13 февраля – 14 марта 2009
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14
В жаркое обеденное время все люди прячутся в густой тени дерева.
Интересно просто стоять и наблюдать, кто чем занимается, как надет, как общается.
Улица в поселке Кей Афар.
Название Кей Афер, переводится как "Красная земля".
Грозный воин.
Большинство кадров делал "скрытой камерой", фотографировал с уровня пояса.
Некоторые относятся негативно к фотографированию или просят денег.
Многие мужчины ходят в юбках.
Также среди мужчин принято ходить взявшись за руки.
Многие детали общественного устройства и быта племен долины Омо стали известны лишь
в последнее время.
Взгляд сверху. Девушка из племени бенна.
Интересно, как они носят на руке браслеты ?
Ведь они сильно пережимают руку и ухудшают кровообращение.
Для сельских жителей поход на базар - это возможность себя показать,
других посмотреть.
Для этого они идут пешком десятки километров от своих далеко расположенных деревень.
При просьбе белой девушки сфотографироваться,
грозное лицо воина расползается в улыбке до ушей
Коза на поводке, вместо собачки.
Ноги у некоторых жителей настолько худые, что кажется рука толще будет.
Выклянчивание денег из проходящих мимо машин.
Дети стоят вдоль дорог, и когда видят машину, быстро залазят на
ходули или просто танцуют
и потом быстро протягивают руку, надеясь получить от белого мистера немного его
богатства.
Каждый делает что умеет. В некоторых местах дети кричат "Хайланд!" - это название
местной бутылированной воды.
А получить они хотят просто пустую бутылку. Еще они хорошо умеют бегать за машинами
- будущие олимпийские чемпионы.
Общественный транспорт в долине Омо.
Мосты в некоторых местах еще не построили.
Маленькая деревенька в гористой местности недалеко от городка Джинка
Повешенные.
Европейский магазин в поселке Джинка (Jinka).
Джинка (Бако) - торговый и административный центр в Южной Эфиопии, расположен в холмистой местности. Бако - традиционное горное поселение, в то время как Джинка была основана в долине, где обустроена взлетно-посадочная полоса местного аэродрома. В Джинке работает Исследовательский центр по изучению народов нижней Омо. В 40 километрах к югу от Джинки расположен Национальный парк Маго, куда можно добраться по плохой грунтовой дороге.
Жители национального парка Маго.
Национальный парк Маго (Mago National Park) основан в 1979 году, находится примерно в 800 км к югу от Аддис-Абебы и имеет площадь 2162 км2. Парк делится рекой Маго (приток реки Омо) на две части. В парке дороги весьма плохие. На территории парка расположена савана, леса акации и болота. Самая низкая точка парка имеет высоту 400 м. над уровнем моря. К северу от реки Нери находятся горы с самой высокой точкой - гора Маго (2528 м). Юго-восточная часть парка пересечена многими маленькими потоками и реками. В парке весьма жарко. Офис парка расположен на берегу реки Нери в 26 километрах к юго-западу от города Джинка. Крупных животных увидеть тут не удалось, хотя наверно они есть. Основная достопримечательность парка Маго - племя Мурси. В этих местах нет централизованной власти. Решения принимают старейшины племени. Многие ходят с автоматами, которые заменили традиционные копья.
Женщина племени мурси (mursi, murzu).
Мурси насчитывается всего 5 -10 тыс. чел. Точно никто не знает, поскольку у мурси и других плёмён долины Омо нет ни паспортов, ни фамилий. Не считают они и свой возраст. Предки мурси ушли на восток от традиционных мест проживания и расселились на землях между реками Омо и Маго. Миграция Мурси проходила тремя волнами, связанными с засухами в бассейне реки Омо. При этом мурси вошли в конфликт с племенем Ари (Aari). Граница между ними была установлена в верхней Долине Маго. Каждое переселение начиналось с перемещения небольшой группы семей на относительно короткое расстояние на новое место на границе владений племени. Как только переселенцы обживались на новом месте, за ними следовали другие семьи. Переселение являлось реакцией на изменение условий жизни и стремлением найти и занять прохладную землю с прибрежным лесом и хорошо орошаемые поля для выпаса скота.
Мурси занимаются в основном сельским хозяйством и скотоводством. Сейчас мурси живут на территории, ограниченной на западе и юге рекой Омо, на востоке рекой Маго и на севере рекой Мара. Большую часть ее составляет вулканическая равнина, имеющая уклон с востока на запад. Над равниной доминирует цепь холмов, пересекающая ее по диагонали с юго-запада на северо-восток. Холмы формируют продолжение водораздела рек Омо и Маго и достигают высоты 1666 метров на куполообразной вершине Дара. Климат здесь засушливый, с небольшим количеством осадков, уменьшающимся с севера на юг от 800 мм до 400 мм в год. Большая часть осадков выпадает в два коротких дождливых периода, первый большой с марта по апрель, другой с октября по ноябрь. Вдоль берегов Омо (Warr на языке Мурси) мурси выращивают сорго, кукурузу. Собирают мед, иногда охотятся. После создания национального парка Маго их охотничьи территории значительно сократились. Уникальная черта мурси, отличающая их от других племен группы Сурма - глиняные диски, вставляемые в губы женщин и церемониальные дуэли на палках. Кулоны из клыков, которые носят мужчины мурси, являются признаком храбрости и статуса. Для большей привлекательности женщины носят тяжелые железные украшения.
Женщина мурси с ребенком.
В деревне мурси фотографировать скрытой камерой не получилось - они очень догадливые.
За несколько кадров меня чуть не разорвали. Пришлось фотографировать за деньги.
Правда число щелчков можно и больше одного было сделать.
Отличить мурси от других племен долины Омо можно по губным дискам. Женщины Мурси одни из немногих в мире, которые носят губные диски в качестве украшения. Название диска на мурси - "деби" (dhebi tugoin), на амхарском "шекла". Женщины сами изготавливают диски различной величины из глины или дерева. Диск может иметь различную форму от круглой до трапециевидной. Иногда в диске делают декоративные вырезы. Когда женщина-мурси достигает возраста порядка 20 лет, ей делают разрез между нижней губой и подбородком. Помимо деформированной нижней губы, у женщин-мурси нет передних нижних зубов - иначе тарелку не вставишь. В последующие годы разрез растёт до тех пор, пока туда не вставят диск 15 см в диаметре. Тогда губа достигает идеального состояния, так что её можно натянуть на голову. Встречаются и тарелки по 30 см. Диск несет символическую функцию. Чем больше диск, тем больше выкуп за невесту. Ценник невесты может доходить до 50 коров. Женщина должна носить диск постоянно, кроме сна и приема пищи. Также возможно вынимать диск, когда вокруг нет мужчин. Тарелку носить неудобно, так что большинство мурси не морочатся и ходят по Джинка и своим сёлам с губой, болтающейся ниже челюсти. В наши дни, под влиянием современного мира, все больше проникающего в традиционные уклады племен, многие девушки отказываются от губных тарелок, считая, этот обычай пережитком прошлого.
Существует несколько версий, почему женщины Мурси носят губные диски. Первая версия - обезображивание девушек, которое возникло в эпоху работорговли с тем, чтобы сделать женщин и девочек менее привлекательными для арабских работорговцев. Но сами мурси не подтверждают эту версию происхождения своих традиций, кроме того практика деформации нижней губы характерна не только для Африки. В некоторых племенах в Бразилии, например, мужчины носят в нижней губе подобные диски диаметром приблизительно шесть сантиметров. Вторая версия связана с верованиями Мурси. Они полагают, что злые духи овладевают человеком, забираясь к нему в рот. Таким образом, диски используются как профилактическая мера от злых духов. Третья версия состоит в том, что диск показывает социальный статус семьи молодой женщины, в частности определяя количество голов скота, которое ожидают за женщину в качестве приданого. Однако это опровергается тем фактом, что браки многих девочек были оговорены и размер колыма определен уже до того, как девушка прокалывает свою губу и начинает ее растягивать. Скорее всего, подобно другим формам художественного оформления тела, губная пластина женщины Мурси служит выражением социального взросления и репродуктивного потенциала.
У многих племен, в том числе и у мурси, популярна скарификация (нанесение шрамов).
Такое украшение служит отличительным признаком храброго воина (мужчинам не дозволено сделать себе шрамы, если они не убили хотя бы одного недоброжелателя). Для женщин приподнятая текстура кожи очень желанна и, считается, что мужчинам их приятнее трогать. Для скарификации используется камень, нож, крючок или лезвие. Потом в рану втирается пепел, едкий сок растений или даже личинки насекомых, вызывая небольшую инфекцию и вызывая рост поврежденной ткани. Когда рана заживает, выросший шрам приобретает желанную форму узелка на поверхности кожи. Из большого количества таких бугорков образуются узоры на теле. Выглядят вполне эффектно. Аналогичные узоры наносят на тело в бразильском племени Суйя (Suya).
Мурси исповедуют анимизм.
Мурси исповедуют собственную религию - анимизм (Animism). На латыни anima, animus - душа и дух соответственно. Анимизм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Они верят в души, которые живут не только в людях, но и в разнообразных вещах. У сурма-мурси довольно развитая и красочная мифология. Согласно ей, долина Омо - Райский сад, в который верховный бог Тамму спустил первую пару созданных им людей верхом на орле Тути. Эта пара явилась основателями народа дидинга - предка всех сурма. А расселение сурма по земле и разделение на племена произошло из-за семейной ссоры.
Единственная формально определенная лидерская роль в племени - роль Священника (komoru), который имеет важное религиозное и ритуальное значение. Священник служит посредником между племенем и Богом (tumwi), особенно когда угрожает засуха, вредители урожая или болезни. Политическое руководство племенем осуществляет мужчина, который достиг влияния за счет своих личных качеств и, прежде всего ораторского искусства. Известные как Ораторы (jalaba), эти мужчины вносят существенный вклад принятие решений на племенных собраниях или дебатах. Собрания могут созываться, чтобы обсудить, где взять скот во время засухи, как ответить на требование правительства и т.п.
Прически.
В ушах и на голове может висеть все что угодно - куски железа, ключи, браслеты от часов. В волосы могут быть вплетены кукурузные початки, моллюски, насекомые, кожа, консервные банки, плоды, хвосты и прочий материал, который легко найти в этих краях. У приграничных племен это уже превратилось в бутафорию для туристов. Некоторые рукой на голове держат огромные рога - смотрится по идиотски, но в момент попадания в деревню все довольно сильно ошарашивает, и не всегда получается понять что к чему. Понятно, что фотографировать будут самых заметных. Некоторые без прорезанной губы симулируют дырку - держит диск с помощью нитки, лишь бы их сфотографировали. Иногда из разодранной губы течет кровь.
Существует три специальных деревни, в которые разрешен доступ туристов. Это Make, Hyiaweha, Pile. В остальные просто не добраться - дорог нет. В туристических деревнях отобраны самые наглые. Дергают за руки, мешают смотреть, кричат "Ван фото - 5 быр!". Цену навязывает взятый гид на пару с местным вождем. Сами мурси хотят фотографироваться и за 2 быра (как и в остальных местах). Чем больше гидов - выше цены. Интересно пробраться туда без джипа, пешком.
Размер дисков у некоторых мурси впечатляет.
Иногда при неосторожном движении они выпадают.
Мурси обрабатывают землю и занимаются скотоводством. Продукты земледелия составляют более половины их рациона, в то время как скот служит источником молока и мяса. Кроме того, мясо составляет стратегический резерв племени на случай неурожая. В этом случае скот меняют на зерно у жителей горных районов. Главной агрокультурой является сорго, которое очень стойко к засухе. Также мурси выращивают кукурузу, бобы и горох. Из-за относительно небольшого количества скота, низкого и непредсказуемого количества осадков, а также ежегодного колебания уровня воды в реках Омо и Маго, мурси должны постоянно чередовать все свои занятия путем сложного цикла сезонных миграций. Мурси собирают два урожая в год: один - вдоль берегов двух постоянных рек, Омо и Маго, где ежегодные наводнения откладывают плодородный ил, и второй - в лесной области, в стороне от берегов рек, которая расчищается под посадки.
Большие дырки есть не только в губе, а и в ушах.
Свои уши мурси тоже модифицируют - их дырявят и растягивают.
В общем модницы везде одинаковы - отличаются только количественным фактором.
После посещения мурси осталось какое-то негативное впечатление.
Туризм очень сильно их портит, из-за лишнего быра они сделают что угодно.
Добывая быры ведут себя очень агрессивно, и успокаиваются только на время фотографирования,
когда им обещаны деньги.
Мурси проживают в одном из самых изолированных районов Эфиопии. Мурси разговаривают на своем языке. Язык несколько схож с амхарским. Язык Мурси один из родственных языков, на которых говорят в юго-западных эфиопских пограничных областях. Он классифицируется в пределах Восточной Суданской ветви Нило-Сахарской группы языков. До недавнего времени у мурси не было письменности. Сейчас мурси используют орфографию на основе амхарской и латинской письменности. Орфография на основе амхарского языка была разработана в 1987 году. Орфография на основе латыни разрабатывается в настоящее время сотрудниками университета Аддис-Абебы. Образовательный уровень очень низок.
Контуры мурси.
Территория племени Мурси разделена на пять частей (bhuranyoga). Эти части носят названия последовательно с севера на юг Baruba, Mugjo, Biogolokare, Ariholi и Gongulobibi. Очертить территорию каждого bhuranyoga невозможно. В пределах территории люди кочуют скоординированным способом, между участками, где выращивается урожай, и пастбищами. У мурси существуют очаги проживания, между которыми они кочуют, а не территориальные границы.
Подобно другим восточноафриканским скотоводческим племенам, мужчины мурси делятся на возрастные группы, и в течении жизни проходят через несколько таких групп. Замужние женщины относятся к той же возрастной группе, что их мужья. Становясь членом возрастной группы (teny), мужчина достигает полной социальной зрелости (hirimo), хотя это может произойти после того, как он достиг физической зрелости. Члены самой нижней возрастной группы называются rora, что переводится как "младшие взрослые". Когда формируется новая младшая группа, предыдущие rora становятся bara, или "старшими взрослыми", а предыдущие bara становятся karui, или "отставными взрослыми". Bara играют ведущую роль в жизни племени. Некоторых bara высоко ценят за их государственные качества и ораторские навыки. При этом никто не имеет права принимать решения от имени племени. Члены группы rora являются эквивалентом эфиопской полиции или армии. Они помогают bara обеспечивать безопасность людей и стад и улаживать внутренние конфликты в племени.
Коричневый козел.
Эфиопия - крупнейшая страна в Африке по поголовью скота, и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов крупного рогатого скота, 12 миллионов баранов и 10 миллионов коз.
Обычная скромная девушка мурси без нарядов.
Базар в поселке Джинка.
Деревянная телега.
Поселок Джинка - центр местной цивилизации.
Дровоносец
Мужчины племени мурси внешним видом не выделяются.
В отличии от своих женщин, выглядят более миролюбиво.
Церемониальный поединок (thagine) очень популярен среди мужчин мурси, особенно не состоящих в браке. Оружием в дуэли служит деревянный шест (donga), приблизительно два метра длиной, который вырублен из одного дерева рода Grewia (kalochi). На концах палок вырезано изображение фаллоса в качестве символа мужественности. При атаке шест держат обеими руками за самый конец, левой рукой выше правой. Цель дуэли - нанести удар противнику в любую часть тела, включая голову, чтобы свалить его. Каждый участник поединка надевает защитный комплект (tumoga), который одновременно является защитным и декоративным. Он включает плетеную защиту правой руки, защиту голени из кожи животных, кольца плетеного шнура сизаля, защищающего локти и колени, шкуру леопарда на тросе. Голова защищается хлопковой тканью. Маленькие щиты защищают руки и локти. Поединок контролируется одним или двумя судьями (kwethana).
Поединки на палках позволяют юношам добиваться положения в обществе. Поединок проводится с целью продемонстрировать силу и мужественность в бою с риском смерти. Если дуэлянт сознательно или по ошибке убивает своего соперника, то его ожидает серьезное наказание в виде высылки из деревни и конфискации собственности в пользу ближайших родственников покойного. В день поединка на специально подготовленной лесной поляне собирается множество зрителей, включая родственников дуэлянтов. Дуэлянты красят лица с намерением запугать противника. Держа конец палки обеими руками, дуэлянты начинают бить друг друга до тех пор, пока один из дуэлянтов не прекращает борьбу. В день церемонии в поединках может принять участие до сорока дуэлянтов. Каждый из них должен принять участие хотя бы в одном поединке. Победитель продолжает бороться с победителем другой пары и так до финала. Победителя финала несут на платформе из шестов к группе не состоящих в браке молодых девочек из клана его матери. Они расстилают на земле козьи кожи, чтобы усадить победителя и накрывают его хлопковой тканью, натянутой на шесты. Здесь прослеживается символика матери, защищающей ребенка от солнца. Этот обычай дал повод популярному заблуждению, что победитель поединка может выбрать себе жену из достигших брачного возраста девочек. Фактически же, существует строгий запрет на брак между мужчиной и женщиной из клана его матери. Дуэли длятся несколько дней, к ним тщательно готовятся в течении нескольких месяцев. Намечается время года, когда много пищи, чтобы участники смогли физически хорошо подготовиться. Церемония борьбы на палках проводится каждый год после сбора урожая.
Глубокие насечки на коже в форме подковы, которые воин мурси делает в верхней части руки, свидетельствуют о том, что он убил врага. Шрам на правой руке означает, что был убит мужчина, на левой - женщина. Наиболее выдающиеся воины, у которых не хватает места на руках, продолжают наносить насечки на бедрах.
Дети ходят вереницей, ловя свободную руку.
Ну и конечно хотят денег, называя тебя то мамой, то папой - кто что вспомнит.
Попадаются конечно и хорошие дети, но видимо большинство из них наблюдает иностранцев
издалека, а не пристает.
В Эфиопии удивляет огромное разнообразие причёсок
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14