Северный Полюс 2007 - Научная экспедиция ПАЛЭКС Часть 4

Северный Полюс, Архипелаг Шпицберген

1 – 30 апреля 2007

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

 

 

Огромные массы льда, развитые в полярных районах, 
оказывают существенное воздействие на климат планеты, 
а также на колебания Мирового океана.

Огромные массы льда, развитые в полярных районах,
оказывают существенное воздействие на климат планеты,
а также на колебания Мирового океана.

 

Стена

Стена

 

Одной из задач экспедиции являлся планктонный лов с разных глубин,

который позволяет анализировать биологию океана.

Одной из задач экспедиции являлся планктонный лов с разных глубин,
который позволяет анализировать биологию океана.

 

Взлетно-посадочную полосу постоянно ломало. При возможности занималась 
ремонтом аэродрома. 
Это делается довольно весело. В кастрюлях из снега топится пресная вода, которая 
лучше замерзает, чем соленая. 
Вода заливается в трещину вперемешку со снегом. Вот так все просто!

Взлетно-посадочную полосу постоянно ломало. При возможности занималась ремонтом аэродрома.
Это делается довольно весело. В кастрюлях из снега топится пресная вода, которая лучше замерзает, чем соленая.
Вода заливается в трещину вперемешку со снегом. Вот так все просто!

 

Снежные наносы в воде

Снежные наносы в воде

 

Многолетние морские льды, образующиеся на акватории Северного 
Ледовитого Океана, 
выносятся из центрального Арктического бассейна, главным образом, 
через Северный Полюс в пролив Фрама.

Многолетние морские льды, образующиеся на акватории Северного Ледовитого Океана,
выносятся из центрального Арктического бассейна, главным образом,
через Северный Полюс в пролив Фрама.

 

Погода в Арктике может быть более экстремальной, чем в большинстве 
других районов мира, 
с низкими температурами и сильными ветрами. 
В этом регионе располагаются некоторые из самых холодных мест на Земле.

Погода в Арктике может быть более экстремальной, чем в большинстве других районов мира,
с низкими температурами и сильными ветрами.
В этом регионе располагаются некоторые из самых холодных мест на Земле.

 

После бури в гидрологической палатке все покрыто слоем снега.

Лунка каждую ночь подмерзает, приходится чистить.

После бури в гидрологической палатке все покрыто слоем снега.
Лунка каждую ночь подмерзает, приходится чистить.

 

Снегоходы постоянно нужно чистить от снега, чтобы не обнаружить 
его в сугробе

Снегоходы постоянно нужно чистить от снега, чтобы не обнаружить его в сугробе

 

Базовый лагерь «Иван Папанин». 
Игорь Мельников (ИО РАН, д.б.н., научный руководитель ПАЛЭКС), 
Томаш Петровский (ААНИИ, руководитель мобильной группой «Фритьеф Нансен), 
Андрей Кленов (ААНИИ, механик, мобильная группа), 
Юра Евдокимов (ИО РАН, аспирант, гидрофизик), 
Сергей Ляховец (инженер-программист).

Базовый лагерь «Иван Папанин».
Игорь Мельников (ИО РАН, д.б.н., научный руководитель ПАЛЭКС),
Томаш Петровский (ААНИИ, руководитель мобильной группой «Фритьеф Нансен),
Андрей Кленов (ААНИИ, механик, мобильная группа),
Юра Евдокимов (ИО РАН, аспирант, гидрофизик),
Сергей Ляховец (инженер-программист).

 

После того, как ветром порвало туалетную палатку, решили построить 
туалет-иглу.
А для "по-маленькому" приспособлена стоящая недалеко от жилой палатки бочка из под 
топлива, с лейкой.

После того, как ветром порвало туалетную палатку, решили построить туалет-иглу.
А для "по-маленькому" приспособлена стоящая недалеко от жилой палатки бочка из под топлива, с лейкой.

 

Процесс строительства

Процесс строительства

 

Снежный кирпич

Снежный кирпич

 

Белая бахрома

Белая бахрома

 

Черный зигзаг

Черный зигзаг

 

Поверхность "земли". 
Не верится, что под ногами бездна.

Поверхность "земли".
Не верится, что под ногами бездна.

 

Ездовые собаки для катания туристов

Ездовые собаки для катания туристов

 

У собак толстенный мех, живут в сугробах на улице. 
За ночь их полностью заметает снегом, получаются живые сугробы.

У собак толстенный мех, живут в сугробах на улице.
За ночь их полностью заметает снегом, получаются живые сугробы.

 

Туристическая база "Барнео" отличается комфортом и всякими удобствами

Туристическая база "Барнео" отличается комфортом и всякими удобствами

 

Последний из вариантов аэродрома перед отлетом.

Последний из вариантов аэродрома перед отлетом.

Полоса оказалась обрезана трещинами до 540 м. Половина нашей группы уже улетела на Шпицберген. Перегруженный самолет еле взлетел, проехав, по еще не крепко смерзшейся трещине, и колесами чуть не цепляя торосы. Как летчики тут летают - просто непонятно. Иногда погода такая, что пешком идешь и об сугробы спотыкаешься - ничего не видно, а они самолет сажают.

 

Для измерения вертикальных профилей температуры и солености в 
экспедиции ПАЛЭКС использовались современные высокоточные CTD (электропроводность-температура-давление) 
зонды производства компании Sea-Bird Electronics (CША). Использовались два зонда 
модели SBE25 SEALOGGER CTD и три зонда модели SBE19plus SEACAT Profiller. Зонд меряет 
температуру, соленость воды и давление. Стоит примерно 30000$. Датчики прибора рассчитаны 
на опускание до глубины 3400 м.

Для измерения вертикальных профилей температуры и солености в экспедиции ПАЛЭКС использовались современные высокоточные CTD (электропроводность-температура-давление) зонды производства компании Sea-Bird Electronics (CША). Использовались два зонда модели SBE25 SEALOGGER CTD и три зонда модели SBE19plus SEACAT Profiller. Зонд меряет температуру, соленость воды и давление. Стоит примерно 30000$. Датчики прибора рассчитаны на опускание до глубины 3400 м.

 

Пока взлетная полоса была поломана, и возможности улететь не было,
туристы развлекались запусканием салютов.

Пока взлетная полоса была поломана, и возможности улететь не было,
туристы развлекались запусканием салютов.

 

Отбор проб льда

Отбор проб льда

 

Ледовый керн

Ледовый керн

 

Среди льдов

Среди льдов

 

Типичный пейзаж в районе Северного Полюса

Типичный пейзаж в районе Северного Полюса

 

Самолет конструкторского бюро Антонова Ан-72 впервые поднялся 
в воздух 22 декабря 1977 года. Он представляет собой грузовой самолет с укороченным 
взлетом и посадкой. Ан-74 - северный вариант этого самолета для полетов в Арктику, 
с более мощным радиолокатором и с возможностью оборудования лыжным шасси. Двигатели 
подняты очень высоко, практически над фюзеляжем, так что вероятность повреждения 
турбин крайне мала. Самолет специально проектировался для возможности взлета с необорудованных 
площадок. Время разбега до отрыва от поверхности составляет 11 секунд. Идеально 
подходит для обеспечения арктических экспедиций. Скорость на высоте 10000 м 705 
км/час; потолок 10700 м; длина разбега 930 м; длина пробега 465 м; дальность полета 
с максимальной нагрузкой 800 км; дальность полета с максимальным запасом топлива 
3250 км. Вес максимальный взлетный при взлетно-посадочной полосе 1800 м 34500 кг; 
максимальный взлетный при взлетно-посадочной полосе 1000 м 27500 кг. Размах крыла 
31,89 м; длина 28,07 м; высота 8,65 м; площадь крыла 98,62 кв. м.

Самолет конструкторского бюро Антонова Ан-72 впервые поднялся в воздух 22 декабря 1977 года. Он представляет собой грузовой самолет с укороченным взлетом и посадкой. Ан-74 - северный вариант этого самолета для полетов в Арктику, с более мощным радиолокатором и с возможностью оборудования лыжным шасси. Двигатели подняты очень высоко, практически над фюзеляжем, так что вероятность повреждения турбин крайне мала. Самолет специально проектировался для возможности взлета с необорудованных площадок. Время разбега до отрыва от поверхности составляет 11 секунд. Идеально подходит для обеспечения арктических экспедиций. Скорость на высоте 10000 м 705 км/час; потолок 10700 м; длина разбега 930 м; длина пробега 465 м; дальность полета с максимальной нагрузкой 800 км; дальность полета с максимальным запасом топлива 3250 км. Вес максимальный взлетный при взлетно-посадочной полосе 1800 м 34500 кг; максимальный взлетный при взлетно-посадочной полосе 1000 м 27500 кг. Размах крыла 31,89 м; длина 28,07 м; высота 8,65 м; площадь крыла 98,62 кв. м.

 

Гряда торосов - это сравнительно прямолинейное нагромождение битого 
льда, 
образовавшегося в результате сжатия. Подводная часть гряды называется ледяным килем.

Гряда торосов - это сравнительно прямолинейное нагромождение битого льда,
образовавшегося в результате сжатия. Подводная часть гряды называется ледяным килем.

 

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5