5 августа – 7 сентября 2015
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12
Прошли интересный, автономный маршрут по Восточному, Центральному и Западному Кодару протяженностью 254,4 км за 24 дня. Маршрут проложен логично, захватывая все интересные достопримечательности этого района. Стартовали возле Апсатского месторождения угля, вышли в поселок Чара. По дороге также посмотрели Иркутск, озеро Байкал, БАМ, Красноярск, Красноярские столбы и другие интересные места.
Разные части хребта Кодар различаются довольно сильно и имеют свои особенности. Восточный Кодар - это грандиозные осыпи, мир камней. Даже дно долин бывает выстлано живыми камнями. Перевалы посещаются довольно редко. Западный Кодар - труднопроходимые заросли, красивые горы из монолитных плит. Интересно, что по кедровому стланику часто легче идти, чем по кустам березы и ольхи. Западный Кодар очень интересное и слабопосещаемое место. Центральный Кодар - есть тропинки, поэтому долины проходятся проще, красивые скалы, ледники. Тут часто бывают туристы; одно из интересных мест - Мраморное ущелье расположено именно тут. Все части Кодара интересны и обязательны для посещения.
На самолете прилетели в Иркутск. День гуляем по городу, смотрим
различные достопримечательности.
Город находится в Восточной Сибири, на берегах реки Ангары в месте впадения притока
Иркута, от которого и пошло название города.
В 66-ти километрах на восток находится озеро Байкал.
Символ Иркутска - Бабр (тигр) с соболем в зубах.
Бронзовая фигура установлена в районе исторического 130 квартала.
Иркутск основан как острог в 1661 году. В пожаре 1879 года
был сильно разрушен.
Исторический центр Иркутска внесён в предварительный список Всемирного наследия
ЮНЕСКО.
Дом купцов Шастиных - "кружевной дом" находится на улице Фридриха
Энгельса 21.
Дом построен в конце 19 века в стиле pусского баpокко.
Основная часть украшений появилась в 1907 году, когда в домовладение вступил А.
И. Шастин.
Уникальная резьба в кружевном доме
Старые дома понемногу уходят в землю.
Часто окна находятся уже на уровне земли.
Спасская церковь находится на Нижней набережной.
Это одно из первых каменных сооружений Иркутска.
Собор Богоявления был основан в 1693 году
Плывем на "Комете" по озеру Байкал из Иркутска в Северобайкальск.
Один из наших рюкзаков с нами не прилетел и пришлось забирать его из аэропорта прямо
перед отправлением теплохода.
До 7-13 веков Прибайкалье населяли народ баргуты. Им на смену
с запада пришли буряты.
Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце 17 века.
Первым русским открывателем Байкала стал казак Курбат Иванов.
Плыть через Байкал более 600 км, занимает это 12 часов.
Ширина Байкала от 24 до 79 км. По площади Байкал занимает седьмое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии - 2100 км. Запасы воды в Байкале гигантские - 23615 км³ (19% мировых запасов озерной пресной воды). По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь соленому Каспийскому морю.
Озеро Байкал имеет тектоническое происхождение.
Байкал - самое глубокое озеро в мире. Максимальная глубина озера 1642 м была установлена в 1983 году Л. Г. Колотило и А. И. Сулимовым во время выполнения гидрографических работ. Средняя глубина 744,4 м превышает максимальные глубины многих очень глубоких озёр. Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м).
Из-за жаркой погоды, во многих местах Прибайкалья и Забайкалья
горят леса.
В воздухе висит гарь, видимость местами сильно ограничена.
В байкальской воде очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало количество органических примесей и много кислорода.
Чистота воды в Байкале поддерживается деятельностью эндемичного микроскопического рачка байкальской эпишуры (Epischura baicalensis), который потребляет органику, пропуская байкальскую воду через свой организм. Размер взрослого рачка около 1,5 мм. Он населяет всю толщу вод и формируя до 90% и более биомассы Байкала. Эпишура потребляет основную массу байкальских водорослей и является важным объектом питания байкальского омуля. В Байкале обитает около 2600 видов и подвидов водных животных, более половины которых являются эндемиками. Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский осётр, налим, таймень, щука и другие. Байкал уникален среди озёр тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки.
Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных
солей (96,7 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной.
Весной видимость в Байкале достигает 40 м.
Солнечная дорожка.
В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если всю воду, содержащуюся в Байкале, разделить на всех граждан
России, то на каждого придётся около 166,4 тыс. кубометров воды.
По оценкам исследователя озера Л. Г. Колотило, стоимость воды в озере составляет
236 триллионов долларов.
Солнце за слоем гари
Надпись в Северобайкальске.
"БАМ - дорога в будущее Северного Забайкалья".
Железнодорожная станция в Северобайкальске.
Северобайкальск - самый большой город на берегу Байкала.
Все пути забиты грузовыми составами.
Пишут, что БАМ не справляется с транспортировкой грузов, нужно увеличение пропускной
способности магистрали.
Все вокзалы на БАМе не большие, но очень аккуратные, больше похожие на аэропорты.
Северобайкальск основан как одна из основных точек БАМа.
Здания города рассчитаны на сейсмичность 9 баллов и стоят на вечномёрзлых грунтах. Фасады отличаются ломаной формой, которая обеспечивает повышенную сейсмоустойчивость. Два дома образуют несомкнутое кольцо, внутри которого находится двор, защищённый от сквозного продувания ветрами.
Едем в поезде по БАМу из Северобайкальска в Новую Чару
Впереди западный портал Северомуйского туннеля.
Железнодорожный туннель проходит через Северо-Муйский хребет в Бурятии. Протяженность туннеля 15343 метров, это самый длинный железнодорожный туннель в России. Строительство Северомуйского тоннеля продолжалось с перерывами 26 лет, это один из самых сложных участков БАМа. Подготовительные работы начаты в 1975 году, горнопроходческие в 1977 году, открыт для поездов 5 декабря 2003 года.
До открытия Северомуйского тоннеля поезда следовали по обходной железнодорожной ветке, проложенной через перевал. Первый вариант обхода длиной 24,6 км был сооружён в 1982-1983 годах. При его строительстве допускались уклоны до 40 метров подъёма на километр расстояния (были места до 42-45). Максимальная скорость движения составляла до 15 км/ч. Из-за этого по нему могли следовать только грузовые поезда из нескольких вагонов, движение пассажирских поездов было запрещено. В 1985-1989 годах была построена новая обходная ветка длиной 64 км, состоящая из крутых серпантинов, с высокими виадуками и двумя петлевыми тоннелями. Путь был лавиноопасный и извилистый, с уклоном 18/1000 м, максимальная скорость до 55 км/ч, на подъёмах возникала необходимость подталкивания поезда. Первый вариант обхода уже разобран, а вот второй поддерживается в работоспособном состоянии.
Строительство Северомуйского туннеля осуществлялось с двух сторон, а также в обе стороны от вертикальных стволов диаметром 7,5 м, пробитых с вершины хребта (глубиной 302, 334 и 162 м). В строительстве участвовало до 4900 человек. Работы по сооружению тоннеля велись в крайне сложных геологических и гидрологических условиях, по трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома шириной от 5 до 900 метров. Приток воды из этих разломов доходил до нескольких сотен кубометров в час при гидростатическом давлении до 34 атмосфер. К тому же часто поступала вода повышенной температуры. Были обнаружены щели-разломы, в которых гранит был перетёрт в песок и насыщен водой. К тому же имело место перенапряжённое состояние пород. Набор условий такой сложности до строительства этого тоннеля нигде в мире не встречался. В туннеле была высокая концентрация радиоактивного газа радона, более чем в 2 раза выше нормы, что приводило к переоблучению работников.
Сбойка туннелей была осуществлена 30 марта 2001 года.
Отклонение между осями тоннелей составило всего не более 69 мм.
Общая длина горных выработок тоннеля составляет 45 км. Вдоль всей длины тоннеля проходит выработка меньшего диаметра, используемая для откачки воды, размещения инженерных систем и доставки технического персонала. Вентиляция обеспечивается тремя вертикальными шахтными стволами. Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда. Однопутный тоннель за сутки пропускает 14-16 составов.
При строительстве были применены новые для отрасли технологии - метод проходки с заморозкой термальных вод, метод разведки путём бурения горизонтальных скважин с отбором керна на 400 метров вперёд и другие. В июне 1982 года на строительстве Северомуйского тоннеля бригадой В. Р. Толстоухова установлен всесоюзный рекорд проходки - 171,5 метра в месяц. При строительстве самая большая авария произошла в 1979 году. Проходчики подошли к высоконапорному ангараканскому плывуну. Давление воды с песком взломало гранитную перемычку. Мощность потока была огромна - породопогрузочная машина весом более 20 тонн была передвинута на расстояние около 300 метров.
Остановок на БАМе мало, но они длинные даже в маленьких поселках.
Во время такой остановки нам удалось побыть на праздновании дня города в Таксимо.
Вокзал, как правило, это центр города, так что ходить далеко не нужно было.
Обхождение пропускного пункта в рудник по каньону реки Быйики.
В Новую Чару приехали ночью, ночевали на отмели рядом протекающей реки. Утром заказали обычное такси (джип) к Апсатскому месторождению каменного угля, туда идет довольно хорошая дорога. По телефону зарегистрироваться в ПСС не получилось, помог водитель, вернее его жена, которая сходила в музей (место расположения ПСС) и поставила нас на учет (данные по почте были отправлены заранее). За это ему большое спасибо! Следующая сложность нас ждала при проезде через территорию месторождения. Без разрешения нас не захотели пропускать. Разрешение можно получить только в Новой Чаре у начальника охраны, которого в выходные конечно было не достать. Новые правила появились недавно, два года назад, когда месторождение перешло в частные руки. Судя по всему местные жители недовольны различными последствиями этого события. Самым простым местом обхода пропускного пункта оказался каньон реки Быйики.
Не доезжая 800 м до поста, пошли по руслу речки Быйики, и потом по каньону. Воды сейчас мало, дождей нет. Когда будут дожди тут, вероятно, не пройти. Несколько раз приходится переходить речку, стены чем дальше, тем круче. Глубина до 60 см, течение местами довольно сильное (1,5 м/с), можно придерживаться за стены. Перед мостом сильное сужение, дальше глубоко и бурно. По крутой неприятной осыпи выкарабкиваемся вверх на дорогу. Грузовики ездят, но не очень часто - можно проскользнуть незамеченным. Переходим мост (который находится над самой узкой частью каньона) и опять спускаемся к реке по каменистой крутой осыпи. Идем по остаткам дороги и по руслу. На другой стороне много новых домиков, видно рабочих, но они нами не интересуются.
Таежный лес на склонах долины реки Быйики
Табличка возле места нашей первой ночевки.
В 2012 году, при разведке месторождения тут бурили геологи.
Апсатское угольное месторождение было открыто в 1949 году случайно,
при поиске в этих краях урана.
Ресурсы каменных углей коксующихся марок оценивались в 2,2 миллиарда тонн (это половина
всех ресурсов каменных углей Забайкалья).
Поднимаемся по притоку реки Быйики под перевал Геологов
К перевалу Геологов поднимаемся по огромной живой осыпи, сначала почти пологой, потом угол наклона плавно увеличивается
Таежные цветы
Из-за гари видимость около 1 км, дальше только контуры гор.
Даже ночью жарковато и душно.
Набор высоты от поляны до перевала Геологов чуть больше 400 м.
Тут и определились слабо подготовленные участники.
Логичного перевала нет - долины разделяет острый и пилообразный
гребень. Записки не нашли, сложили тур, положили свою.
Подъемы по другим кулуарам примерно аналогичны. Категория перевала Геологов (2295
м) соответствует 1Б, а не 1А. Возможно, это, конечно, не тот перевал.
Лагерь 2 под перевалом Геологов в верховьях притока реки Орто-Юрях.
Мы пришли слева (из-за гребня). Прямо виден какой-то простой перевал, возможно это
и есть перевал Геологов 1А,
который просто неправильно нарисован на карте.
Вокруг грандиозные осыпи Восточного Кодара.
Везде одни камни.
Подъем по реке Орто-Юрях
Траверс очередной осыпи.
На Кодаре практически все осыпи живые.
Группа на широком перевале Сурский (2085 м, 1Б)
Подъем на перевал Скрытый (2154 м, 1А).
Вечером нас полил ливень с громом, в общем-то это был чуть ли не единственный дождь
за поход.
Свое дело он сделал - видимость стала хорошей, дымка пропала.
Идем по дну довольно приятно-проходимой долины реки Быйики, есть голубика
Озеро в верховьях реки Быйики
Каскад между озерами
В верховьях реки Быйики есть несколько красивых озер
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12