13 февраля – 14 марта 2009
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14
Леса акации.
В этих районах много акаций, которые местные называют "каменное дерево".
Девушки племени каро.
Каро - самое малочисленное племя в Южной Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1500 чел. Их деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо. Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. В прошлом скотоводы, многие из них вынужденно занялись сельским хозяйством, так как многочисленные инфекции унесли большинство поголовья скота. Близкие по виду, языку и традициям к хамерам, каро считаются мастерами по разрисовке тел, особенно при подготовке к танцам и праздникам.
Хижина племени каро.
Разрисовка тел является не только художественным самовыражением,
но и преследует косметические и социальные цели.
Для рисунков на теле используются природные краски. Мел (былый), железную руда (красный), отложения охры (желтый), уголь (черный). Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека. Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Чуть ли не каждый день они наносят на тела новый узор. Каро носят за ушами розовые цветки произрастающего вблизи поселка дерева.
Навес от солнца позволяет работать жарким днем
Вход в квартиру.
Деревня Каро довольно спокойное место - можно не спеша все посмотреть и облазить.
Никто тебя не торопит и не дергает.
Таким образом женщины каро и других окружающих племен делают муку
Амбары для хранения зерновых
Воин племени каро.
Купить оружие в Эфиопии - не проблема. Повстанцы из соседнего
Судана готовы уступить "калашников" за 4 коровы.
Купить автомат в цивилизованной части Эфиопии правда официально не получится - нужно
разрешение.
Школа в деревне племени Каро.
Доску с надписями наверно в отсутствие туристов прячут - чтобы не дай бог не стерлась.
Долгое время в эфиопском образовании доминировала Эфиопская Православная церковь, пока в начале 20 века не был принят закон о светском образовании. Тем не менее долгое время хорошее образование было доступно лишь элите общества. Последнее время правительство пытается охватить как можно больше населения всех этнических групп Эфиопии образовательным процессом. Происходит притеснение коренных языков. В целом процесс образования в Эфиопии включает в себя обучение в течение 6 лет в начальной школе, 4 года в младших классах средней школы и 2 года в старших классах.
Вид из школы.
Ученический класс продувается легким ветерком.
Сельский учитель живет тут же в маленькой коморке.
Ходулочник (Himantopus himantopus, Black-winged Stilt, Himantopus himantopus).
Область распространения ходулочника весьма обширна. В большинстве случаев он распространен спорадично, пятнами. Проживает он у пресных, соленых и солоноватых озер с открытыми берегами. В таких местах ходулочник селится обычно колониями, устраиваясь преимущественно на сухом месте, на косах и отмелях. Если человек приблизился к гнезду, ходулочник начинает отводить. Он прихрамывает, хлопает крыльями или внезапно падает, словно у него переломилась нога, затем вскакивает, отбегает на несколько шагов и опять валится на землю. Кормятся ходулочники преимущественно мелкими насекомыми и их личинками, которых схватывают клювом, как пинцетом, с поверхности воды или же из неглубоких ее слоев. В воде ходулочники шагают неторопливо, высоко поднимая ноги при каждом шаге. Разыскивают добычу эти птицы также в иле и иногда собирают ее на суше.
Адениум (Adenium) запасает необходимую влагу в толстом стволе.
Семейство кутровых. Представители этого рода относятся к группе древовидных стеблевых суккулентов. В достигают до 10 метров в высоту. Адениум также называют Роза пустынь, за цветки похожие на цветки роз. Листья светло-зеленые, мясистые, сидят в воронках на концах ветвей. Цветки крупные, белые с розовой или красной бахромой, появляются зимой, часто на безлистных ветвях. Сок адениума ядовит во всех частях растения. Сок плодов используется как яд для стрел.
Цветок адениума.
В 1926 году Вавилов установил, что территория современной Эфиопии - родина твердой пшеницы, злака тэфф, масличного растения нуга, ложного банана, кофейного дерева, нескольких видов сорго, и многих других растений. Некоторые учёные считают, что земледелие в Абиссинии существует уже 8-10 тыс. лет, хотя доступные нам археологические и исторические источники говорят максимум об 1 тыс. лет до н.э.
Овощеводство и цветы - наиболее динамично развивающиеся сектора
экономики Эфиопии.
В 2002 году было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн
цветов.
Цветки адениума часто появляются на безлистных ветвях.
Кроме всяких экзотических растений тут растет и обычное кофе. И Эфиопия является его родиной. Здесь разработаны целые ритуалы, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе. Абиссинский пастух по имени Калди в 9-м веке обнаружил тут кофе. Легенда гласит следующее. Однажды он заметил, что его козы находятся в возбужденном состоянии после того как объели ярко красные ягоды на низкорослых деревьях. Пастух попробовал ягоды и пришел в восторг. Пастух подарил горстку ягод монаху ближайшего монастыря и рассказал об их необычном свойстве. "Работа дьявола!" воскликнул монах, и швырнул ягоды в огонь. В течение нескольких минут монастырь наполнился ароматом жарящихся бобов, что привлекло других монахов. Они вытащили бобы из огня и измельчили их, чтобы погасить тлеющие угольки. Старший монах приказал поместить зерна в кувшин и залить горячей водой, чтобы сохранить их аромат. Всю ночь монахи сидели вокруг очага, и пили ароматное варево, которое придавало им бодрость. С того дня они стали пить этот напиток, чтобы бодрствовать во время ночных молитв. Исследователи полагают, что первоначально эфиопские монахи, возможно, в течение многих столетий пережевывали ягоды как стимулятор прежде, чем стали варить горячий напиток.
Сегодня же кофе стало вторым в мире по популярности безалкогольным напитком после чая. Имя напитку дала эфиопская провинция Кафа, где деревья произрастают в диком виде. Некоторые исследователи утверждают, что кофе появилось в Йемене. Однако все соглашаются с тем, что кофе появилось в Эфиопии, оттуда попало в Йемен приблизительно 600 лет назад, и уже из Аравии начало свое распространение по всему миру. Кофе тут действительно отличается от того что продают у нас. В нем не чувствуется горечи, и оно довольно крепкое и вкусное.
Девушка хамер.
Девушки в племенах бывают весьма симпатичной наружности.
Фотография для жены
Колючее дерево
С телефонизацией в Эфиопии не очень.
Мобильник есть у одного из 90 чел. Связь работает в городах, вдоль трасы мобильник в основном не работает. ETC - единственный мобильный оператор Эфиопии. SIM карта стоит 399 быр. Звонки местные 0.30-1.25 быр. Международные - 11 быр. SMS- 4 быра. Для международных SMS и звонков должно быть много денег на счету.
Женщина арборе с ребенком.
В деревне Арборе (Эрборе, Arbore) живут представители народности
арборе, насчитывающей примерно 4,5 тыс. чел.
Кроме внешних отличий, они отличаются от других племен многочисленным разноцветными
бусами.
Некоторые носят вместо шапки половинку тыквы на голове -
становятся похожи на фрицев в касках
Мальчики племя арборе.
Многие детали общественного устройства и быта племен долины Омо стали известны лишь в последнее время. И скоро цивилизация поглотит эти края, и многие интересные традиции останутся в прошлом. А пока местные племена остаются хозяевами этой местности.
Арборенок.
Арборе это один из поселков, где спокойно и не спеша можно всех фотографировать
(за деньги конечно).
Новую дорогу построили, но дрова носят по старому.
В Эфиопии имеется 37 тыс. км автодорог (7 тыс. км асфальтированные). Светофоров нет, автомобили почти все 80-х годов. Итальянские, японские и советские. Состояние машин оставляет желать лучшего. За пределами городов ездят в основном джипы. В деревнях по проезжей части, игнорируя сигналы водителей, спокойно шествуют местные жители, ишаки, везущие канистры с питьевой водой и огромные вязанки хвороста. Их жизнь проходит на дороге. Они думают что дороги строят для них, а не для автомашин. В районе Консо, одна из коров на горной дороге испугалась нашей машины и прыгнула с обрыва.
Некоторые дороги были построены еще итальянцами в начале 20-го века. Сейчас по всей Эфиопии идет активное строительство дорог. Китайцы строят хорошо и быстро, местные компании воруют деньги, устраивают долгострои. Дороги строят короткими участками. Чтобы автомашины не ездили по недостроенной дороге, поперек нее, через каждые 100 метров, лежат камни. В район долины Омо прокладывают дорогу, строят мосты на местах бродов. Грунтовые дороги и обочины, как правило, очень пыльные. Не так давно движения ночью почти не было - плохое качество дорог и были часты разбои. Сейчас ночная машина не редкость.
Разноцветный базар в поселке Консо.
В этом районе народ очень богат. Говорят во время обмена старой
государственной валюты - талеров на нынешние быры,
только в этом районе увеличили срок обмена - деньги меняли мешками.
Каньон возле деревни Гесергио (Gesergio).
В 17 километрах от поселка Консо находится деревня Гесергио народности консо, которая расположена на краю глубокого ущелья. Вода в сезон дождей промыла в красном песчанике причудливые проходы и образовала башни различных форм и размеров. Эти красивые останцы известны под именем Нью-Йорк. В деревне можно купить разные красивые камешки, которые находят в этом районе. Дети в деревне очень агрессивны, протянутые за покупку деньги рвут на части несколько рук, продавцу не принадлежащие.
Красные песчаные башни и замки.
По легенде ущелье имеет сверхъестественное происхождение. В давние времена один местный вождь обнаружил, что ночью были украдены его церемониальные барабаны. Он просил богов очистить землю в том месте, где воры спрятали барабаны. По сей день молодых консо приводят сюда, чтобы напомнить о том, что богу не нравятся воры.
Острые останцы
Вместе с деревом, которое используется для построения хижин, молитвенных домов и заборов, консо широко используют камень. Камень используется для того, чтобы размолоть зерно, заточить ножи и копья. Из камня строят дамбы и защитные стены. Вокруг деревень возведены каменные стены, защищающие от скота, наводнений и злоумышленников. Консо - единственная культура, до сих пор использующая каменные орудия труда. Причем изготовлением каменных орудий труда занимаются в основном женщины.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14