Яркая Эфиопия и Джибути 2009 - Племена и вулканы Часть 2



Эфиопия, Джибути

Национальный парк Горы Бале, Пещеры Соф Омар, Озеро Аваса, Вулкан Эль Сод, Племена долины Омо, Национальный парк Маго, Национальный парк Нечисар, Озеро Чамо, Пустыня Данакиль, Соленое озеро Карум, Вулкан Далол, Вулкан Эрта Але. Коралловые острова Маскали, Муча (Индийский океан), Соленое озеро Ассаль, Соленое озеро Аббе.

13 февраля – 14 марта 2009

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14

 

Скелет растения или деревянная решетка

Скелет растения или деревянная решетка

 

Дорога на самую высокую точку гор Бале - вершину Туллу Димту (Tullu 
Deemtu, 4377 м).

Дорога на самую высокую точку гор Бале - вершину Туллу Димту (Tullu Deemtu, 4377 м).

Грунтовая дорога заходит на самую вершину к расположенному там ретранслятору. Рядом есть другие вершины, пониже и без дороги. Туллу Димту - вторая по высоте вершина в Эфиопии, после Рас Дашен (Ras Dashen, 4543 м), расположенной в Национальном парке Горы Симен (Simien Mountains National Park).

 

Дорога из поселка Гоба (Goba) на юг в поселок Доло-Мена (Dolo-Mena)

проходит через плато Санетти на высотах свыше 4000 м
и является одной из самых высоких всепогодных дорог Эфиопии

Дорога из поселка Гоба (Goba) на юг в поселок Доло-Мена (Dolo-Mena)
проходит через плато Санетти на высотах свыше 4000 м
и является одной из самых высоких всепогодных дорог Эфиопии

 

Необычные пейзажи гор Бале.
В этих местах еще 2000 лет назад все было покрыто льдом.

Необычные пейзажи гор Бале.
В этих местах еще 2000 лет назад все было покрыто льдом.

 

Эфиопский волк 
(Абиссинский волк, Красный шакал, Шакал Эфиопский, Эфиопская лисица, Semien Fox, 
European Red Fox).

Эфиопский волк
(Абиссинский волк, Красный шакал, Шакал Эфиопский, Эфиопская лисица, Semien Fox, European Red Fox).

Эфиопский волк - один из редчайших видов семейства собачьих. Его многочисленные названия - следствие долгого незнания происхождения и систематического положения этого животного. Недавние молекулярно-генетические исследования доказали, что эфиопский волк происходит от волка обыкновенного. Таким образом, эфиопский волк - единственный представитель волков в Африке южнее Сахары.

Эфиопский волк экологически очень специализирован, обитает только на безлесных территориях на высоте 3000 метров и выше, в зоне альпийских лугов; а ниже - в свойственном этому району Африки жарком климате - эти звери жить не могут. Около 95 % рациона этих хищников составляют грызуны. Изредка эфиопские волки ловят более крупных животных. Также могут выкапывать добычу из земляных нор, или изредка подбирают падаль. Случаи охоты на домашний скот чрезвычайно редки. Эфиопский волк активен в светлое время суток, то есть дневной хищник, что достаточно необычно для хищников этого рода. Из всех семи популяций только одна, в горах Бале, имеет больше 100 особей. Общая численность вида составляет примерно 600 взрослых особей. Наиболее мощные факторы, угрожающие существованию вида - очень узкий ареал, занятие подходящих для охоты территорий под сельское хозяйство, а так же болезни, которыми волки заражаются от домашних собак. В 1990 году эпидемия бешенства сократила наибольшую популяцию с 440 до менее 160 особей меньше чем за неделю. Эфиопский волк занесён в красную книгу. В неволе на 2003 год ни одной особи не содержалось. Местные жители из народа оромо, на территории которых обитает основная численность эфиопских волков, почти не проявляют в их сторону отрицательного отношения, убедившись, что это животное не представляет опасности для их скота.

Изгородь.

Изгородь.

Эфиопия делится на 11 автономных регионов (штатов), 8 из которых образованы по этническому принципу - Тыграй, Афар, Амхара, Оромия, Эфиопское Сомали, Бенишангуль-Гумуз, Гамбелла и Штат народов и народностей Юга. Статус федеральных территорий, приравненных к штатам, имеют три многонациональных городских района - Аддис-Абеба, Харар и Дыре-Дауа.

 

Убегающий бородавочник.
В национальном парке Бале проживает более двадцати видов крупных животных,
правда часть из них можно обнаружить только по следам.

Убегающий бородавочник.
В национальном парке Бале проживает более двадцати видов крупных животных,
правда часть из них можно обнаружить только по следам.

 

Антилопа Бушбок Менелика (Meneliks Bushbuck, Tragelaphus seriptus 
meneliki).

Антилопа Бушбок Менелика (Meneliks Bushbuck, Tragelaphus seriptus meneliki).

Местное имя антилопы на амхарском - Дукула (Dukula). Бушбок относится к тому же виду что и Ньяла Горная, Куду, Бонго. Антилопа отличается от них окраской и местами обитания. Рога бывают только у мужских особей и достигают в длину 35 см. Типичная поза, в которой можно увидеть этих антилоп - частично скрываясь за кустами они смотрят на тебя, навострив свои большие симпатичные уши.

 

Колючий плод паслена окаймленного (Solanum marginatum, White-margined 
Nightshade).
Такое колючее, а листья все же объедены животными.

Колючий плод паслена окаймленного (Solanum marginatum, White-margined Nightshade).
Такое колючее, а листья все же объедены животными.

Паслён - род растений из семейства Паслёновые, содержащий до 900 видов, встречающихся в тёплом и умеренном климате. Что интересно, род содержит  сельскохозяйственные культуры (картофель, баклажан, томат) и лекарственные растения.

 

Хагения абиссинская (Дерево козо, Hagenia Abyssinica).

Хагения абиссинская (Дерево козо, Hagenia Abyssinica).

Вечнозеленое дерево около 20 м в высоту. Произрастает в тропиках Восточной и Центральной Африки, на Килиманджаро и в Узамбарских горах. Свежие цветки козо - очень хорошее глистогонное средство. Благодаря дубильным веществам может употребляться и как желудочное средство, но используется редко. Легкое слабительное.

 

Обезьяны что-то ищут в дорожной пыли.
Часто они ведут себя приличней, чем местные дети.

Обезьяны что-то ищут в дорожной пыли.
Часто они ведут себя приличней, чем местные дети.

Название Эфиопия, как полагают некоторые ученые, произошло из древнегреческого языка, и означает "человек с обожжённым/загорелым (на солнце) лицом". Но греческая этимология оспаривается, так как в эфиопской "Книге Аксума" название Эфиопии производится от Итиописа, якобы сына Куша и внука библейского Хама, основавшего Аксум. В некоторых аксумских надписях 4 века уже употребляется термин "Эфиопия". В европейской культуре, в том числе в русском языке, Эфиопия была долгое время известна преимущественно как Абиссиния. Это название семитского происхождения и означало не-аксумских подданных аксумского царя.

 

Вдоль дороги видны многочисленные хижины-шалаши, окруженные кактусовыми 
изгородями

Вдоль дороги видны многочисленные хижины-шалаши, окруженные кактусовыми изгородями

 

Люди оромо, или галла (Oromo people, Oromoo, Oromoota, Galla).

Люди оромо, или галла (Oromo people, Oromoo, Oromoota, Galla).

Оромо - народ в Эфиопии и на севере Кении численностью более 25 млн. человек. Язык Оромо относится к кушитским языкам афроазийской языковой семьи. Более половины оромо являются мусульманами-суннитами, есть христиане. Также распространены традиционные верования и культы: анимизм, культ первопредка Оромо, пророка Абба Муда, небесного бога Уака, божеств земли. Люди оромо начали селиться на землях Эфиопии и северной Кении задолго до 16 века. Однако массовая миграция кочевников-скотоводов оромо из района Африканского Рога на территорию Эфиопии началась лишь в 20-х годах 16 века. В результате миграция оромо привела к тому, что культурная однородность этноса ослабла. Традиционные занятия оромо - пашенное и ручное земледелие, животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади и др.), скотоводство. Традиционное жилище - шатры и хижины из шкур. У мужчин традиционной одеждой являются штаны, туникообразная рубаха, украшенные вышивкой, шляпа. У женщин - кожаная юбка и плащ. У оромо широко применяется символика чисел. Уже в древности Оромо классифицировали окружающий их мир природы и мир людей и присваивали каждому виду явлений свое число, становившееся символом этого вида явлений и связывавшего его через систему чисел-символов с другими явлениями в единую стройную картину мира. Отправным пунктом их числовой символики стало тело самого человека.

 

Зимородок хохлатый или малахитовый (Malachite Kingfisher, Alcedo 
cristata).

Зимородок хохлатый или малахитовый (Malachite Kingfisher, Alcedo cristata).

Зимородок хохлатый широко распространен в Африке к югу от Сахары. Это маленькая птица длинной 13 см.
Основной цвет оперения металлически-синий. Питается рыбой.

 

Марабу (Marabou Stork, Leptoptilus crumeniferus).
Вид у них не особо симпатичный.

Марабу (Marabou Stork, Leptoptilus crumeniferus).
Вид у них не особо симпатичный.

Марабу - крупная тяжеловесная птица. Большая, лишенная перьев голова и огромный массивный клюв это отличительные черты этой птицы. Распространен в тропической Африке. У спокойно сидящей птицы клюв обычно лежит на своеобразной подушке, представляющей собой не покрытый перьями мясистый выступ шеи. Длина крыла 70 см, клюва - 30 см, вес 5-6 кг. Марабу также называют "адъютант" за военную походку. Свои огромные гнезда марабу устраивает на деревьях, иногда даже в поселках. Кормится марабу главным образом падалью, но при случае ест лягушек, ящериц, грызунов и насекомых, в частности саранчу. Часто эту птицу можно видеть парящей в воздухе, высматривающей вместе с грифами добычу. Своим мощным клювом марабу способен пробить шкуру погибшего животного, раздираемую после этого падальщиками.

 

Марабу на берегу озера Аваса (Lake Awasa).
Видимо нажрался рыбы.

Марабу на берегу озера Аваса (Lake Awasa).
Видимо нажрался рыбы.

Озеро Аваса - это одно из множества озер Эфиопии, расположенных вдоль Восточно-Африканской зоны разломов, которая разрезает страну на две части. Огромная трещина в далеком будущем отделит Восточную Африку от основного материка, и разлом превратится в пролив.

 

Желтоклювая цапля (Intermediate Egret, Yellow-billed, Ardea intermedia).

Желтоклювая цапля (Intermediate Egret, Yellow-billed, Ardea intermedia).

Встречается в Восточной Африке, тропической Южной Азии и Австралии. Часто гнездится в колониях совместно с другими цаплями, обычно в гнездах из веток на деревьях. Клюв цапли желтого цвета, ноги черного. Высота достигает 90 см. Питается рыбой, ракообразными, насекомыми.

 

Недалеко от озера Аваса находится городок Шашемэннэ (Shashemene) 
- культовое место растаманов.

Недалеко от озера Аваса находится городок Шашемэннэ (Shashemene) - культовое место растаманов.

Растаманами или растафари называют последователей Растафарианства - религиозно-политической доктрины, истоки которой уходят во времена правления царя Соломона. Как рассказывает Книга Мудрости "Кебра Нагаст", Менелик, сын Соломона и царицы Савской, привез благословение на африканскую землю. Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь и пророчества ямайского лидера движения "Назад в Африку" Маркуса Гарви, который говорил, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации чёрного царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году принц Рас Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи верят, что Селассие является потомком легендарного царя Соломона и царицы Савской, и почитают его как Бога - царя царей и мессию. Согласно растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым в наказание за грехи. Они должны жить под гнётом Вавилона - современной социально-политической системы в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в "рай на земле" - Эфиопию.

В 1948 году император Хайле Селассие подарил в окрестностях Шашемэннэ 500 гектар собственной земли переселенцам из Ямайки и других частей Карибского бассейна для их возвращения на историческую родину. Первые переселенцы прибыли в тот же год. Постоянные поселения были образованы в 1955 году. В 1969 году император пожаловал растаманам гражданство Эфиопии и другие привилегии.

Общемировое распространение это движение получило благодаря популяризации музыки регги. Растаманов легко узнать по цветам одежды - ярким и жизнерадостным. Причёска из пучков волос, сбитых в колтуны (дредлоки). Дреды символизируют - корни народов, которые уходят через глубину веков в Эфиопию, призывая всех детей Земли вернуться в Цартво Мира и Любви. На руках кольца, феньки, браслеты. Особенностями также является обрядовое курение марихуаны. Лист конопли, вопреки многим убеждениям многих людей, не является символом растаманов. Широкую известность город получил благодаря Бобу Марли - уроженцу Ямайки популярному исполнителю регги и растаману, умершему в 1981 году и похороненному на Ямайке. Марли оставил после себя большое число песен, а также огромное количество поклонников и последователей. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни".

 

Черный коршун (Black Kite, Milvus migrans).
Щурка Красная (Merops nubicus).

Черный коршун (Black Kite, Milvus migrans).
Щурка Красная (Merops nubicus).

Крупная птица с относительно узкими крыльями, отличимая от всех остальных хищников по вильчатому хвосту. Голос напоминает ржание жеребенка или свист помех при настройке радиоприемника. Черный коршун всеяден: моллюски, насекомые, рыба, земноводные и пресмыкающиеся, мелкие птицы, в особенности птенцы, зверьки и падаль. Для устройства гнезда нуждается в высоких деревьях и в воде, обитатели которой имеют большое значение в питании птенцов. Поэтому особенно охотно гнездится в поймах рек, вблизи озер и заливных лугов. Коршуны - перелетные птицы, зимующие в Африке и Южной Азии.

Щурка Касная имеет основной цвет оперения красный разных тонов. Только голова ее блестящая зеленая, перья надхвостья голубые, концы первостепенных и второстепенных маховых зеленые. Это африканская птица, которая гнездится в зоне северных саванн от Сенегала до Сомали. На зиму красная щурка перелетает в полосу тропических лесов. Наиболее охотно эти щурки держатся в открытой саванне, по возможности недалеко от воды. По берегам крутых речных обрывов они гнездятся сотнями и тысячами пар. С какой-либо сухой ветки, своего постоянного сторожевого поста, птица легко соскальзывает, переходя в полет, схватывает в воздухе насекомое и возвращается обратно. Красные щурки любят следовать за стадами диких или домашних копытных, так как эти животные все время выпугивают из травы насекомых.

 

Городок Аваса расположен на берегу озеро Аваса.

Городок Аваса расположен на берегу озеро Аваса.

Город Аваса - столица Штата Народов и Народностей Юга. Город раскинулся на высоте 1708 метров на берегу озера Аваса. Озеро имеет размер 16х9 км, максимальная глубина 10 метров. В городе 125 тысяч жителей. Основным занятием жителей является рыболовство.

 

Шпорцевый чибис (Vanellus spinosus, Hoplopterus spinosus, Spur-winged 
Lapwing, Spur-winged Plover).

Шпорцевый чибис (Vanellus spinosus, Hoplopterus spinosus, Spur-winged Lapwing, Spur-winged Plover).

За исключением бледно-коричневой спины и крыльев, окраска этого чибиса черно-белая. Существуют оседлые популяции, населяющие Африку между Сахарой и экватором и в долине Нила, и мигрирующие, разбросанные по всей Малой и Южной Азии. Не очень требователен к месту обитания, занимает главным образом засушливые открытые пространства, не удаленные от воды.

 

Древнее мужское кладбище Туту Фелла (Tutu Fella).
Надгробные памятники - стелы имеют соответственную форму и размер.

Древнее мужское кладбище Туту Фелла (Tutu Fella).
Надгробные памятники - стелы имеют соответственную форму и размер.

В трех километрах по грунтовой дороге от трассы Dilla-Moyale находится древнее кладбище Туту Фелла. Общая площадь примерно 1000 м2. Территория огорожена колючей проволокой и находится прямо в деревне. На территории находится 217 надгробных памятников, 200 из них имеют обычную форму, остальные фаллическую. Высота стел достигает 7,5 м. Археологические раскопки и изучение этого памятника были произведены французским ученым Roger Joussaume и его коллегами в 1986-1990 годах. В процессе раскопок обнаружено множество человеческих костей. Для посещения этой достопримечательности (как и большинства остальных) необходимо заплатить денюжку.

 

Упавшие стелы на кладбище Туту Фелла.
Первому письменному упоминании об Эфиопии - пять тысяч лет.

Упавшие стелы на кладбище Туту Фелла.
Первому письменному упоминании об Эфиопии - пять тысяч лет.

Эфиопское нагорье было местом обитания людей с древнейших времён. Эфиопское нагорье - предполагаемый центр формирования эфиопеоидного антропологического типа, кушитских языков и одного из наиболее древних очагов земледелия.

В 6-5 веках до н. э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей Южной Аравии. Они принесли с собой различные достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос. В 5-м веке до н. э. на плато Тигре образовалось самостоятельное царство, распавшееся в 4-м веке до н. э. В первых веках н. э. на севере современной Эфиопии возникло раннефеодальное царство Аксум. Влияние царство распространялось на обширные земли. Возвышение в 7-м веке Арабского халифата привело к упадку в 8-9 веках Аксумского царства. С 9 века на северных окраинах Эфиопского нагорья начинает распространяться ислам. В первой половине 11 века Аксумское царство распалось. На территории нынешней Эфиопии возникло множество княжеств - мусульманских, христианских, иудаистских, языческих. В 11 веке христианские княжества объединились под властью Ласты. Это царство установило связи с Египтом и Йеменом, наметился подъём экономики и культуры. Царь Амдэ-Цыйон подчинил христианские, иудаистские, языческие и мусульманские государства Эфиопского нагорья и создал империю которая то расширялась то отстаивала свои интересы с соседями. Однако с конца 18 века в Эфиопии вновь усилилась феодальная раздробленность.

 

Домик народности гедео.

Домик народности гедео.

В середине 19-го века император Менелик II воссоздал единое эфиопское государство. В 1890 году Италия объединила все свои владения на Красном море в колонию Эритрея и объявила, что по договору 1889 года Эфиопия признала протекторат Италии над собой. Договор был ошибкой перевода с одного языка на другой. Это привело к возобновлению с 1894 года военных действий между Эфиопией и Италией. Позже в битве при Адуа итальянцы были полностью разгромлены. В 1893-98 годах император Менелик расширил территорию империи, активизировал строительство дорог, телеграфных линий, развивал внутреннюю и внешнюю торговлю. В правление Менелика в Эфиопии была открыта первая больница и стала выпускаться первая газета. В 1897 году император Менелик распорядился об установлении дипломатических отношений между Эфиопией и Россией. После смерти в 1913 году Менелика императором стал его 17-летний внук Лидж Иясу.

В 1931 году императором Хайле Селассие была провозглашена первая в истории Эфиопии конституция. Утверждалась абсолютная власть императора, был создан парламент. Было объявлено об окончательном упразднении рабства в течение ближайших 15-20 лет. В октябре 1935 года итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии. Эфиопские войска оказали ожесточённое сопротивление, иногда добиваясь временных успехов. Однако 31 марта 1936 года основные силы эфиопской армии были разгромлены в сражении при Май-Чоу. 5 мая 1936 года итальянские войска заняли столицу Эфиопии. Итальянская оккупация продолжалась до 1941 года, когда британская армия при поддержке африканцев отвоевала Эфиопию и Эритрею. После войны император Хайле Селассие продолжал править как абсолютный монарх. В 1951 году Эфиопия заключила с США договор о дружбе и экономическом сотрудничестве. К началу 70-х годов император подвергался критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.

 

Люди гедео (Gedeo people).
Все хотят поглазеть и оторвать кусочек на память.

Люди гедео (Gedeo people).
Все хотят поглазеть и оторвать кусочек на память.

Гедео насчитывается 914 тысяч человек. История гедео связана с оромо. Как и другие люди южной Эфиопии, гедео были присоединены Менеликом II, но мирно. Позже они были лишены северянами земли и различных прав. Пик борьбы с северными переселенцами был в 1960 году, когда гедео выступили против правительства, убили сотни переселенцев. Хайле Селассие жестко подавил восстание. Гедео лидируют в производстве кофе, хотя область не самая лучшая для этого. Плотность населения тут очень велика, большинство людей не образовано. Много людей - протестанты, как и в других частях южной Эфиопии, но есть также ортодоксы, мусульмане и приверженцы других религий.

 

В Эфиопии мало гостиниц соответствует европейским меркам.

В Эфиопии мало гостиниц соответствует европейским меркам.

Часто нет воды - ведро и ковшик заменяют водопровод. Электричество как правило включают только по вечерам. Цена жилья для туристов и местных отличается примерно в 2-3 раза. Хотя иногда бывает они не успевают сообразить, и говорят местную цену, а потом разными способами пытаются ее завысить.

 

Женское кладбище Тутути (Tututi) расположено напротив мужского 
Туту Фелла с другой стороны трассы Dilla-Moyale, на холме.
Тут надгробия поменьше и довольно сильно отличаются.
Более 80 стел имеют вырезанные рисунки - в основном особенности анатомии, черты 
лица.

Женское кладбище Тутути (Tututi) расположено напротив мужского Туту Фелла с другой стороны трассы Dilla-Moyale, на холме.
Тут надгробия поменьше и довольно сильно отличаются.
Более 80 стел имеют вырезанные рисунки - в основном особенности анатомии, черты лица.

 

Типичная поза местного жителя по отношению к белому человеку.

Типичная поза местного жителя по отношению к белому человеку.

Дети, видя белого человека, кричат "ю-ю-ю!" Что значит "Ты-ты-ты!", на английском.
Еще типичная фраза "Гив ван быр! Гив ми мани!" (Дай один быр! Дай денег!)
По возрасту некоторых детей похоже, что это их первые слова, а не слово "мама".
В разговорах часто слышится слово "фаранджи" которое дословно переводится с амхарского как "белое лицо".

 

Девушка народности гедео.
Скромняга - стесняется руку протянуть.

Девушка народности гедео.
Скромняга - стесняется руку протянуть.

 

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14