1 – 30 апреля 2007
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Панарктическая ледовая дрейфующая экспедиция (ПАЛЭКС) организована Институтом Океанологии имени П. Шершова РАН России, в рамках российского проекта Международного Полярного Года (МПГ). Наша команда состоит из 14 человек. Научный руководитель экспедиции - заслуженный полярник, Мельников Игорь Алексеевич.
Архипелаг Шпицберген (Spitsbergen) расположен в Северном Ледовитом Океане на расстоянии примерно 1300 км от Северного Полюса и служит пересадочным пунктом на пути к нему. Название архипелага по-норвежски Свалбард (Svalbard) и в переводе означает "холодные берега". С 1194 года некий Свалбард упоминается в норвежских летописях. Но нет уверенности, что имелся в виду именно сегодняшний Свалбард. В 1596 году острова вновь открыты голландцем Виллемом Баренцем, который дал острову название «Шпицберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил в районе острова большое количество моржей и китов, что впоследствии привело к многочисленным промысловым экспедициям и поставило их на грань истребления.
По договору от 9 февраля 1920 года, Шпицберген был передан Норвегии, однако все 39 стран, участвовавших в подписании "Шпицбергенского трактата", сохраняли право использовать его в хозяйственных целях. Особенную актуальность этот вопрос приобрёл после открытия на острове месторождений каменного угля. Сегодня на Шпицбергене экономическую активность осуществляют лишь Норвегия и Россия.
Крупнейшие острова архипелага - это Западный Шпицберген и Северо-Восточная Земля. Площадь архипелага Шпицберген - 62,7 тысяч кв.км. Коренного населения на Шпицбергене нет, на архипелаге живут около 1,2 тысячи норвежцев и около 850 российских и украинских граждан, занятых добычей угля. Административный центр Шпицбергена - норвежский поселок Лонгйир (Longyearbyen). Помимо Лонгйира и другого норвежского поселка Нью-Олесунд, на Шпицбергене расположены два российских поселка: Баренцбург и Пирамида.
Единственный аэропорт на Шпицбергене находится возле поселка Лонгйир.
До российского города Баренцбург, расположенного примерно в 55 км от аэропорта,
можно добраться на снегоходе или вертолете.
Автомобильных дорог тут практически нет. Да и не очень они тут нужны.
Аэропорт норвежского города Лонгйир.
Сюда с материковой Норвегии почти каждый день летает регулярный рейс,
привозящий, в основном, туристов.
Шпицберген имеет гористый рельеф (высшая точка - гора Ньютон 1712 м), его берега изрезаны фьордами. Ледники занимают более половины поверхности островов (35,1 тысячи кв.км).
Берег фьорда Исфьорд.
Фьорд - узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько раз превосходит ширину. Фьорды возникли в эпоху четвертичного оледенения в результате обработки ледником и последующего затопления морем речных долин и тектонических впадин.
Русский город Баренцбург.
Баренцбург - второй по величине населенный пункт на архипелаге Шпицберген. Его населяют около 850 жителей, в основном русские и украинцы. Главная экономическая активность поселка - добыча угля компанией Арктикуголь. Немного начинает развиваться туризм.
Дымит черным дымом местная ТЭЦ.
Угольная пыль тонким слоем покрывает снег.
Гренландское море омывает холодные берега архипелага.
В водах архипелага водятся треска, палтус, пикша, гренландский тюлень, нерпа, белуха,
на островах - белый медведь, песец, олень.
Фьорд Гренфьорд
Береговая линия состоит из льда и снега.
Баренцбург расположен тут из-за, в целом, убыточных угольных шахт,
которые в соответствии с международным соглашением позволяет оставаться России на
этих островах.
Кроме Баренцбурга на Шпицбергене есть и другой шахтёрский посёлок - Пирамида, но он нежилой. Своё название посёлок получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан. Поселение было основано шведами в 1910 году, с 1927 года посёлок стал советским. Население в 1960-1980-х годах составляло более 1000 человек, но в 1990-е годы посёлок жители покидали посёлок. В 2000 году он был закрыт, однако в скором времени планируется возобновить разработки.
Белых медведей мы, к сожалению, видели только в музее
Площадь арктических морских акваторий составляет около 20 млн. км2. К ним относятся Северный Ледовитый океан, прилегающие шельфовые моря (Бофорта, Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптева, Карское, Баренцево), Белове море, северные моря (Гренладское, Норвежское и Исландское), море Лабрадор, море Баффина, Гудзонов залив, Канадский Арктический архипелаг и Берингово море. В Северном Ледовитом океане есть два главных бассейна - Канадский и Евразийский, разделенные трансполярным подводным хребтом Ломоносова.
С геологической точки зрения архипелаг представляет собой один из самых интересных в мире районов. Горы лежат рядами, подобно гигантскому архиву, поднимающемуся из земли. Здесь геологи могут заглянуть в историю Земли самых отдаленных времен - от докембрийского до четвертичного периода.
На Шпицбергене с октября по февраль наступает полярная ночь.
В июне-августе температура поднимается выше нулевой отметки, зато редко опускается
ниже -20°С.
Главная улица поселка Лонгйир с магазинами, супермаркетами, кафе и барами
Снега тут достаточно много, тает он только коротким летом.
Основной транспорт местных жителей это снегоходы.
Поселок Лонгйир довольно небольшой
Обмерзшая пристань
Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к 4 веку до н.э., когда грек Пифей из Массилии совершил плавание в страну Туле. Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь.
На Шпицбергене 60 процентов площади земли круглый год покрыто льдом и снегом. Глубина вечной мерзлоты достигает 500 метров. Деревья тут не растут совсем, только мелкие растения.
В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем
Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596.
Рейсы из Атлантического океана до реки Енисей совершались торговыми судами еще перед
Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е
годы. В 1932 ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска
до Берингова пролива. В 1934 ледокол «Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении
с востока на запад. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов
регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России.
Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась
от нескольких недель до четырех месяцев.
Белые склоны гор спускаются к холодному морю
Старая канатная дорога транспортировала угль от места добычи в порт
Сейчас уже уголь возле Лонгйира не добывается,
а канатную дорогу сохранили для показа многочисленным туристам.