину и 50 метров в ширину.
Фигуры львов и слонов (священных животных) опоясывают нижнюю часть цоколя в 8 метров.
Все стены украшены рельефами.
Колонны, поддерживающие тяжелый свод
В храмах множество эротических скульптур
Каждый из индусов относился к определенной варне (касте).
Сейчас это уже видимо не действует.
Брахманы. Верх кастовой иерархии образуют члены брахманских каст, составляющие от 5 до 10% населения. Сюда входят землевладельцы, деревенские писари, счетоводы, священнослужители. Брахманы заключают браки лишь в своем кругу. Брахманам не полагается выполнять некоторые тяжелые работы, к примеру нельзя пахать, но позволительно работать поварами или домашними слугами. Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. Часть брахманов не едят мясо. В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.
Кшатрии. Второй уровень занимают кшатрийские касты. Они включают помещиков. Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты, но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо. Они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.
Вайшьи. Третья категория "дваждырожденных" каст включает земледельцев, а также торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам. Как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
Шудры. Большинство аграрного населения входит в "чистые" касты шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, они могут играть определенную роль в решении социальных и политических вопросов. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст. Отдельные индивиды из "чистых" шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, внекастовые браки не разрешаются. Они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в высших кастах. Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит специализированный характер - касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом и также они могут заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой.
Дырка в стене храма
Стены сохранили еще следы краски
Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных
племен,
не включенных в общество завоевавших Индию ариев.
Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 18-19% населения Индии. Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов.
Если профессия требует физического прикосновения к клиенту (парикмахеры), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми. Членам каст неприкасаемых запрещается посещать дома "чистых" каст и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Сейчас практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.
Из какой он касты можно определить по цвету шерсти :)
Варны возникли примерно 2-3 тысячи лет тому назад и до сих пор в каком-то виде еще продолжают существовать. В сельской местности варны играют сравнительно более важную роль, чем в городах. Принадлежность человека к той или иной варне официально не играет никакой роли, хотя случаи дискриминации по этому признаку имеются.
Как и множество других осмотренных нами памятников,
пещеры Эллоры с1983 года причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию
Слабо верится, но говорят, что Индия не вторгалась ни в одну страну на протяжении вот уже 100000 лет
Барельеф Лорд Шива и Парвати
Храмы Эллоры открыты с рассвета до заката.
Выходной день вторник. У недалеко расположенных пещерных храмов Аджанты (Ajanta
Caves) выходной день понедельник,
в них нам попасть не удалось, хотя они вроде бы даже и интереснее, чем пещеры Эллоры.
Следующий наш поезд отправлялся с города Манмад (Manmad)
и мы с трудом нашли машину, чтобы до него доехать. Дорога плохая и лучше
ехать на джипе.
Школьница.
Интересно, что алгебра, тригонометрия и исчисление - науки изобретенные в Индии. Десятичная система счисления была создана создана в Индии в 100 году до н.э. Самый первый в мире университет был основан в Такшиле в 700 году до н.э. Более 10 тыс. студентов со всех концов света изучали более 60 предметов. Университет Наланда, построенный в 4 веке, стал одним из крупнейших достижений древней Индии в системе образования.
Автостанция в грязном Джабалпуре (Jabalpur, Шанскардхани).
Утром мусор подметают и сжигают прямо возле автобусов.
Джабалпур - город в индийском штате Мадхья-Прадеш, административный
центр округа Джабалпур.
Находится в географическом центре Индии.
Транспорт Индии развит хорошо.
Все ходит довольно часто и уехать можно быстро.
Индийские поезда - это особый разговор. Одна из ярких достопримечательностей в нашей поездке. Билетов толком не купишь, реально можно только заплатить деньги и встать в лист ожидания. Наверно месяца за два до отправления купить билет можно. Если заплатить за лист ожидания, только перед отправлением узнаешь: поедешь или нет. Список счастливых пассажиров вывешивается возле двери вагона. Но повезет не всем - некоторым придется спать вдвоем на одной полке. Деньги конечно списываются за обоих. И даже если в поездке отказано, то возвращают меньше, чем заплатил. Такая вот лотерея получается. Так как желающих уехать много, то спят везде - в проходах, тамбурах и даже под дверью туалета. Вагоны правда довольно чистые - моют из брансбойта. Внешний мир придется наблюдать сквозь решетку на окне. Индийская железная дорога (Indian Railways) - самый большой работодатель в мире, тут работает более 1 млн. человек. Железная дорога осуществляет около 11000 перевозок ежедневно. В год перевозится до 6 миллиардов пассажиров и 350 миллионов тонн грузов. Никто из служащих не знает - как что работает, даже директор крупной станции. Такое впечатление, что управляет всем какой-то сверхразум, а люди только выполняют бессмысленные простые операции. Странно, но люди ездят практически без вещей и место для них особо не предусмотрено.
Индийская женщина с ребенком.
Средний возраст населения Индии составляет 24,9 лет.
Национальный парк Канха (Kanha National Park) - один из самых интересных парков в Индии.
Существует довольно много заповедников с тиграми, но этот отличается тем, что тут их можно увидеть более-менее регулярно. В 1930 годах эти земли являлись охотничьими угодьями британских офицеров. Но в 1950 годах произошло страшное событие, один из охотников уничтожил за один день тридцать тигров. После этого в 1955 года правительство объявило Канху национальным парком. Площадь парка 1940 км2. Это один из первых резерватов проекта "Тигр" в Индии. 940 км2 составляет ядро, доступ в который разрешен только служащим парка, остальную же территорию составляет буферная зона, по которой проложено множество дорог. В парк входят саванны, саловые леса, лиственные леса, холмы, плоскогорья, реки.
Лучшее время для посещения парка с апреля по июнь и с ноября по
январь.
С июля по средину ноября парк Канха закрывается из-за сезона муссонов.
В национальном парке Канха живет 22 вида млекопитающих.
Тут обитают индийский заяц, дикая индийская собака, полосатая пальмовая белка, лангур, шакал, дикая свинья, читал (пятнистый олень), олень топи, замбар, дикий кабан, гаур, гарна, леопард, медведей-губач, индийский волк, макак-резус, золотой шакал, четырехрогая антилопа, бенгальская лиса, выдра, медоед, малый индийский циветт, бизон, индийский серый мангуст, красный мангуст, полосатая гиена, джунглевая кошка, бенгальская кошка, индийский пятнистый оленек, канчиль, индийский дикобраз и т. д. Правда далеко не всех реально увидеть.
Купающийся в грязи олень
Индийский павлин (Pavo cristatus) - наиболее многочисленный вид павлинов.
Одомашнен человеком. Не подразделяется на подвиды, однако имеет целый ряд цветовых вариаций. Характерным признаком самца является сильное развитие верхних кроющих перьев, ошибочно принимаемых за хвост. Длина тела 100-125 см, хвоста 40-50 см, удлинённых, украшенных "глазками" перьев надхвостья 120-160 см. Самец весит около 4-х кг. Голова, шея и часть груди синие, спина зелёная, низ тела чёрный. Самка мельче, окрашена скромнее и лишена удлинённых перьев надхвостья. Широко распространен в Пакистане, Индии и Шри Ланке на высоте до 2000 м над уровнем моря, обитает в джунглях и лесистых местностях, на культивируемых землях и вблизи деревень, предпочитая заросли кустарников, лесные вырубки и берега рек. Продолжительность жизни - около 20 лет.
Походить пешком нельзя, все можно смотреть только из джипа.
Ездить приходится по многочисленным пыльным дорогам.
Машин с туристами довольно много.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13