13 февраля – 14 марта 2009
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14
На арендованном джипе накатали по Эфиопии и Джибути 6,5 тыс. км.
Это заняло у нас около месяца.
Район Хадар (Hadar).
Палеонтологические находки в долине нижнего течения
реки Аваш - одни из самых ценных на африканском континенте.
Тут был найден скелет Люси.
Вдоль трассы, связывающей столицы Эфиопии и Джибути, каждые 2-3 км видны упавшие под откос грузовики, сгоревшие топливовозы и другие мелкие машины. С Эритреей Эфиопия находится в состоянии холодной войны и поэтому эта трасса является основной магистралью связывающей Эфиопию с внешним миром. Движение тут плотное и не прекращается даже ночью.
Указатель на город Джибути.
По Джибути мы передвигались автостопом.
Республика Джибути это государство в северо-восточной части Африки. Граничит с Эритреей, Эфиопией, Сомали. Восточное побережье омывается водами Аденского залива Индийского океана. Длина береговой линии 350 км. Столица - город Джибути (547,1 тыс. чел. - 2003). Территория 23,2 тыс. км2. Население 712 тыс. чел. (2004). Городское население -70%, сельское - 30%. Национальный праздник 27 июня - День независимости (1977).
Флорав основном пустынная и полупустынная (злаковые, разнообразные акации).
В некоторых горных местах возле побережья растет можжевельник, оливковое дерево, самшит, туя, фикус драцена и другие, в долинах - финиковая пальма и пальма дум. На побережье и островах сохранились мангровые леса. Обитают антилопы куду и сасса, бородавочники, гиены, дикие кошки, мангусты, медоеды, морские черепахи, обезьяны, сахарские лисицы, шакалы, пресмыкающиеся (в т.ч. вараны, кобры и питоны). В прибрежных водах изобилие рыбы, крабов и лангустов. Обитает около 240 видов птиц, в том числе редкие виды страусов.
В этих краях когда-то было поселение казаков.
Терский казачий атаман Ашинов в 1888-1889 годах пытался основать к северу от нынешнего города Джибути поселение "Московская станица". С ним по частной инициативе поехало почти триста казаков с мечтой об основании Русской колонии в этом важнейшем стратегическом пункте. Этим амбициозным геополитическим планам не суждено было сбыться из-за войн на юге России и недовольства Франции. С французского военного корабля в феврале 1889 года обстреляли казачий лагерь. Казакам пришлось покинуть эти места и вернуться на родину.
Каменная арка на берегу острова Маскали (Maskali island).
Джибути занимает стратегическое положение.
На территории Джибути с колониальных времен остается крупнейшая военная база Франции в Африке (2850 чел.). Джибути во время первой войны в Персидском заливе (1990-1991) использовалась в качестве операционной базы войск США. В начале 2000-х здесь размещен региональный антитеррористический центр (1500 солдат США).
Острова Маскали и Муша (Maskali, Moucha, Муча) находятся в заливе Таджура, в 30-45 минутах езды на катере от побережья. Острова окружены небольшим количеством коралловых рифов. Места довольно цивилизованные - на острове Муша есть даже отель, а приезжих туристов хватает на обоих островах.
Житель Джибути.
Средняя плотность населения 30 чел. на км2. Детская смертность 105,54 на 1000 новорожденных. 43% населения составляют дети до 14 лет. Жители, достигшие 65-летного возраста - 3%. Более 45% населения находится ниже черты бедности. Около 60% населения составляют сомалийские народы, 35% - афары, 5% - европейцы (большинство французов и итальянцев), арабы (в основном выходцы из Йемена), эфиопы и др. Более 100 тыс. джибутийцев ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Языки общения подавляющей части населения - афарский и язык сомали, хотя официальный язык французский и арабский. 94% населения Джибути - мусульмане суннитского направления. Ислам начал распространяться в 9 в. н.э. Христиане составляют 5%, около 1% джибутийцев исповедуют буддизм и индуизм. Представители некоторых народностей параллельно сохраняют приверженность традиционным верованиям.
Страна практически состоит только из города-порта Джибути.
Морской порт в городе Джибути открыт в 1888 году, в 2000 начато его расширение. Это транзитный пункт на международных путях из Европы и Средиземноморья в Восточную Африку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Морской торговый флот в 2004 году насчитывал 1 судно. В районе порта Джибути создана свободная экономическая зона.
В основе внешней политики - политика неприсоединения и нейтралитета.
Главный внешнеполитический партнер - Франция. Джибути содействует развитию сотрудничества между странами Африканского Рога. Дипломатические отношения между СССР и Джибути установлены 3 апреля 1978 года. 6 января 1992 года правительство Джибути признало РФ правопреемницей СССР. Подписаны соглашения о торговом и культурном сотрудничестве.
Пыльная буря над дорогой.
Транспортная сеть Джибути более развита в южных округах. Протяженность железных дорог (являются частью общей с Эфиопией ж/д) - 121 км. Общая протяженность автомобильных дорог - более 3,5 тыс. км (с твердым покрытием - 500 км). Насчитывается 13 аэропортов и взлетно-посадочных площадок. Международный аэропорт Амбули (в 6 км от столицы) является одним из самых крупных в Африке. Дорога асфальтирована, как и в Эфиопии, участками.
Черные поля лавы, бесконечные безжизненные равнины.
Это пейзажи Джибути.
Джибути находится в зоне непрекращающейся вулканической деятельности. Горные массивы чередуются с лавовыми плато, много потухших вулканов. На 60 км в сушу вдается Таджурский залив. Наивысшая точка - гора Муса-Али (2021 м). Полезные ископаемые - гипс, глина, известняк, каменная и поваренная соль, пемза, перлит и пуццолан. Есть геотермальные источники.
Джибути - одно из наименее экономически развитых государств мира. Основа хозяйства - аграрный сектор. Серьезный ущерб хозяйству наносят частые засухи. В структуре сельского хозяйства преобладает животноводство - разведение верблюдов, коз, крупного рогатого скота, овец и ослов. Земледелие развито слабо, площадь обрабатываемых земель 1%. Выращивают овощи (в основном помидоры), арбузы и дыни. Развивается рыболовство. Население занимается также охотой, добычей жемчуга, кораллов и морских губок.
Объем импорта значительно превышает объем экспорта: в 2002 импорт составил 665 млн. $, а экспорт - 155 млн. $. Основу импорта составляют прохладительные напитки, нефть и нефтепродукты, продукты питания, транспортное оборудование и химикаты. Главные партнеры по импорту: Саудовская Аравия, Эфиопия, Китай, Франция и Великобритания. Основные товары экспорта - кофе (транзит), реэкспорт, шкуры животных и выделанные кожи. Основные партнеры по экспорту - Сомали, Йемен и Эфиопия.
Джибути относительно малопосещаемая путешественниками страна
Соленый берег озера Ассаль (Lake Assal).
Озеро Ассаль расположено в центральной части Джибути, в пустыне Данакиль. Озеро имеет размеры 16х6 км и расположено на 153 м ниже уровня моря. Озеро Ассаль считается одним из самых соленых в мире (35%), и самой низкой точкой Африки.
На озере Ассаль добывают поваренную соль
Соленые воды
Местность тут тяжеловатая для выживания
Постоянный сильный ветер выплескивает соленую воду на берег,
которая высыхая, образует причудливые соленые образования
Солевой витраж.
Соль тут довольно чистая, на вкус никаких примесей не чувствуется,
можно сразу употреблять в пищу.
Соленые островки
Белая дорожка
Кристаллы поваренной соли
Озеро Ассаль окружено бездействующими вулканами и черными полями
застывшей лавы.
Озеро отделено от океана искореженным вулканическими силами перешейком.
На перешейке дует ураганный ветер - ходить можно только под углом.
Серьезная проблема Джибути безработица (среди молодежи достигает 60%). В Джибути остро стоит вопрос репатриации беженцев и нелегальных эмигрантов из Ирака, Йемена, Руанды, Сомали, Судана, Эритреи и Эфиопии.
Пустынные прилавки торговцев.
Туристов мы тут не видели, но видимо они тут бывают.
Нельзя не отметить, что Джибути по сравнению с Эфиопией довольно грязная страна и более развитая. Больше покупательная способность - больше мусора. Денежная единица - джибутийский франк, состоящий из 100 сантимов. Курс стабилен, обменять деньги вполне легально можно у теток на улице. 1 USD = 177 DJF.
Территория современной Джибути была заселена задолго до начала новой эры. В 3 веке до н. э. сюда проникли торговцы из Греции, Индии, Персии и Южной Аравии. В 9-14 веках территория Джибути была частью мусульманского государственного образования Ийфат. Турецко-португальское соперничество за контроль над Джибути закончилось победой Португалии в 14 веке, но в 17 веке власть опять захватили султанаты.
Франция предпринимала попытки закрепиться на побережье Аденского залива с 1850-х. В 1888 году на побережье французами основан морской порт Джибути. С 1896 года новая колония стала называться Французский Берег Сомали. Введение в эксплуатацию совместной джибутийско-эфиопской железной дороги превратило страну в важный военно-стратегический пункт в Индийском океане. Рост политической активности в колонии вынудил Францию в 1967 предоставить ей расширенную автономию, она получила также новое название - "Французская территория афаров и исса" (ФТАИ). 27 июня 1977 провозглашено независимое государство Республика Джибути.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14